Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС учтет инфляцию при индексации цен на газ для населения

ФАС учтет инфляцию при индексации цен на газ для населения

При индексации тарифов на газ Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ориентируется на инфляцию, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. В текущем году индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей составила 1,4%, и в период до 2024 года она не будет превышать 3% ежегодно. 

Индексации цен на газ для населения

В ФАС подготовили проекты приказов об индексации с июля регулируемых оптовых цен на газ для промышленности и населения. В документах, опубликованных в базе федерального портала проектов нормативно-правовых актов, говорится об индексации на 1,4%.

В то же время годом ранее цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, были проиндексированы на 3,4%. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ в период до 2024 года индексация оптовых цен на газ для промышленности и населения не превысит 3% в год.

«При индексации тарифов на газ ФАС ориентируется на инфляцию. У нас для населения ценообразование идет по тарифу, для промышленных потребителей ФАС тоже устанавливает тарифы. Но можно еще закупать газ на товарно-сырьевой бирже, там в основном торгует «Газпром». Для него есть определенная особенность - «Газпром» обязан продавать свой газ только по тарифам, которые установил ФАС.

Но все остальные игроки рынка, так называемые независимые производители, в основном «Роснефть» и «Новатэк», имеют право давать скидку. За счет этого они забрали множество покупателей у «Газпрома», прежде всего промышленных. У них постоянное потребление, и не в зимний период, а на протяжении всего года. Промышленные предприятия стремятся приобретать газ дешевле, но «Газпром» в отличии от других игроков не может предложить им скидку», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

В итоге у «Газпрома» сейчас меньше 50% рынка, поэтому в России его даже нельзя назвать монополистом. Единственное исключение, если он продает свой газ на бирже, добавляет Юшков, поэтому дочерние компании «Газпрома» обычно покупают газ у него же. Но эксперт отмечает, что не по тарифу через биржу он может продать только около 17 млрд кубов, то есть не самые значительные объемы. 

Единый рынок газа ЕАЭС

На ситуацию ранее обращал внимание и директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин. По его словам, внутренний рынок в России регулируется с дисбалансом по регионам и категориям потребителей, а производители и поставщики газа находятся в разных условиях продаж. И пока российский рынок не перешел к долгосрочному стратегическому планированию в этих вопросах, решать что-то на уровне ЕАЭС не имеет смысла, уверен Кулагин, размышляя о перспективах единого рынка ЕАЭС.

«На вопрос изменится ли что-то с ценообразованием для России после перехода к общему рынка газа ЕАЭС, пока отвечать рано. Сейчас вообще стоит большой вопрос, будет ли у нас общий рынок газа, учитывая непростые отношения с Белоруссией.

По идее мы должны были либо перейти на рыночное ценообразование, то есть на торговлю через биржу, либо на согласование между собой тарифов через антимонопольные органы стран ЕАЭС. Вопросами регулирования могла заняться Евразийская комиссия. От тарифов как таковых никто  отказываться не собирался, потому что рыночные цены население ни в России, ни в Белоруссии, ни в Казахстане не потянуло бы», - отмечает Юшков.

Сегодня в России цена на газ регулируемая, а при подходе к границам страны тарифы субсидируются, так как зачастую имеющиеся цены для потребителей не покрывают затраты на транспортировку, объяснял ранее Кулагин. Другими словами в приграничных районах идет региональная поддержка за счет внутреннего регулирования.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 20.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики