Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Защита кранопорядка

Защита кранопорядка

Москва предложила Евросоюзу такой вариант урегулирования газовых конфликтов, при котором ей больше не придется хвататься за вентиль

В Минэнерго разработали и уже передали Еврокомиссии «Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога Россия—ЕС». В нем прописаны совместные действия на случай перебоев с поставками энергоносителей в Европу, в том числе по вине третьих стран. В документе, проект которого имеется в распоряжении «Ъ», отдельно упоминаются случаи пропажи газа из трубы и хранилищ — именно подобные инциденты ранее провоцировали конфликты между РФ и Украиной. Замминистра энергетики Анатолий Яновский заявил «Ъ» о готовности согласовать меморандум с европейцами к 18 ноября, чтобы подписать его на саммите Россия—Евросоюз в Стокгольме.

«Работа над текстом меморандума закончена. Я внес туда последние правки, и мы передали его директору по общим вопросам генерального директората Еврокомиссии по транспорту и энергетике Марьете Ягер»,— рассказал «Ъ» заместитель главы Минэнерго РФ Анатолий Яновский. По его словам, теперь российская сторона ждет от европейских коллег ответной реакции. «Я готов в любой момент приступить к переговорам, чтобы 18 ноября координаторы энергодиалога Россия—ЕС могли подписать согласованный документ»,— отметил господин Яновский.

Координаторами российско-европейского энергодиалога в меморандуме названы министр энергетики России Сергей Шматко и комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс. Сам же документ, проект которого имеется в распоряжении «Ъ», состоит из 13 разделов, в которых определены понятия «чрезвычайной ситуации» и «механизма раннего предупреждения», а также прописаны действия сторон на случай перебоев с поставками энергоресурсов из России в Европу. «Чрезвычайную ситуацию» документ определяет как «значительное отклонение от объемов и других условий добычи, транспортировки, транзита, хранения, распределения и потребления» энергоресурсов, определенных нормами международного права и двусторонними договоренностями между РФ и Евросоюзом. А прописанный в меморандуме «механизм раннего предупреждения» представляет собой комплекс мер «для опережающей оценки возможных проблем и рисков, связанных с поставками и спросом на энергоресурсы», а также для «оперативного реагирования в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации».

В упомянутом механизме основной упор делается на двусторонние отношения России и ЕС в сфере энергоснабжения. Согласно документу позиция стран-транзитеров может учитываться, но только при согласии на то поставщика и потребителя. В меморандуме также не предусмотрено привлечение представителей транзитных государств и к мониторингу, который согласно документу в случае чрезвычайной ситуации будут уполномочены санкционировать координаторы энергодиалога господа Шматко и Пиебалгс. В мониторинговую комиссию смогут войти эксперты от РФ и ЕС, представители энергетических компаний, а также эксперты авторитетных международных организаций, опять же утверждаемые сторонами.

Ключевым же в документе является раздел, посвященный мерам предупреждения и оперативного реагирования сторон на чрезвычайные ситуации или обстоятельства, способные их спровоцировать. К последним Минэнерго относит аварии на трубопроводах, а главное — несанкционированный отбор продуктов по ходу транзита и из хранилищ или прерывание либо сокращение транзита энергоресурсов, не предусмотренные международным правом и соглашениями поставщика и потребителя.

Тем самым Россия обращает особое внимание европейских партнеров на пропажу газа из подземных хранилищ или при его транспортировке. Именно подобные инциденты ранее периодически провоцировали конфликтные ситуации между РФ и Украиной, начиная с 2000 года.

По мнению главы департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владимира Воронкова, скорейшее подписание меморандума позволит упреждать газовые конфликты и исключить проблемы с поставками российского газа потребителям в странах ЕС, подобные той, что возникла в январе этого года, когда из-за газовой ссоры Москвы и Киева пострадала Европа.

«Речь идет о совершенствовании механизма раннего предупреждения в случае серьезных перебоев с поставками российских энергоносителей. Главная цель направленного в Брюссель меморандума — согласовать процедуру совместного информирования о возможных нарушениях энергопоставок и действий по их предотвращению. Мы выступаем за то, чтобы этот документ был подписан как можно скорее»,— сказал вчера «Ъ» господин Воронков.

Между тем опрошенные «Ъ» эксперты сомневаются в том, что предложенный Минэнерго меморандум решит «украинский вопрос». «Допустим, Украина не заплатила за газ, а Россия перекрыла вентиль. Как поможет новый антикризисный механизм? Кто заставит Украину заплатить или будет платить за нее? Если на Украине сохранится противостояние внутри исполнительной власти, то никакого толка в комиссиях РФ—ЕС не будет. Новый меморандум проблему Украины как слабого звена не решает. Вместо таких механизмов России и ЕС было бы лучше поддержать единого кандидата на президентских выборах на Украине»,— рассуждал в беседе с «Ъ» директор московского Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.

Господин Симонов считает сомнительным, что вся прописанная в меморандуме система окажется работоспособной. «В документе является неверной сама его логика. Москва хочет создать новый бюрократический механизм, который вряд ли заработает в ЕС, так же как он не работал в рамках пресловутого договора об Энергетической хартии,— говорит эксперт. — Если грянет новый кризис, а он грянет, от такого механизма не будет никакого толка». Проблема, по его мнению, заключается не в отсутствии групп для переговоров, а в наличии совершенно разных интересов России, Украины и ЕС: «На прошлом газовом кризисе, к примеру, тот же Баррозу сделал себе прекрасный пиар. И если не будет политического решения по линии РФ—Украина—ЕС, то никакой формальный антикризисный механизм не сработает, поскольку министр Шматко будет ждать отмашки от премьера Путина, а Пиебалгс — от Баррозу».

В свою очередь, глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин не понимает, каким образом ЕС и Россия могут повлиять, к примеру, на Украину, чьей подписи под меморандумом не будет.

Между тем способы воздействия на Киев у Евросоюза есть — в последнее время именно ЕС является одним из главных кредиторов украинской экономики. Кстати, недавно в Брюсселе открыто высказали сомнения в надежности Украины как транзитера энергоресурсов в Европу. В пятницу во время телефонного разговора с украинским президентом Виктором Ющенко глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу призвал собеседника избежать задержек в оплате российского газа. Напомнив, что Украина является не только покупателем, но и транзитером российского газа в Европу, глава Еврокомиссии заявил, что граждане европейских стран не должны страдать от возможных срывов поставок энергоносителей из России через украинскую территорию, и призвал господина Ющенко не блокировать оплату газа.

Так или иначе, но даже если Брюссель в итоге отвергнет предложенный Москвой меморандум, само появление этого документа играет на руку России. В случае возникновения проблем на украинском направлении российское правительство всегда сможет обосновать крайние меры в отношении Киева тем, что оно пыталось предложить схему мирного урегулирования конфликтов и разделить с Европой риски, связанные с ненадежностью соседней страны как транзитера.

Как срывались поставки российского газа в Европу

18 февраля 2004 года «Газпром» из-за конфликта с Белоруссией впервые прекратил транзитные поставки в Европу. Нехватку газа почувствовали в Прибалтике, Польше и Германии. 19 февраля газовая блокада, длившаяся 18 часов 47 минут, была снята. Под давлением Евросоюза «Газпром» согласился поставлять газ Минску по $46,68 вместо требуемых им $50. Из-за конфликта Польша подписала с компанией Statoil меморандум об увеличении закупок норвежского газа.

1 января 2006 года «Газпром» на 120 млн кубометров сократил поставки на Украину, не желавшую закупать газ по новой цене. Киев начал восполнять недостачу из транзитных объемов. По данным «Газпрома», за сутки было отобрано 95 млн кубометров газа, Сербия недополучила 50% суточного объема, Словакия и Венгрия — по 40%, Польша — 35%, Австрия — 33%, Франция и Словения — по 30%, Румыния — 25%, Италия — 24%. 2 января «Газпром» восстановил подачу газа, 4 января стороны объявили об урегулировании спора. 26 января Всемирный экономический форум в Давосе был посвящен диверсификации поставок газа в Европу. Польша, Венгрия, Италия и Хорватия начали переговоры о закупке газа в странах Африки.

2 января 2009 года в ходе второй «газовой войны» с Украиной «Газпром» вновь сократил поставки газа, а с 7 января полностью прекратил его подачу в газотранспортную систему страны, обвинив Киев в несанкционированном отборе транзитных объемов. Отключение затронуло 18 стран Европы. Больше всего пострадали Словакия (получает 100% потребляемого газа из РФ), Босния (100%), Болгария (96%), Сербия (87%), Греция (82%), Чехия (80%), Венгрия (60%) Австрия (51%), Польша (47%). 19 января Москва и Киев подписали новый договор, 20 января газ пошел в Европу. После конфликта Евросоюз активизировал переговоры по строительству газопровода Nabucco. Болгария потребовала от «Газпрома» €86 млн компенсации.

Автор: Владимир Соловьев, Наталья Гриб

Источник: КоммерсантЪ, 09.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики