Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт раскритиковал поправки к Газовой директиве ЕС

Эксперт раскритиковал поправки к Газовой директиве ЕС

Проект поправок к Газовой директиве ЕС, который Евросоюз окончательно одобрил 15 апреля, лишь создает дополнительные препятствия для проекта «Северный поток – 2». Таким мнением в беседе с «Известиями» поделился заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Документ расширяет возможности Брюсселя по контролю морских газопроводов, в частности, «Северного потока – 2». Поправки к Газовой директиве в ближайшее время опубликуют в Официальном журнале ЕС, после чего через 20 дней он вступит в силу. Страны Евросоюза обязаны внедрить поправки в национальное законодательство в течение девяти месяцев.

«Новое законодательство и особенно спешка с его принятием отчетливо свидетельствует о том, что оно направлено на создание дополнительных препятствий для проекта «Северный поток – 2», — сказал Гривач.

По его словам, заявление европейских функционеров, утверждающих обратное, лишь попытка сохранить хорошую мину при плохой игре.

«Новые поправки создают дополнительную правовую неопределенность в сфере регулирования газопровода уже после его ввода в эксплуатацию, а потому никакого позитивного смысла оно не несет», — отметил энергетик.

С другой стороны, при внесении поправок в Европарламент Германии удалось оставить за собой ключевую роль в принятии решения о предоставлении исключений из этих норм, подчеркнул Гривач. Он напомнил, что Берлин заинтересован в «Северном потоке – 2» не меньше Москвы.

«Роль Еврокомиссии была сведена до консультативной. Это позитивно, так как Брюссель никогда не скрывал своего настроя против проекта, а следовательно договориться было бы проблематичнее», — заключил замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности.

Позднее 15 апреля компания-оператор проекта «Северного потока – 2» Nord Stream 2 AG сообщила, что приняла к сведению информацию об окончательном утверждении поправок и будет наблюдать за процессом вступления документа в силу.

Поправки к Газовой директиве расширяют полномочия Брюсселя в сфере контроля морских газопроводов. Теперь газопроводы, проложенные из третьих стран в территориальных водах ЕС, должны соответствовать правилам, которые до сих пор распространялись только на наземные трубы.

Поправки требуют, чтобы оператором «Северного потока – 2» была независимая от «Газпрома» компания, а 50% мощности газопровода было зарезервировано под прокачку газа от независимых поставщиков.

Газопровод «Северный поток – 2» строится по дну Балтийского моря от России до Германии с целью обеспечения поставок газа в Европу. Против проекта выступают страны Прибалтики, Польша, а также Украина, которая боится потерять транзит российского газа, и США, планирующие продавать ЕС свой сжиженный природный газ.

В марте глава «Газпрома» Алексей Миллер заверил, что фатальных препятствий для завершения строительства газопровода нет. 

Источник: Известия, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики