Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Порошенко окончательно проиграл Меркель в борьбе с "Северным потоком-2"

Порошенко окончательно проиграл Меркель в борьбе с "Северным потоком-2"

Меркель даже на словах перестала поддерживать "борьбу" Порошенко с "Северным потоком-2", так как интерес Германии в проекте очевиден. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Итоги встречи президента Украины Петра Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель показала, что взгляды Берлина и Киева на будущее Украины расходятся фундаментально. Украина хочет сохранить газовый транзит по своей территории из Росси в Европу, но скорый запуск газопровода "Северный поток-2" сводит шансы на это к нулю. Украина теряет не только деньги – транзит необходим ей для обеспечения газом собственных регионов, без нормальной загрузки транзитной "трубы" это невозможно.

Потому Киев кровно заинтересован в том, чтобы "Северный поток-2" не был запущен. Но у Берлина совсем другие цели. Ввод обходного газопровода в эксплуатацию позволит избавиться от транзитных рисков той же Украины и удешевить поставки. Но главное – Германия становится мощным газораспределительных хабом для всей Европы, что позволит ей регулировать поставки для Польши, Чехии и другой периферии ЕС, а также на юг Европы. Это мощный рычаг влияния и доминирования в Евросоюзе", - отмечает аналитик.

Петр Порошенко по итогам встречи с Ангелой Меркель заявил, что не прекратит борьбу с газопроводом "Северный поток-2". По его словам, позиция Германии состоит в том, чтобы защищать Украину и обеспечить ее безопасность, однако "механизмы защиты этой безопасности мы пока видим по-разному". Так, Берлин предполагает сохранить какую-то часть транзита газа по Украине, Киев хочет заблокировать строительство или работу "Северного потока-2", так как видит "политическую угрозу".

"Меркель серьезно лукавит, выступая с проукраинских позиций, но это легко объяснить. Бизнес Германии уже сейчас поставляет трубы для российско-немецкого газопровода, участвует в работах по прокладке и еще целым рядом способов зарабатывает на этом проекте. Более того, Берлин намерен войти в консорциум по управлению готовой "трубой", после чего будет получать дополнительные выгоды. А при поставках газа в другие страны ЕС Берлин уже сам начнет получать плату за транзит по своей территории.

При этом когда-то немецкие власти взяли на себя обязательства по политической поддержке украинских политиков. Но сейчас, со столь очевидными и немалыми выгодами, Германия явно не станет останавливать "Северный поток-2" – это глупость. Публично признать, что поддержка Украины ему не с руки, Берлин не может. Потому делает осторожные заявления о "разных позициях", хотя на деле все очевидно: Германия предпочла собственные интересы украинским, Киев проиграл в противостоянии с "Северным потоком-2", - подчеркивает эксперт.

ГТС на продажу

Порошенко по итогам беседы с Меркель объявил, что "предложил немецким компаниям участвовать в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС)". Он также сказал, что Киев может "обсуждать и другие варианты". "Наше стратегическое партнерство с Украиной стерпит тот факт, что у нас по одному вопросу расходятся мнения. Несмотря на это, у нас есть большое количество одинаковых взглядов", - дипломатично уклонилась от комментария Меркель. 

Проект "Северный поток - 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Стоимость строительства оценивается в €9,5 млрд, запуск газопровода ожидается до конца текущего года. Строительство трубопровода поддерживают власти Германии, которые настаивают на чисто экономическом характере проекта. Против выступают Украина и США.

"Какая-то минимальная часть транзита по Украине, вероятнее всего, если Киев пойдет на переговоры, будет сохранена. "Газпром" озвучивал, что это может быть 10-15 млрд кубометров ежегодно. В Приднестровье, Молдавию и Словакию осуществлять поставки надо. да и в 2020-2021 годы украинская "труба" понадобится, пока не начнут работу на полную мощность "Северный поток-2" и "Турецкий поток".

Потому теоретически инвестировать в небольшой сегмент украинской ГТС может быть выгодно – она останется, но все же большая часть системы будет распилена за ненадобностью. Опять же теоретически может появиться консорциум, в котором примут участие немецкие или даже российские компании, чтобы управлять будущими поставками газа по Украине в Европу. Но далеко не факт, что это произойдет.

Вероятно, Германия все же не против поучаствовать в строительстве и эксплуатации изолированного сегмента украинской ГТС для своих целей. Но это будут уже крайне малые объемы газа и совсем другие переговоры. Если же диалог с Украиной провалится, появятся планы на "Северный поток-3" и "Турецкий поток-2" – эти проекты уже не раз анонсировали, невероятными они сегодня не видятся", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 12.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики