Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Севморпуть может стать самой экологичной морской артерией в мире

Севморпуть может стать самой экологичной морской артерией в мире

Северный морской путь может стать самой экологичной морской артерией России и мира. На днях глава дирекции СМП Вячеслав Рукша рассказал о подготовке плана развития инфраструктуры Севморпути до 2030 года.

В нем в частности предусматривается, что постепенно суда, перевозящие грузы в Арктике, будут переводиться на сжиженный природный газ (СПГ). Таким образом, уязвимая северная природа не будет страдать от увеличения выбросов из-за активизации перевозок по Севморпути.

СПГ-суда должны также способствовать развитию инфраструктуры в Арктике, в частности расширению сети заправочных газовых терминалов для бункеровки транспортных судов. В результате по мере увеличения грузопотока на Севморпути в стране вырастет и внутренний рынок потребления газа.

«Перевести арктические суда на сжиженный природный газ — красивая идея», — заявил в интервью Федеральному агентству новостей ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Экологи, в том числе из Всемирного фонда охраны дикой природы, уже давно настаивают на том, чтобы в Арктике суда не плавали на дизельном топливе. 

«Действительно, СПГ-танкеры и ледоколы позволят сократить вредные выбросы в атмосферу. Эту идею поддерживает Росатом. Там есть даже планы построить ледоколы, работающие на СПГ. В этом смысле Росатом находится в полной координации с «Новатэком», реализующим проекты по разработке арктических месторождений. Обе компании рассчитывают получить дополнительное государственное финансирование», — объяснил собеседник ФАН. 

По его словам, в Росатоме довольно скептически относятся к планам по строительству дизель-электрических ледоколов. Впрочем, и СПГ-ледоколы еще только в планах. 

«Пока упор делается на атомные ледоколы. Буквально в этом году собираются заключить два контракта и заложить два ледокола класса «Арктика». Еще три ледокола класса «Лидер» будут заложены на судостроительном заводе «Звезда» в среднесрочной перспективе», — рассказал эксперт.

Что касается СПГ-ледоколов, проектов их строительства и реального финансирования сейчас нет. 

«Пока непонятно, где они будут строиться. В России нет опыта такого строительства. Возможно, будет выбран завод «Звезда». Но никаких конкретных договоренностей, насколько я знаю, не существует», — отметил Игорь Юшков

Теоретически «Новатэк» в Сабетте может открыть бункеровку для заправки судов СПГ даже в ближайшем будущем. 

«Кто сейчас в основном ходит по Севморпути? Это танкеры «Новатэка». Все они ходят на жидком нефтяном топливе. В Южной Корее заказано еще 15 танкеров для проекта «Ямал-СПГ». Они скоро будут достроены, но ни один из них на СПГ не ходит. Еще около 10 танкеров будет строиться для проекта «Арктик-СПГ». Скорее всего, их построят уже в России, на той же «Звезде». И они также будут работать, скорей всего, на жидком топливе. Откуда в Арктике возьмется спрос на СПГ, пока непонятно», — отметил собеседник ФАН. 

С другой стороны, в мире идет ужесточение экологических норм. От судовладельцев постоянно требуют снижения вредных выбросов в атмосферу. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы многие прибегают как раз к переводу судов на сжиженный газ. 

«Таких судов появляется все больше: это и паромы, и контейнеровозы, и круизные лайнеры. Пока процент, по отношению к обычным судам, небольшой, но он будет расти, поскольку ограничения, которые появились в Балтийском море и других морях, вынуждают судовладельцев делать свои корабли более экологичными», — рассказал Игорь Юшков

Со временем значительная часть кораблей в России тоже перейдет на СПГ, причем не только на Севморпути. 

«Если будет создана хорошая инфраструктура, то суда смогут заправляться, не отклоняясь от своего курса. В целом, это достаточно выгодный вариант для судовладельцев, как показывает практика», — рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Можно было бы совершить красивый жест — сразу заказывать СПГ-танкеры, отказываясь от судов, работающих на жидком топливе, считает Юшков. Но сегодня все это сталкивается с реалиями и уже сделанными заказами.

«Должно пройти время, чтобы недавно оплаченные газовозы окупились. Переводить их сразу на СПГ — значит увеличивать расходы. И вообще, пока непонятно, будут ли на заводе «Звезда» браться за строительство СПГ-танкеров и СПГ-ледоколов. На «Звезде» и без того первый газовоз на 80% будет построен при участии Южной Кореи», — пояснил эксперт.

По его словам, проекты «Новатэка» напоминают принцип работы велосипеда. 

«Там ничто не должно тормозить и останавливаться, иначе «велосипед» остановится и упадет. Тем более всем надо выполнить майский указ Путина о том, что к 2024 году по Севморпути должно перевозиться ежегодно порядка 80 миллионов тонн грузов. А если начать сейчас переоборудование судов под сжиженный природный газ, то это может привести к торможению всего процесса», — резюмировал эксперт. 

Россия, по мнению министра энергетики РФ Александра Новака, до 2035 года способна увеличить долю производства СПГ на мировом рынке в пять раз: с нынешних 4% до 20%. Начиная с 2024 года на мировом рынке образуется свободная ниша в объеме примерно 200 млн тонн СПГ, заявил министр. 

Автор: Алексей Полубота

Источник: ФАН, 16.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики