Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На грани краха: энергосистема Украины работает без пяти атомных блоков

На грани краха: энергосистема Украины работает без пяти атомных блоков

Из 15 энергоблоков, имеющихся в наличие у Украины, в штатном режиме сегодня работает лишь десять. Официальная причина закрытия трети всех блоков — их плановый ремонт. Но если на блоке №2 и №4 Запорожской АЭС ремонт длится чуть менее месяца, то блок №1 Хмельницкой АЭС простаивает уже более 4 месяцев.

Как заявляют в пресс-службе Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом», ситуация не выходит за рамки штатной и опасаться подобных сообщений не стоит.

В это можно было бы поверить если бы факты упорно не говорили об обратном. Большинство украинских АЭС были построены в эпоху развитого коммунизма и сегодня их срок эксплуатации подходит к концу. Более того, дефицит финансирования АЭС уже составляет порядка 1,4 миллиарда гривен, (около 6 миллиарда рублей), и Украине становится все сложнее поддерживать атомную инфраструктуру в рабочем состоянии.

Покупать американское топливо все равно, что заряжать «Samsung» шнуром от iPhone

Сколько бы раз украинская власть не трубила о том, что ей удалось значительно сократить зависимость от России в той или иной сфере, на Украине по-прежнему большинство отраслей не просто зависимы, а крайне зависимы от России. И этот факт нужно признать.

Не так давно в украинские СМИ просочилась информация о том, что Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» заключила долгосрочный контракт с российской компанией «ТВЭЛ» на поставку ядерного топлива для украинских АЭС. При этом украинская компания пролонгировала действовавший контракт до 2025 года в условиях особой секретности без разглашения каких-либо деталей. Этот договор позволит российской компании и далее контролировать стратегические объекты на Украине, вырабатывающие до 50% всей электроэнергии.

При этом данная информация прозвучала на фоне предвыборных заявлений кандидата в президенты Украины Петра Порошенко, заявившего «об огромном отрыве от России в части зависимости от российского топлива». По его словам, блок №3 Южно-Украинской АЭС в Николаевской области стал первым энергоблоком, который заработал исключительно на топливе американо-японской компании «Westinghouse».

Он также добавил, что, создав свою мощную энергосистему Киев не только «соскочит» с зависимости от Москвы, но и построит некий «Энергомост», который обязательно придется по душе Европейскому Союзу:

«Проект Энергомоста является геополитическим противовесом планам Москвы, который позволит нашим европейским партнерам иметь альтернативный и надежный источник поставок электроэнергии по конкурентным ценам. Иными словами, Украина может стать важным участником энергетической безопасности Европы», — добавил Петр Порошенко.

Почему закупки американского топлива прекратились также внезапно, как и начались, тому есть несколько логичных объяснений.

Во-первых, все украинские АЭС строились по ГОСТ и проектам времен СССР, а значит и топливо для них должно быть «родным». Попробуйте зарядить свой «Samsung» шнуром от iPhone.

Во-вторых, финансируемая из государственного бюджета Национальная компания «Энергоатом» давно стоит на грани банкротства и российское топливо намного дешевле. По словам экс-руководителя Чернобыльской АЭС Михаила Уманца, компании все сложнее находить средства на поддержание в рабочем состоянии атомной инфраструктуры.

Подтверждает это и глава «Энергоатома» Юрий Недашковский, заявивший, что на закупки ядерного топлива на 2019 год компании не хватает 1,4 миллиарда гривен.

Почему у России покупать лучше?

В пользу России говорит и тот факт, что согласно контракту о поставках ядерного топлива «ТВЭЛ», обязуется забирать отработанное топливо на утилизацию. А вот в контракте с американцами такого пункта нет перед Украиной может встать огромная проблема, где это хранить и утилизировать. Иными словами, даже если и будет построен завод по переработке, то экологии страны, имеющей Чернобыль, это станет приговором.

Но и это, по словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, не самое страшное. Он напомнил, что построенная по советским образцам АЭС Темелин в Чехии в свое время также столкнулась с проблемой адаптации американского топлива. На протяжении 10 лет чехи фиксировали неоднократные повреждения тепловыделяющих сборок «Westinghouse» и в 2006 году отказались от услуг американской компании.

То же самое произошло и на Украине в 2010-2013 годах, когда Южно-Украинская АЭС была выбрана в качестве экспериментальной площадке по замене российского топлива на американское. Так, в 2013 года из-за деформации из блока № 2 Южно-Украинской АЭС выгрузили 27 сборок, а в 2016 году досрочно выгрузили одну кассету из-за ее негерметичности. Не прижилась американская кассета и в блоке № 5 Запорожской АЭС, вследствие чего ее также пришлось извлекать.

Если говорить о технической стороне вопроса, то американские и российские технологии значительно отличаются друг от друга имеет, как ряд преимуществ, так и недостатков. Причем у американцев их куда больше. Например, поставленные на Украину американские сборки отличаются от российских уровнем обогащения урана-235.

Если у «Westinghouse» он составляет 3,48%-3,82%, то у «ТВЭЛ» этот показатель равен 3,99%-4,38%. Это влияет не только на себестоимость продукции, считай цену для потребителя, но и во многом определяет мощность тепловыделения и срок выгорания сборки. А так, как главной технической проблемой «Westinghouse» всегда была деформация, от чего чехи и отказались от этой продукции, то и на Украину все еще поступают сборки в режиме проектной эксплуатации.

Стоить также отметить, что новым владельцем американской компании «Westinghouse» является инвестиционный фонд, который уже начал «оптимизировать» производство, а значит существует и риск снижения качества и без того не безупречной продукции.

Украина скрывает от МАГАТЭ ряд проблем с ядерным топливом

В наследство от СССР Украина получила развитую атомную энергетику. В 2014 году украинские власти начали наращивать нагрузку на АЭС, и если в 2013 году на атомную отрасль приходилось примерно 43% от всей вырабатываемой в стране электроэнергии, то в 2016 году доля АЭС составляла уже 52,4% производимой энергии.

В 2016 году академическое профильное издание Energy Research & Social Science сообщало, что «в течение многих лет аварии на украинских АЭС не регистрируются в базе данных, несмотря на сообщения о них в государственных СМИ».

Авторы исследования пришли к выводу, что вероятность крупной атомной аварии на Украине в ближайшие годы достигает 80%.

Однако строительство новых энергоблоков — затея очень дорогостоящая. Например, Украина давно вынашивает планы по строительству двух дополнительных энергоблоков для Хмельницой АЭС. В июле 2018 года Кабинет министров даже утвердил технико-техническое обоснование строительства третьего и четвертого блоков. Однако их стоимость может составить более $2,7 миллиарда, что для украинского бюджета суммой является неподъемной.

Еще в 2010 году к решению проблемы могли привлечь «Росатом», но после договор о намерениях был расторгнут, и Украина нашла более «дешевую» чешскую «Skoda JS a. s.», которая могла бы построить два блока за $3 миллиарда, вместо предлагаемой сметы за один блока в $4 миллиарда другими компаниями.

Но и здесь Украину поджидала неудача: подразделение «Skoda JS a. s.», которое занимается производством реакторов, входит в российский холдинг «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ). Поэтому сотрудничество Украины и Чехии также оказалось невозможным.

По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислава Митрахович, с момента распада СССР на Украине не было построено ни одного нового энергоблока, были только доведены до конца работы по возведению заложенных ещё в советский период двух блоков.

Еще одной проблемой, по словам Дмитрия Марунича, является полная засекреченность всех атомных программ. И в случае трагедии и внештатной ситуации, украинцы узнают об этом в последний момент.

«Энергоатом» нигде об этом официально не говорит. Они обязаны отчитываться перед МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), если произошел какой-то инцидент.

Так вот, официально на станциях, где эксплуатируется топливо «Westinghouse», ничего такого не происходило. Однако хотя Государственная инспекция ядерного регулирования Украины утверждает, что серьезных недостатков у американских TWC-WR не выявлено, она в то же время не дает разрешения на промышленное использование топлива «Westinghouse». До сих пор идет опытно-промышленная эксплуатация
», — говорит эксперт.

По словам Дмитрия Марунича, из-за проблем с предыдущими моделями топливных сборок (TWC) и их эксплуатации в смешанной зоне реактора происходило искривление то ли российского, то ли американского топливного элемента.

«В случае нештатной ситуации поглощающий стержень, который должен упасть туда, просто не упадет. Это чревато неуправляемым выделением тепла, а потом и ядерной реакцией. Такие реакторы не должны взрываться, как чернобыльский, но там случилось нечто похожее: стержни не долетели до безопасной зоны и не смогли загасить уже начавшуюся ядерную реакцию. «Westinghouse» должен был доработать TWC, и результатом этой доработки стал элемент TWC-WR. С этим топливом, согласно официальным данным, проблем не было», — добавил Дмитрий Марунич. 

Автор: Олег Пономарёв

Источник: Imhoclub.by, 12.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики