Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приключение к берегу Германии. Что будет делать "Северный поток–2" с Газовой директивой ЕС

Приключение к берегу Германии. Что будет делать "Северный поток–2" с Газовой директивой ЕС

Евросоюз утвердил поправки к Газовой директиве, которая распространяется в том числе и на "Северный поток–2". О том, как принятый документ повлияет на строительство и работу российского газового проекта, расскажет Baltnews.lt.

Совет стран ЕС утвердил поправки к Газовой директиве Евросоюза, которые касаются работы морских газопроводов и распространяются на "Северный поток–2", сообщает РИА Новости

Принятые изменения предполагают соответствие частью трубопроводов, идущих из третьих стран по территории Евросоюза требованиям, которые применяются к внутренним трубопроводам ЕС.

Одобрение проекта документа, который был утвержден Европарламентом в начале апреля 2019 года – тогда за поправки проголосовали 465 депутатов, а против выступили 95 – является последним этапом официального согласования директивы. 

Закон вступит в силу спустя 20 дней после его официального опубликования в журнале Евросоюза. Странам ЕС будет отведено девять месяцев на внедрение новых правил в национальное законодательство.

Газовая директива предполагает распространение правил, которые уже действуют на наземные трубы, на новые и действующие морские газопроводы из третьих стран в Евросоюз. В частности, добывающая компания не должна будет владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ, а также должна предоставить доступ третьих сторон к газопроводу и недискриминационные тарифы и прозрачность.

Данные поправки означают, что у "Северного потока–2" должен появиться независимый от "Газпрома" оператор (на данный момент это полностью структура Nord Stream 2 AG), а к мощностям должны получить доступ третьи лица – 50% мощности газопровода должно быть зарезервировано под прокачку газа от других поставщиков.

Напомним, что данные поправки были разработаны противниками российского газового проекта.

Каковы последствия

Ранее министр энергетики России Александр Новак выразил уверенность, что обсуждаемое в ЕС введение поправок к газовой директиве не окажет негативного воздействия на проект "Северный поток–2".

"Что касается новых поправок, они, конечно, более мягкие, чем тот вариант, который рассматривался изначально. И этот вариант позволяет регулятору, на территорию которого приходит газопровод с морской части на сухопутную, самостоятельно принимать решение о регулировании и соответствии в пределах территориальных вод страны регулирования. Поэтому я уверен, что эти поправки не окажут негативного действия для реализации проекта "Северный поток–2", – сказал Новак.  

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил о том, что Газовая директива может создать ограничения для "Газпрома" в эксплуатации ниток трубопровода. При этом компания может их обойти, если странам, на береговую территорию которых заходит "Северный поток–2", удастся отстоять свое право о его самостоятельном регулировании.

"Поправки в Газовую директиву распространяют меры и на морские газопроводы, для "Газпрома" может возникнуть ограничение в связи с тем, что поставщик газа не имеет права владеть трубой. Однако, по последним данным, компания готовит ответные меры и хочет последний участок газопровода, который проходит к берегу Германии, выделить в отдельный проект и передать в управление независимой компании. Поправки распространяются на морские газопроводы, которые находятся в территориальных водах стран ЕС, а дальше – нет", – заявил riafan.ru Юшков.  

Подобную позицию выражали и польские эксперты. Аналитик варшавского Центра восточных исследований Шимон Кардась ранее заявил, что новые поправки к Газовой директиве сделали текст документа слабым, что осложнило ситуацию с противостоянием строительства "Северного потока–2".

"Фактически появится правовая броня, защищающая "Северный поток–2", – заявил эксперт. 

Дело в том, что на морском участке проведения газопровода, согласно новым поправкам, законодательство Евросоюза теперь будет распространяться на проект только в территориальных водах Германии. Кардась считает, что Берлин таким образом сможет самостоятельно решать, как будет работать законодательство ЕС в отношении "Северного потока–2". 

Источник: baltnews.lt, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики