Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Туркмения вернулась в зону влияния России

Туркмения вернулась в зону влияния России

Москва приняла политическое решение, возобновив закупки газа из Туркмении. В понимании Путина страны СНГ — это зона его ответственности, считает эксперт Игорь Юшков.

"Газпром" возобновил импорт газа из Туркмении. "Туркменгаз" на своем веб-сайте заявил, что поставки газа возобновляются "после торговой паузы, инициированной Газпромом в начале 2016 года". Компания не упоминает объем экспорта в Россию и стоимость новой сделки. Не раскрывает детали и "Газпром".

Алексей Миллер привез новый контракт из Ашхабада после встечи с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым 27 марта.  В соответствии с контрактом, в период до 30 июня 2019 года планируется приобрести до 1,155 миллиарда кубометров туркменского природного газа, говорится в сообщении "Газпрома".

До 2009 года относительно дешевый импорт газа из Туркмении и других стран Центральной Азии позволил России увеличить экспорт в Европу. В экспортном портфеле "Газпрома" туркменский газ занимал около 20 %. Однако в 2009 году на одной из компрессорных станций газопровода "Средняя Азия — Центр" произошел взрыв. Ашхабад обвинил в этом "Газпромэкспорт", который, по утверждению туркменской стороны, без предварительного уведомления сократил объемы отбираемого газа, что не позволило вовремя изменить технологический режим работы.

Под скандалом просматривалось желание экспортировать газ выгоднее. С Россией действовал контракт, поэтому  Ашхабад решил поскандалить с Москвой и под этим "соусом" переориентироваться на Китай и Иран. В 2015 году "Газпром" и "Туркменгаз" не смогли договорится о новой цене. По некоторым данным, Туркмения предлагала цену около $300 за 1 тыс. куб. м, а "Газпром" покупал по цене $196 за 1 тыс. куб. м.

Прекращение экспорта газа в Россию, а с начала 2017 года и в Иран (который стал разрабатывать собственные месторождения) серьезно подкосило экономику Туркмении, сильно зависящую от углеводородов как источника твердой валюты. Ставка на Китай тоже не оправдалась. Цена поставок газа туда не только низкая, но и идет в счет кредитов.  К тому же из четырех запланированных линий трубопровода до сих пор построены только три ветки общей мощностью 55 млрд куб. м, из которых за Туркменией зарезервировано лишь 35 млрд куб. м.

В Туркмении уже больше года тяжело с продовольствием и предметами первой необходимости, действует карточная система, черный валютный рынок, ограничена трудовая миграция. При этом отменяют все больше социальных льгот. Так, с 1 января этого года вступило в силу решение об отмене коммунальных льгот. Ранее вода, газ и электричество были практически бесплатными для граждан.  

Как сказал "Правде.Ру" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, "нет никакого экономического смысла закупать в Туркмении газ, мы свой не можем продать". По мнению эксперта, здесь присутствуют " исключительно политические договоренности, потому что, если мы не будем закупать газ, то у них будет продолжаться голод, нестабильность и дальше история по типу Сирии и Ирака".

"Я думаю, что Путин просто считает, что лучше мы будем экономически им помогать, чем у них начнется хаос. В понимании Путина страны СНГ — это зона его ответственности. Экономическая логика была бы обратная: пусть у них начнется хаос, они перестанут добывать, тогда мы будем поставлять газ в Китай вместо них", — отметил Игорь Юшков.

Заметим, что Запад рассчитывал на туркменский газ, как на альтернативу российскому, особенно после того, как было урегулирован статус Каспийского моря и можно было бы, минуя территорию  России, поставлять газ в Европу через "Южный коридор". Но самостоятельно у Туркмении проложить трубу по дну Каспийского моря не получится, а вкладываться европейцам самим — дорого и рискованно.

Для России же, закачка туркменского (хочется надеется, что дешевого) газа в трубопроводную систему "Газпрома", позволит его поставлять как в Европу по "Северному потоку" , так  в Азию по "Силе Сибири". Данный случай подтверждает одну простую истину: без России странам бывшего СССР невозможно достойно существовать. Даже с природными богатствами, даже с желанием Запада их прибрать к рукам. А недостойно, конечно, можно.

Источник: Правда.Ру, 17.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики