Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сколько Варшаве пришлось "переплатить" за российский газ

Сколько Варшаве пришлось "переплатить" за российский газ

Польша озвучила потери от поставок российского газа в 23 млрд долларов. Обсуждение вопроса состоялось на прошедшем в Гданьске VII Национальном энергетическом саммите.

Уполномоченный польского правительство по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что Польша на протяжении многих лет покупала газ у "Газпрома" по ценам выше, чем у европейских поставщиков, в результате чего понесла многомиллиардные убытки. 

"Польша понесла убытки, поскольку поставки газа от российского монопольного поставщика оказались дороже европейских", – цитирует Наимского РБК.

По словам представителя польского правительства, только в 2001–2018 годах из-за отсутствия диверсификации поставок сырья республика потеряла от 50 миллиардов до 100 миллиардов злотых. Согласно текущему курсу, от 11,7 миллиарда евро до 23,35 миллиарда евро.

Наимский в ходе саммита также отметил, что Польша должна стремиться к получению газа из разных источников, чему должны поспособствовать постройка газопровода Baltic Pipe, которая соединяет Польшу с норвежской газотранспортной системой, строительство нового терминала в Гданьске и расширение СПГ-терминала в Свиноуйсьце.

"Реализация этих проектов позволит диверсифицировать поставки газа в Польшу, решить проблему зависимости от российского поставщика, а также снизить стоимость импорта этого сырья", – добавил Наимский.

Напомним, что в 2012 году Польша обвинила российскую компанию "Газпром" в злоупотреблении положением на рынке. Отмечалось, что компания виновна в "разделении" рынков, несправедливом ценообразовании, препятствовании по диверсификации закупок газа.

24 мая 2018 года Еврокомиссия прекратила расследование в отношении компании, отказавшись назначать штраф концерну, и обязала "Газпром" снять контрактные ограничения для обеспечения свободного распространения газа между потребителями на европейском рынке, соединить рынки Болгарии, Латвии, Литвы и Эстонии с соседними рынками ЕС для обеспечения перепродажи газа там и закупки сырья. 

Польша решила оспорить решение Еврокомиссии.

Baltic Pipe и его последствия для России

Проект строительства Baltic Pipe позиционируется в Польше как альтернатива "Северному потоку–2". Ранее в СМИ сообщали, что проект придется согласовывать с российской компанией "Газпром".

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с Baltnews отметил, что Польша будет обвинять Россию и "Газпром" в том, что они вставляют "палки в колеса" проекту реализации Baltic Pipe:

"Здесь, наверное, больше раздувается из Польши, что вот, сейчас нам "проклятая" Россия и "Газпром" будут вставлять палки в колеса. Надо сказать, что они судят, наверное, по себе. Ведь когда "Северный поток–2" согласовывался, совершенно невинное согласование вылилось в переформатирование проекта как раз из-за Польши. Они намеренно по политическим мотивам пытались усложнить реализацию "Северного потока–2". Чтобы "Газпром" продал по 10% акций компании-оператора европейским компаниям, надо было, чтобы антимонопольные регуляторы всех стран, где у этих компаний был бизнес, выдали разрешения. И все выдали без каких-либо проблем, а Польша заблокировала создание совместного предприятия для реализации "Северного потока–2". Сейчас, естественно, они думают, что "Газпром" и Россия будут мстить и заблокируют Baltic Pipe". 

Но "Газпром", как отметил Юшков, не станет блокировать проект, на который так возлагают надежды в Польше. По политическим мотивам задерживать проект бессмысленно, поскольку, как отметил Юшков, у Baltic Pipe и без этого много проблем:

"Не надо "запарывать" Baltic Pipe на уровне согласования, потому что у нее проблема в том, что эта труба может вообще остаться сухой, не дозагрузится. Сейчас Норвегия добывает максимальный объем газа, который возможен. Дополнительные потребности есть у северо-западной Европы, потому что снижают добычу Великобритания, Нидерланды, Дания, которые будет находиться по течению Baltic Pipe. Они все становятся импортерами. То есть им нужен газ, и все претендуют на норвежский газ". 

Источник: Baltnews.ee, 14.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики