Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Севморпуть может стать самой экологичной морской артерией в мире

Севморпуть может стать самой экологичной морской артерией в мире

Северный морской путь может стать самой экологичной морской артерией России и мира. На днях глава дирекции СМП Вячеслав Рукша рассказал о подготовке плана развития инфраструктуры Севморпути до 2030 года.

В нем в частности предусматривается, что постепенно суда, перевозящие грузы в Арктике, будут переводиться на сжиженный природный газ (СПГ). Таким образом, уязвимая северная природа не будет страдать от увеличения выбросов из-за активизации перевозок по Севморпути.

СПГ-суда должны также способствовать развитию инфраструктуры в Арктике, в частности расширению сети заправочных газовых терминалов для бункеровки транспортных судов. В результате по мере увеличения грузопотока на Севморпути в стране вырастет и внутренний рынок потребления газа.

«Перевести арктические суда на сжиженный природный газ — красивая идея», — заявил в интервью Федеральному агентству новостей ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Экологи, в том числе из Всемирного фонда охраны дикой природы, уже давно настаивают на том, чтобы в Арктике суда не плавали на дизельном топливе. 

«Действительно, СПГ-танкеры и ледоколы позволят сократить вредные выбросы в атмосферу. Эту идею поддерживает Росатом. Там есть даже планы построить ледоколы, работающие на СПГ. В этом смысле Росатом находится в полной координации с «Новатэком», реализующим проекты по разработке арктических месторождений. Обе компании рассчитывают получить дополнительное государственное финансирование», — объяснил собеседник ФАН. 

По его словам, в Росатоме довольно скептически относятся к планам по строительству дизель-электрических ледоколов. Впрочем, и СПГ-ледоколы еще только в планах. 

«Пока упор делается на атомные ледоколы. Буквально в этом году собираются заключить два контракта и заложить два ледокола класса «Арктика». Еще три ледокола класса «Лидер» будут заложены на судостроительном заводе «Звезда» в среднесрочной перспективе», — рассказал эксперт.

Что касается СПГ-ледоколов, проектов их строительства и реального финансирования сейчас нет. 

«Пока непонятно, где они будут строиться. В России нет опыта такого строительства. Возможно, будет выбран завод «Звезда». Но никаких конкретных договоренностей, насколько я знаю, не существует», — отметил Игорь Юшков

Теоретически «Новатэк» в Сабетте может открыть бункеровку для заправки судов СПГ даже в ближайшем будущем. 

«Кто сейчас в основном ходит по Севморпути? Это танкеры «Новатэка». Все они ходят на жидком нефтяном топливе. В Южной Корее заказано еще 15 танкеров для проекта «Ямал-СПГ». Они скоро будут достроены, но ни один из них на СПГ не ходит. Еще около 10 танкеров будет строиться для проекта «Арктик-СПГ». Скорее всего, их построят уже в России, на той же «Звезде». И они также будут работать, скорей всего, на жидком топливе. Откуда в Арктике возьмется спрос на СПГ, пока непонятно», — отметил собеседник ФАН. 

С другой стороны, в мире идет ужесточение экологических норм. От судовладельцев постоянно требуют снижения вредных выбросов в атмосферу. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы многие прибегают как раз к переводу судов на сжиженный газ. 

«Таких судов появляется все больше: это и паромы, и контейнеровозы, и круизные лайнеры. Пока процент, по отношению к обычным судам, небольшой, но он будет расти, поскольку ограничения, которые появились в Балтийском море и других морях, вынуждают судовладельцев делать свои корабли более экологичными», — рассказал Игорь Юшков

Со временем значительная часть кораблей в России тоже перейдет на СПГ, причем не только на Севморпути. 

«Если будет создана хорошая инфраструктура, то суда смогут заправляться, не отклоняясь от своего курса. В целом, это достаточно выгодный вариант для судовладельцев, как показывает практика», — рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Можно было бы совершить красивый жест — сразу заказывать СПГ-танкеры, отказываясь от судов, работающих на жидком топливе, считает Юшков. Но сегодня все это сталкивается с реалиями и уже сделанными заказами.

«Должно пройти время, чтобы недавно оплаченные газовозы окупились. Переводить их сразу на СПГ — значит увеличивать расходы. И вообще, пока непонятно, будут ли на заводе «Звезда» браться за строительство СПГ-танкеров и СПГ-ледоколов. На «Звезде» и без того первый газовоз на 80% будет построен при участии Южной Кореи», — пояснил эксперт.

По его словам, проекты «Новатэка» напоминают принцип работы велосипеда. 

«Там ничто не должно тормозить и останавливаться, иначе «велосипед» остановится и упадет. Тем более всем надо выполнить майский указ Путина о том, что к 2024 году по Севморпути должно перевозиться ежегодно порядка 80 миллионов тонн грузов. А если начать сейчас переоборудование судов под сжиженный природный газ, то это может привести к торможению всего процесса», — резюмировал эксперт. 

Россия, по мнению министра энергетики РФ Александра Новака, до 2035 года способна увеличить долю производства СПГ на мировом рынке в пять раз: с нынешних 4% до 20%. Начиная с 2024 года на мировом рынке образуется свободная ниша в объеме примерно 200 млн тонн СПГ, заявил министр. 

Автор: Алексей Полубота

Источник: ФАН, 16.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики