Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уход Shell может стать началом перезапуска проекта "Балтийский СПГ"

Уход Shell может стать началом перезапуска проекта "Балтийский СПГ"

Сроки запуска «Балтийского СПГ» в нынешнем формате не очень понятны. Тормозит его реализацию требование Shell о предоставлении льгот как для «Ямала СПГ», что не устраивает российское руководство, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. «Газпром» же хочет эту историю сдвинуть с мертвой точки, чтобы конкурировать с «Новатэком» на СПГ-рынке. 

Выход Shell из проекта "Балтийский СПГ"

Стало известно о начале переговоров об условиях выхода компании Shell из проекта «Балтийский СПГ». Как сообщают источники газеты «Ведомости», «Газпром» более не рассматривает Shell в качестве партнера в строительстве СПГ-завода под Санкт-Петербургом, хотя та принимала участие в подготовке проекта с осени 2015 году.

В то же время компания Shell в выходе из проекта не заинтересована. Стороны намерены придти к компромиссу до 18 апреля 2019 года, на которое назначена встреча главы «Газпрома» Алексея Миллера и представителей Shell. О вариантах компромисса собеседники издания сообщать не стали.

«Сроки запуска Балтийского СПГ в нынешнем формате не понятны. Тормозит его реализацию требование Shell о предоставлении льгот как для «Ямала СПГ», что не страивает российское руководство. Shell нужна низкая себестоимость газа на входе в завод, и они просят «Газпром» пролоббировать вопрос о льготах, в первую очередь об обнулении НДПИ. Но российское руководство на такое предложение не согласно.

Льготы для «Ямала СПГ» были предоставлены потому, что они с нуля разрабатывали Южно-Тамбейское месторождение, в то время как Shell для «Балтийского СПГ» собирается брать газ из трубы, которая идет от разработанных месторождений. В свою очередь Shell опасается, что от цены газа, который будет приходить на завод, они не получат прибыль при его последующей продаже. При этом вложения в сам завод довольно большие, и этот торг постоянно продолжается», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Компания Shell стала единственным партнером «Газпрома» в реализации «Балтийского СПГ» в 2015 году, а разработка технического проекта началась только в прошлом году. Первоначально британско-нидерландская компания оценивала мощность завода в 10 млн тонн сжиженного природного газа в год с ее возможным увеличением до 13 млн тонн. 

Рынки сбыта для газа с "Балтийского СПГ"

Стоимость проекта оценивалась в 11,5 млрд долларов. В марте 2019 году «Газпром» изменил концепцию реализации проекта, и теперь она предусматривает полную интеграцию «Балтийского СПГ» и газоперерабатывающего завода.

«Возможно, лучшим вариантом для «Газпрома» будет привлечение какого-то третьего акционера, в качестве партнера рассматриваются корейцы. Такое решение позволит снизить инвестиции каждой стороны в проект. Сейчас де-факто «Балтийский СПГ» заморожен уже несколько лет, и его необходимо сдвинуть с мертвой точки.

Ситуацию осложняет и опасения Shell касаемо расширения американских санкций против  российских СПГ-проектов. Сейчас уже пошла тема санкций против СПГ, но пока только против зарубежных российских проектов, и риск того, что под ограничения попадут и внутренние проекты сохраняется. Именно поэтому Shell предпочитает затянуть проект, а «Газпром» наоборот стремится ускорить его, чтобы конкурировать с «Новатэком» на СПГ-рынке», - считает Игорь Юшков.

В качестве целевых рынков сбыта сжиженного газа в Балтийского «СПГ» рассматриваются страны Атлантического региона, Ближнего Востока, Южной Азии, а также рынки малотоннажного СПГ в регионах Балтийского и Северного морей. Наш эксперт выделяет рынки Европы, куда не приходят трубопроводные поставки «Газпрома».

«Речь идет о Португалии, Испании, частично Великобритании. Следует также рассматривать дальнейшее зарубежье вплоть до транспортировки через Суэц на азиатские рынки и выход на рынки Южной Америки и Мексики. Все они удалены от трубы. Государству не выгодно, когда сжиженный газ заходит на те же рынки, что и трубопроводный. Для бюджета гораздо выгоднее, когда при поставках по трубе «Газпром» платит и НДПИ, и экспортную пошлину», - резюмирует Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 10.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики