Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сколько Варшаве пришлось "переплатить" за российский газ

Сколько Варшаве пришлось "переплатить" за российский газ

Польша озвучила потери от поставок российского газа в 23 млрд долларов. Обсуждение вопроса состоялось на прошедшем в Гданьске VII Национальном энергетическом саммите.

Уполномоченный польского правительство по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что Польша на протяжении многих лет покупала газ у "Газпрома" по ценам выше, чем у европейских поставщиков, в результате чего понесла многомиллиардные убытки. 

"Польша понесла убытки, поскольку поставки газа от российского монопольного поставщика оказались дороже европейских", – цитирует Наимского РБК.

По словам представителя польского правительства, только в 2001–2018 годах из-за отсутствия диверсификации поставок сырья республика потеряла от 50 миллиардов до 100 миллиардов злотых. Согласно текущему курсу, от 11,7 миллиарда евро до 23,35 миллиарда евро.

Наимский в ходе саммита также отметил, что Польша должна стремиться к получению газа из разных источников, чему должны поспособствовать постройка газопровода Baltic Pipe, которая соединяет Польшу с норвежской газотранспортной системой, строительство нового терминала в Гданьске и расширение СПГ-терминала в Свиноуйсьце.

"Реализация этих проектов позволит диверсифицировать поставки газа в Польшу, решить проблему зависимости от российского поставщика, а также снизить стоимость импорта этого сырья", – добавил Наимский.

Напомним, что в 2012 году Польша обвинила российскую компанию "Газпром" в злоупотреблении положением на рынке. Отмечалось, что компания виновна в "разделении" рынков, несправедливом ценообразовании, препятствовании по диверсификации закупок газа.

24 мая 2018 года Еврокомиссия прекратила расследование в отношении компании, отказавшись назначать штраф концерну, и обязала "Газпром" снять контрактные ограничения для обеспечения свободного распространения газа между потребителями на европейском рынке, соединить рынки Болгарии, Латвии, Литвы и Эстонии с соседними рынками ЕС для обеспечения перепродажи газа там и закупки сырья. 

Польша решила оспорить решение Еврокомиссии.

Baltic Pipe и его последствия для России

Проект строительства Baltic Pipe позиционируется в Польше как альтернатива "Северному потоку–2". Ранее в СМИ сообщали, что проект придется согласовывать с российской компанией "Газпром".

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с Baltnews отметил, что Польша будет обвинять Россию и "Газпром" в том, что они вставляют "палки в колеса" проекту реализации Baltic Pipe:

"Здесь, наверное, больше раздувается из Польши, что вот, сейчас нам "проклятая" Россия и "Газпром" будут вставлять палки в колеса. Надо сказать, что они судят, наверное, по себе. Ведь когда "Северный поток–2" согласовывался, совершенно невинное согласование вылилось в переформатирование проекта как раз из-за Польши. Они намеренно по политическим мотивам пытались усложнить реализацию "Северного потока–2". Чтобы "Газпром" продал по 10% акций компании-оператора европейским компаниям, надо было, чтобы антимонопольные регуляторы всех стран, где у этих компаний был бизнес, выдали разрешения. И все выдали без каких-либо проблем, а Польша заблокировала создание совместного предприятия для реализации "Северного потока–2". Сейчас, естественно, они думают, что "Газпром" и Россия будут мстить и заблокируют Baltic Pipe". 

Но "Газпром", как отметил Юшков, не станет блокировать проект, на который так возлагают надежды в Польше. По политическим мотивам задерживать проект бессмысленно, поскольку, как отметил Юшков, у Baltic Pipe и без этого много проблем:

"Не надо "запарывать" Baltic Pipe на уровне согласования, потому что у нее проблема в том, что эта труба может вообще остаться сухой, не дозагрузится. Сейчас Норвегия добывает максимальный объем газа, который возможен. Дополнительные потребности есть у северо-западной Европы, потому что снижают добычу Великобритания, Нидерланды, Дания, которые будет находиться по течению Baltic Pipe. Они все становятся импортерами. То есть им нужен газ, и все претендуют на норвежский газ". 

Источник: Baltnews.ee, 14.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики