Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может возобновить закупки газа у Туркмении

«Газпром» может возобновить закупки газа у Туркмении

Российская компания не делала этого в течение трех лет

«Мы видим большие перспективы расширения нашего сотрудничества в газовой сфере, и самое главное – это понимание того, что мы буквально в ближайшей перспективе продолжим нашу работу в рамках контракта на закупку туркменского газа», – сообщил предправления «Газпрома» Алексей Миллер в интервью туркменскому телеканалу «Ватан». Слова Миллера стали своего рода подведением итогов встречи с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, которая состоялась в среду, 27 марта, в Ашхабаде. На каких условиях стороны договорись возобновить действие контракта, Миллер не уточнил. Представители «Газпрома» и «Туркменгаза» не ответили на запросы «Ведомостей», «Газпром экспорта» – отказался от комментариев.

У «Газпрома» есть контракт на покупку газа у Туркменистана, но последние поставки по нему были в 2015 г. Российскую компанию не устраивала цена, о ее снижении с «Туркменгазом» договориться не получилось, и в середине 2015 г. «Газпром экспорт» подал иск в арбитраж, требуя пересмотра стоимости газа с 2010 г. Размер компенсации, по данным «Интерфакса», российская компания оценивала примерно в $4 млрд.

С 2016 г. «Газпром» не покупал туркменский газ, называя это «контрактной паузой». Позднее рассмотрение арбитражного дела было приостановлено до 31 декабря 2018 г. «с целью нахождения взаимоприемлемого решения о дальнейшем сотрудничестве», сообщалось в материалах «Газпрома».

Условия, в которых Россия и Туркмения пошли на конфликт, допустив приостановку закупок газа, сильно изменились, прийти к новым договоренностям сейчас может быть взаимовыгодным решением для обеих сторон, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Выхода нет

Туркмения занимает 4-е место в мире по доказанным запасам газа – 17,5 трлн куб. м (9,4% мировых запасов). Экспорт газа – один из основных источников пополнения национального бюджета. Программа социально-экономического развития страны от 2011 г. предусматривает, что к 2030 г. добыча газа должна вырасти до 230 млрд куб. м в год, а экспорт – до 180 млрд куб. м. «Газпром» в среднем в 2010–2014 гг. покупал у «Туркменгаза» около 11 млрд куб. м газа в год. Но Туркмения свои планы по увеличению экспорта долгое время связывала в первую очередь с ростом поставок в Китай и на уступки идти не хотела.

В 2012 г. «Туркменгаз» и китайская CNPC подписали рамочное соглашение о сотрудничестве, предусматривающее увеличение поставок газа в Китай до 65 млрд куб. м. Предполагалось, что они будут поставляться по газопроводу Центральная Азия – Китай. Однако из четырех линий трубы до сих пор построены только три общей мощностью 55 млрд куб. м, из которых за Туркменией зарезервировано лишь 35 млрд куб. м.

Строительство самой мощной (30 млрд куб. м), четвертой нитки трубопровода было заморожено по инициативе Китая в 2015 г. Судьба газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (TAPI) мощностью 33 млрд куб. м в год пока также остается неопределенной. Общая стоимость проекта оценивается в сумму порядка $10 млрд. Изначально предполагалось, что его строительство завершится в 2019 г., но потом эти сроки неоднократно переносились.

 
 

После прекращения поставок газа в Россию у Туркмении оставался еще один крупный покупатель газа – иранская госкорпорация National Iran Gas Co. (NIGC). В 2016 г. Туркмения экспортировала в Иран около 6,7 млрд куб. м газа, по данным BP. Но в начале 2017 г. «Туркменгаз» обвинил контрагента в несвоевременных платежах и прекратил поставки газа в Иран.

В результате конфликтов с основными покупателями экспорт газа из Туркмении сократился в 2017 г. до 33,6 млрд куб. м, минимального значения с 2012 г.

Резерв мощности

Для «Газпрома» тоже многое поменялось. Четыре года назад «Газпром» добывал чуть более 400 млрд куб. м газа в год и имел резерв добывающих мощностей в 150 млрд куб. м, утверждал Миллер. В прошлом году «Газпром» добыл 497,6 млрд куб. м газа, что лишь на 2% выше предыдущего пика, достигнутого в 2013 г.

Издержки на добычу газа в России не превышают $30–50 за 1000 куб. м и это в любом случае ниже, чем гипотетическая цена, которую «Газпром» будет платить «Туркменгазу», убежден директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Сделка может быть связана с одним из следующих факторов: либо «Газпрому» сложно проходить пиковые нагрузки с учетом роста экспорта в последние несколько лет, либо сделка является попыткой оказать поддержку Туркменистану и не дать ему полностью оказаться в орбите Китая, а также поставлять газ в Европу самостоятельно, подключившись к проекту TANAP», – считает Маринченко.

«Замкнув на себя докризисные 10 млрд куб. м газа из Туркмении, «Газпром» получит гарантию, что в среднесрочном периоде эти объемы не попадут на китайский рынок, где у российского концерна активизировались переговоры по проекту «Сила Сибири – 2», – добавляет аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Сергей Капитонов.

Инициативу проявила Туркмения, в том числе чтобы урегулировать арбитражный спрос, уверен замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. «Экспорт в Китай приносит не так много денег, учитывая собственную добычу китайцев в регионе и долговые обязательства», — говорит Гривач. Для России возобновление закупок — прежде всего, возможность укрепить свое положение в регионе, считает эксперт. «Прямого влияния на российские поставки газа в Китай это, скорее всего, не окажет, но будет дополнительным скрытым козырем в диалоге, как с китайцами, так и с потенциальными интересантами с Запада», — делится мнением эксперт. Цена туркменского газа должна быть привлекательной с учетом затрат на транспортировку в Европу, поэтому вряд ли превышает $100-110 за 1000 куб. м предполагает Гривач.

«Исходя из текущего уровня цен на газ в Европе экономика поставок туркменского газа в Россию вряд ли будет работать, если цена превышает $100-125 за 1000 куб. м», — соглашается Маринченко.

  

Авторы: Артур Топорков, Анна Червонная

Источник: Ведомости, 28.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики