Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ущерб и компенсация. Кто заплатит за грязную нефть в "Дружбе"

Ущерб и компенсация. Кто заплатит за грязную нефть в "Дружбе"

Польша сообщила об остановке транзита нефти по нефтепроводу "Дружба", куда на минувшей неделе попала российская некачественная нефть. Оператор польского участка нефтепровода уведомил о прекращении транзита белорусскую сторону. НПЗ в Польше и Германии не могут принимать и перерабатывать нефть с такими показателями качества, с какими она в настоящее время приходит в пункт приемки поставок "Адамово", говорится в письме. 

Речь идет о переизбытке хлоридов, который подтвердила "Транснефть". Это порождает риск серьезной промышленной аварии как для НПЗ, так и для логистической системы, констатирует оператор. По данным СМИ со ссылкой на крупных трейдеров, уровни хлорорганических соединений превышали максимальную норму в 15-33 раза.

Проблемы отмечаются только в южной ветке нефтепровода, а по северной в Белоруссию по-прежнему поступает качественная нефть. Однако европейский транзит осуществляется именно по южной ветке.

"Северная в советское время шла в сторону портов Прибалтики, но из-за споров между странами поставки по ней обрублены, и де-факто заканчивается она в Белоруссии", — рассказал "Прайму" ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Пока нет официально подтвержденного факта попадания некачественной нефти в трубопроводную систему Польши – отбор прекращен в целях профилактики. Срок прекращения – 1-2 недели. Если ситуация не улучшится, будет задействован резервный канал через порт Гданьска, сообщает минэнерго страны. Польша реализует долгосрочный контракт с Saudi Aramco Oil Company и покупки по формуле spot. Польский топливный концерн Orlen заверил, что в состоянии загрузить свой НПЗ нефтью морским путем на 100%.

Позже СМИ сообщили, что Чехия также приостановила импорт нефти по "Дружбе". Никакой дополнительной информации о том, попала ли загрязненная хлоридами нефть в чешскую трубопроводную систему, пока нет. Сообщается, что она могла оказаться даже в терминале в Усть-Луге,  откуда ведется отгрузка на экспорт. Эту продукцию приобретают такие крупные компании и нефтетрейдеры, как Equinor, Vitol, Trafigura, Glencore и Total. Но неизвестно, попала ли некачественная нефть к ним.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО?

"Транснефть" признала превышение хлоридов в нефти, поступающей в Белоруссию по южной ветке "Дружбы", и заявила о принятии мер для скорейшего решения проблемы. По словам представителя вице-премьера Дмитрия Козака, проблема будет устранена в ближайшее время. Козак и посол Белоруссии в РФ Владимир Семашко в четверг обсудят проблему качества российской нефти в трубопроводе "Дружба".

До этого белорусская сторона заявляла, что Россия не способствует быстрому решению проблемы. В среду государственный телеканал "Беларусь 1" сообщил, что во время прошедших переговоров российские партнеры не смогли дать никакого ответа, как собираются разрешать ситуацию. В "Белнефтехим" заявили, что РФ затягивает принятие мер по транзиту загрязненной нефти. 

По мнению Юшкова, белорусской стороне выгодно максимально политизировать ситуацию и вывести ее на межгосударственный уровень, чтобы увязать с вопросом компенсации за налоговый маневр, ценами на газ и прочими "болезненными" темами. Россия, напротив, стремится оставить его внутренним делом компаний – от положенных по контракту выплат компании не отказываются, однако выводить это из плоскости бизнеса власти не стремятся. 

ПУТЬ "ГРЯЗНОЙ" НЕФТИ

Вопрос в том, что делать с некачественной нефтью, уже находящейся в трубопроводной системе и двигающейся по ней дальше. По оценке белорусских специалистов, речь идет об объеме порядка 700 тысяч тонн, но это огромный участок — похоже, в реальности цифры ниже, говорит Юшков. Теперь важно реально его оценить, а также понять, какой вред он нанес или может нанести НПЗ, и после этого решить, что с ним делать – откачать из трубы или использовать после очистки.  

По мнению аналитика по нефтегазовому сектору Райффайзенбанка Андрея Полищука, наиболее логично с учетом того, что качество нефти в системе уже улучшается, очистить эту порцию нефти с помощью специальных методов и разбавить ее нормальным продуктом. В Orlen уже сообщили, что проводят очистку нефти из РФ аммиачной водой и разбавляют ее другими сортами.

Дефицита нефти из-за инцидента эксперты не ожидают. Судя по сообщениям СМИ, в Белоруссию уже идет нормальный продукт, то есть проблема устраняется. "Кроме того, нефть, в отличие от газа, может поставляться не только по трубопроводной системе. Есть масса других способов – морем через портовую инфраструктуру, железной дорогой. Этот рынок глобален, и на нем всегда можно найти любой нужный объем у любой страны-производителя", — рассказал Полищук. 

Другое дело – вопрос цены, ведь трубопроводный маршрут хоть не единственный, но самый дешевый. Наиболее выгодной для Европы могла быть та же российская нефть, купленная у РФ или соседних стран и доставленная морем. Тогда пришлось бы доплачивать лишь за дополнительную логистику. Но не факт, что будет сразу необходимый объем, а портовые и танкерные мощности окажутся свободными. Тогда придется искать другие варианты у других стран, например, тот же Brent, который пока сам по себе дороже Urals, добавил эксперт.

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА УЩЕРБ

Покупатели российской нефти подали предварительные претензии российским нефтекомпаниям, отметив, что они могут требовать компенсации за некачественную нефть и ущерб оборудованию, если он произойдет. По словам экспертов, такие выплаты возможны в порядке, оговоренном в контрактах. Это документ, в котором прописаны все возможные форс-мажоры, и после экспертиз станет понятно, кто именно виноват в ЧП.

"Сообщалось, что хлоросодержащими соединениями обрабатывают емкости для хранилища нефти. Если выяснится, что они попали в систему из-за халатности подрядчика, то ему предъявят претензии. Но, судя по всему, сумма будет непосильна для такой компании, поэтому "Транснефти" все равно платить придется", — полагает Юшков

Возможно, иски будут поданы и к самим нефтяным компаниям, которые не выполнили условий по контракту и не поставили нефть в срок. Но они тоже обратят их к "Транснефти" как к поставщику. "Все зависит от того, кого признают виновным в случившемся, а также как быстро удастся решить проблему. Так или иначе, в контрактах прописано, какая нефть должна поступать в трубу, а какая на выходе, если нарушение есть, то оно должно быть скомпенсировано", — говорит Полищук. Не исключено, что альтернативные поставки нефти в Европу будут осуществляться тоже за счет РФ. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики