Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Севморпуть может стать самой экологичной морской артерией в мире

Севморпуть может стать самой экологичной морской артерией в мире

Северный морской путь может стать самой экологичной морской артерией России и мира. На днях глава дирекции СМП Вячеслав Рукша рассказал о подготовке плана развития инфраструктуры Севморпути до 2030 года.

В нем в частности предусматривается, что постепенно суда, перевозящие грузы в Арктике, будут переводиться на сжиженный природный газ (СПГ). Таким образом, уязвимая северная природа не будет страдать от увеличения выбросов из-за активизации перевозок по Севморпути.

СПГ-суда должны также способствовать развитию инфраструктуры в Арктике, в частности расширению сети заправочных газовых терминалов для бункеровки транспортных судов. В результате по мере увеличения грузопотока на Севморпути в стране вырастет и внутренний рынок потребления газа.

«Перевести арктические суда на сжиженный природный газ — красивая идея», — заявил в интервью Федеральному агентству новостей ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Экологи, в том числе из Всемирного фонда охраны дикой природы, уже давно настаивают на том, чтобы в Арктике суда не плавали на дизельном топливе. 

«Действительно, СПГ-танкеры и ледоколы позволят сократить вредные выбросы в атмосферу. Эту идею поддерживает Росатом. Там есть даже планы построить ледоколы, работающие на СПГ. В этом смысле Росатом находится в полной координации с «Новатэком», реализующим проекты по разработке арктических месторождений. Обе компании рассчитывают получить дополнительное государственное финансирование», — объяснил собеседник ФАН. 

По его словам, в Росатоме довольно скептически относятся к планам по строительству дизель-электрических ледоколов. Впрочем, и СПГ-ледоколы еще только в планах. 

«Пока упор делается на атомные ледоколы. Буквально в этом году собираются заключить два контракта и заложить два ледокола класса «Арктика». Еще три ледокола класса «Лидер» будут заложены на судостроительном заводе «Звезда» в среднесрочной перспективе», — рассказал эксперт.

Что касается СПГ-ледоколов, проектов их строительства и реального финансирования сейчас нет. 

«Пока непонятно, где они будут строиться. В России нет опыта такого строительства. Возможно, будет выбран завод «Звезда». Но никаких конкретных договоренностей, насколько я знаю, не существует», — отметил Игорь Юшков

Теоретически «Новатэк» в Сабетте может открыть бункеровку для заправки судов СПГ даже в ближайшем будущем. 

«Кто сейчас в основном ходит по Севморпути? Это танкеры «Новатэка». Все они ходят на жидком нефтяном топливе. В Южной Корее заказано еще 15 танкеров для проекта «Ямал-СПГ». Они скоро будут достроены, но ни один из них на СПГ не ходит. Еще около 10 танкеров будет строиться для проекта «Арктик-СПГ». Скорее всего, их построят уже в России, на той же «Звезде». И они также будут работать, скорей всего, на жидком топливе. Откуда в Арктике возьмется спрос на СПГ, пока непонятно», — отметил собеседник ФАН. 

С другой стороны, в мире идет ужесточение экологических норм. От судовладельцев постоянно требуют снижения вредных выбросов в атмосферу. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы многие прибегают как раз к переводу судов на сжиженный газ. 

«Таких судов появляется все больше: это и паромы, и контейнеровозы, и круизные лайнеры. Пока процент, по отношению к обычным судам, небольшой, но он будет расти, поскольку ограничения, которые появились в Балтийском море и других морях, вынуждают судовладельцев делать свои корабли более экологичными», — рассказал Игорь Юшков

Со временем значительная часть кораблей в России тоже перейдет на СПГ, причем не только на Севморпути. 

«Если будет создана хорошая инфраструктура, то суда смогут заправляться, не отклоняясь от своего курса. В целом, это достаточно выгодный вариант для судовладельцев, как показывает практика», — рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Можно было бы совершить красивый жест — сразу заказывать СПГ-танкеры, отказываясь от судов, работающих на жидком топливе, считает Юшков. Но сегодня все это сталкивается с реалиями и уже сделанными заказами.

«Должно пройти время, чтобы недавно оплаченные газовозы окупились. Переводить их сразу на СПГ — значит увеличивать расходы. И вообще, пока непонятно, будут ли на заводе «Звезда» браться за строительство СПГ-танкеров и СПГ-ледоколов. На «Звезде» и без того первый газовоз на 80% будет построен при участии Южной Кореи», — пояснил эксперт.

По его словам, проекты «Новатэка» напоминают принцип работы велосипеда. 

«Там ничто не должно тормозить и останавливаться, иначе «велосипед» остановится и упадет. Тем более всем надо выполнить майский указ Путина о том, что к 2024 году по Севморпути должно перевозиться ежегодно порядка 80 миллионов тонн грузов. А если начать сейчас переоборудование судов под сжиженный природный газ, то это может привести к торможению всего процесса», — резюмировал эксперт. 

Россия, по мнению министра энергетики РФ Александра Новака, до 2035 года способна увеличить долю производства СПГ на мировом рынке в пять раз: с нынешних 4% до 20%. Начиная с 2024 года на мировом рынке образуется свободная ниша в объеме примерно 200 млн тонн СПГ, заявил министр. 

Автор: Алексей Полубота

Источник: ФАН, 16.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики