Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приключение к берегу Германии. Что будет делать "Северный поток–2" с Газовой директивой ЕС

Приключение к берегу Германии. Что будет делать "Северный поток–2" с Газовой директивой ЕС

Евросоюз утвердил поправки к Газовой директиве, которая распространяется в том числе и на "Северный поток–2". О том, как принятый документ повлияет на строительство и работу российского газового проекта, расскажет Baltnews.lt.

Совет стран ЕС утвердил поправки к Газовой директиве Евросоюза, которые касаются работы морских газопроводов и распространяются на "Северный поток–2", сообщает РИА Новости

Принятые изменения предполагают соответствие частью трубопроводов, идущих из третьих стран по территории Евросоюза требованиям, которые применяются к внутренним трубопроводам ЕС.

Одобрение проекта документа, который был утвержден Европарламентом в начале апреля 2019 года – тогда за поправки проголосовали 465 депутатов, а против выступили 95 – является последним этапом официального согласования директивы. 

Закон вступит в силу спустя 20 дней после его официального опубликования в журнале Евросоюза. Странам ЕС будет отведено девять месяцев на внедрение новых правил в национальное законодательство.

Газовая директива предполагает распространение правил, которые уже действуют на наземные трубы, на новые и действующие морские газопроводы из третьих стран в Евросоюз. В частности, добывающая компания не должна будет владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ, а также должна предоставить доступ третьих сторон к газопроводу и недискриминационные тарифы и прозрачность.

Данные поправки означают, что у "Северного потока–2" должен появиться независимый от "Газпрома" оператор (на данный момент это полностью структура Nord Stream 2 AG), а к мощностям должны получить доступ третьи лица – 50% мощности газопровода должно быть зарезервировано под прокачку газа от других поставщиков.

Напомним, что данные поправки были разработаны противниками российского газового проекта.

Каковы последствия

Ранее министр энергетики России Александр Новак выразил уверенность, что обсуждаемое в ЕС введение поправок к газовой директиве не окажет негативного воздействия на проект "Северный поток–2".

"Что касается новых поправок, они, конечно, более мягкие, чем тот вариант, который рассматривался изначально. И этот вариант позволяет регулятору, на территорию которого приходит газопровод с морской части на сухопутную, самостоятельно принимать решение о регулировании и соответствии в пределах территориальных вод страны регулирования. Поэтому я уверен, что эти поправки не окажут негативного действия для реализации проекта "Северный поток–2", – сказал Новак.  

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил о том, что Газовая директива может создать ограничения для "Газпрома" в эксплуатации ниток трубопровода. При этом компания может их обойти, если странам, на береговую территорию которых заходит "Северный поток–2", удастся отстоять свое право о его самостоятельном регулировании.

"Поправки в Газовую директиву распространяют меры и на морские газопроводы, для "Газпрома" может возникнуть ограничение в связи с тем, что поставщик газа не имеет права владеть трубой. Однако, по последним данным, компания готовит ответные меры и хочет последний участок газопровода, который проходит к берегу Германии, выделить в отдельный проект и передать в управление независимой компании. Поправки распространяются на морские газопроводы, которые находятся в территориальных водах стран ЕС, а дальше – нет", – заявил riafan.ru Юшков.  

Подобную позицию выражали и польские эксперты. Аналитик варшавского Центра восточных исследований Шимон Кардась ранее заявил, что новые поправки к Газовой директиве сделали текст документа слабым, что осложнило ситуацию с противостоянием строительства "Северного потока–2".

"Фактически появится правовая броня, защищающая "Северный поток–2", – заявил эксперт. 

Дело в том, что на морском участке проведения газопровода, согласно новым поправкам, законодательство Евросоюза теперь будет распространяться на проект только в территориальных водах Германии. Кардась считает, что Берлин таким образом сможет самостоятельно решать, как будет работать законодательство ЕС в отношении "Северного потока–2". 

Источник: baltnews.lt, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики