Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неправильная нефть: пытается ли Минск нажиться на России

Неправильная нефть: пытается ли Минск нажиться на России

Белоруссия «вынужденно» приостановила экспорт светлых нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии из-за поступления некачественной российской нефти, заявили в Белорусской нефтяной компании (БНК) во вторник.

При этом с темными нефтепродуктами на белорусских НПЗ (в частности, в Мозыре) все в порядке, и их производство оборудование из строя не выводит, коррозию труб не вызывает.

По признанию БНК, на темные нефтепродукты в самой Белоруссии нет спроса.

Накануне БНК сообщала, что ждет возобновления поставок нефти из России не ранее чем через 8—10 дней. По данным Минска, источник загрязнения нефти обнаружен в Самарской области.

Что повышенная коррозийная активность российской нефти Urals совпала с очередной ссорой между Москвой и Минском, это, скорее всего, в самом деле совпадение. Однако Минск постарается — и уже старается — «монетизировать» это стечение обстоятельств по полной, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Что Россия перегнала в Белоруссию партию некондиционной нефти, это 19 апреля официально признала компания „Транснефть“. Более того, „Транснефть“ даже отправила белорусским получателям предупреждение, чтобы те эту нефть ни в коем случае не запускали в обработку, — именно из опасений, что она может повредить оборудование НПЗ,— сказал он «Ридусу».

Вероятность того, что белорусы «проглядели» эту некондиционную нефть, крайне мала, говорит Юшков,потому что входной контроль качества осуществляется не только на НПЗ, а еще раньше — на границе России и Белоруссии. Еще меньше вероятность того, что дирекция Мозырского НПЗ пошла на самосаботаж и проигнорировала предупреждение «Транснефти».

Это в каком-то смысле еще и внутрибелорусская история. Александр Лукашенко ранее требовал от нефтяной отрасли завершить модернизацию НПЗ до ноября этого года. Теперь же у директоров заводов появляется легитимный предлог эти сроки отодвинуть, обвинив в срыве работ Россию, — и в текущей обстановке на такой предлог Лукашенко как минимум не осерчает,— говорит эксперт.

Правда, версия белорусской стороны о преднамеренной «диверсии» со стороны России тоже не выдерживает критики: если бы Москва пыталась наказать таким образом Минск за строптивость, зачем бы «Транснефть» предупреждала заранее о готовящемся «технологическом теракте»?

Если бы Россия сознательно закачала в белорусские нефтепроводы загрязненный продукт, то здесь бы все сейчас это либо отрицали, либо играли в молчанку. Спор идет не вокруг того, намеренно или ненамеренно Россия повредила НПЗ соседнего государства, а о том, может ли в принципе повышенное содержание хлорорганики привести к таким последствиям,— объясняет Юшков.

По его мнению, белорусские нефтепереработчики изначально не собирались утилизировать «отравленное» сырье, так как понимали, что ничего страшного от одноразовой переработки некондиционного продукта не случится.

Они почти наверняка переработали эту нефть в бензин и реализуют его на внутреннем рынке, где потребители не приучены воротить нос. Зато БНК сейчас получает возможность потребовать от России компенсаций не только за испорченный товар, но и за ремонт оборудования НПЗ, якобы поврежденного в результате „самарского“ брака,— прогнозирует эксперт.

Сейчас Россия поставляет в Белоруссию нефть, не облагая ее экспортной пошлиной. Это дает возможность Минску продавать часть объемов за рубеж, собирая пошлину уже в свой бюджет. Но к 2024 году экспортную пошлину в России планируют обнулить. В результате Белоруссия не сможет получать нефть со скидкой и перепродавать ее по мировой цене.

В начале апреля Минск поднял тарифы на прокачку российской нефти в Европу сразу на 23% после провала очередного раунда переговоров. 

Автор: Игорь Серебряный

Источник: Ридус, 23.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики