Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Порошенко окончательно проиграл Меркель в борьбе с "Северным потоком-2"

Порошенко окончательно проиграл Меркель в борьбе с "Северным потоком-2"

Меркель даже на словах перестала поддерживать "борьбу" Порошенко с "Северным потоком-2", так как интерес Германии в проекте очевиден. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Итоги встречи президента Украины Петра Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель показала, что взгляды Берлина и Киева на будущее Украины расходятся фундаментально. Украина хочет сохранить газовый транзит по своей территории из Росси в Европу, но скорый запуск газопровода "Северный поток-2" сводит шансы на это к нулю. Украина теряет не только деньги – транзит необходим ей для обеспечения газом собственных регионов, без нормальной загрузки транзитной "трубы" это невозможно.

Потому Киев кровно заинтересован в том, чтобы "Северный поток-2" не был запущен. Но у Берлина совсем другие цели. Ввод обходного газопровода в эксплуатацию позволит избавиться от транзитных рисков той же Украины и удешевить поставки. Но главное – Германия становится мощным газораспределительных хабом для всей Европы, что позволит ей регулировать поставки для Польши, Чехии и другой периферии ЕС, а также на юг Европы. Это мощный рычаг влияния и доминирования в Евросоюзе", - отмечает аналитик.

Петр Порошенко по итогам встречи с Ангелой Меркель заявил, что не прекратит борьбу с газопроводом "Северный поток-2". По его словам, позиция Германии состоит в том, чтобы защищать Украину и обеспечить ее безопасность, однако "механизмы защиты этой безопасности мы пока видим по-разному". Так, Берлин предполагает сохранить какую-то часть транзита газа по Украине, Киев хочет заблокировать строительство или работу "Северного потока-2", так как видит "политическую угрозу".

"Меркель серьезно лукавит, выступая с проукраинских позиций, но это легко объяснить. Бизнес Германии уже сейчас поставляет трубы для российско-немецкого газопровода, участвует в работах по прокладке и еще целым рядом способов зарабатывает на этом проекте. Более того, Берлин намерен войти в консорциум по управлению готовой "трубой", после чего будет получать дополнительные выгоды. А при поставках газа в другие страны ЕС Берлин уже сам начнет получать плату за транзит по своей территории.

При этом когда-то немецкие власти взяли на себя обязательства по политической поддержке украинских политиков. Но сейчас, со столь очевидными и немалыми выгодами, Германия явно не станет останавливать "Северный поток-2" – это глупость. Публично признать, что поддержка Украины ему не с руки, Берлин не может. Потому делает осторожные заявления о "разных позициях", хотя на деле все очевидно: Германия предпочла собственные интересы украинским, Киев проиграл в противостоянии с "Северным потоком-2", - подчеркивает эксперт.

ГТС на продажу

Порошенко по итогам беседы с Меркель объявил, что "предложил немецким компаниям участвовать в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС)". Он также сказал, что Киев может "обсуждать и другие варианты". "Наше стратегическое партнерство с Украиной стерпит тот факт, что у нас по одному вопросу расходятся мнения. Несмотря на это, у нас есть большое количество одинаковых взглядов", - дипломатично уклонилась от комментария Меркель. 

Проект "Северный поток - 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Стоимость строительства оценивается в €9,5 млрд, запуск газопровода ожидается до конца текущего года. Строительство трубопровода поддерживают власти Германии, которые настаивают на чисто экономическом характере проекта. Против выступают Украина и США.

"Какая-то минимальная часть транзита по Украине, вероятнее всего, если Киев пойдет на переговоры, будет сохранена. "Газпром" озвучивал, что это может быть 10-15 млрд кубометров ежегодно. В Приднестровье, Молдавию и Словакию осуществлять поставки надо. да и в 2020-2021 годы украинская "труба" понадобится, пока не начнут работу на полную мощность "Северный поток-2" и "Турецкий поток".

Потому теоретически инвестировать в небольшой сегмент украинской ГТС может быть выгодно – она останется, но все же большая часть системы будет распилена за ненадобностью. Опять же теоретически может появиться консорциум, в котором примут участие немецкие или даже российские компании, чтобы управлять будущими поставками газа по Украине в Европу. Но далеко не факт, что это произойдет.

Вероятно, Германия все же не против поучаствовать в строительстве и эксплуатации изолированного сегмента украинской ГТС для своих целей. Но это будут уже крайне малые объемы газа и совсем другие переговоры. Если же диалог с Украиной провалится, появятся планы на "Северный поток-3" и "Турецкий поток-2" – эти проекты уже не раз анонсировали, невероятными они сегодня не видятся", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 12.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики