Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кто и зачем испортил российскую нефть? Вопросы без ответов

Кто и зачем испортил российскую нефть? Вопросы без ответов

В правительстве РФ заявили, что на границу с Белоруссией пришла чистая, без примесей, нефть. Но пока нет ответов на вопрос, почему нефть стала «грязной»

Чистая нефть пришла на границу с Белоруссией, об этом заявили в правительстве РФ. Но по-прежнему неизвестно, кто и с какой целью загрязнил российское сырье.

Вопросов, как всегда, много, а удовлетворяющих ответов — ни одного. Главные вопросы: кто и зачем испортил российскую нефть, да еще в таких объемах? Хотя объем — сам по себе спорный момент. Белорусы говорили и про 700 тысяч тонн, и про 1 млн тонн.

Но никто пока точно не может сказать, сколько именно грязной нефти прошло через российскую трубу, а от этого зависит сумма компенсаций, которую придется платить «Транснефти». Хотя в суд на нее еще никто не подал: ни Белоруссия, ни европейцы. 

Белорусы, видимо, считают убытки. С европейцами еще сложнее. Они узнали, что по трубе идет грязная нефть, но никто не заявлял, что она к ним пришла. Транзит остановили все, но претензий по качеству из Европы не поступало, да и транзит прекратили не сразу, а только через неделю. Нефть хоть и идет по трубе достаточно медленно, но не настолько. Ситуацию комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Если белорусы обнаружили проблему с хлором, почему дальше нефть распространилась? Еще большой вопрос: куда дошла эта нефть, в каких объемах? Поскольку если почитать внимательно заявление европейских потребителей, которые стали отказываться от поставок, то многие сделали это в превентивном порядке, то есть на всякий случай, когда Белоруссия подняла вселенскую волну на тему «а-ай-ай, отравленная нефть!» Например, венгры так поступили, там нет нигде информации о том, что компания получила нефть с превышением содержания хлора».

Сразу появились политико-конспирологические версии. Хлор действительно попал в сырье. Но не так много, чтобы Минск поднял такой шум. Просто появился повод и козырь в переговорах с Россией, а они идут как раз насчет поставок нефти. Поскольку после Белоруссии нефть идет в Европу, то получился большой скандал. Такого вообще не было за всю историю наших поставок в ЕС.

По крайней мере, на словах это удар по репутации России как одного из крупнейших поставщиков углеводородов. Но опять же на словах — дел пока немного. Теперь вернемся к вопросу, кто и зачем. «Транснефть» обвинила частную компанию «Самаратранснефть-Терминал». Она сейчас под процедурой наблюдения.

Была красивая версия, согласно которой в ходе банкротства и неразберихи кто-то по халатности или умыслу подал в трубу некачественную нефть. Но компания сразу же заявила, что узел слива сырья она продала еще в позапрошлом году и даже собирается теперь идти в суд из-за обвинений «Транснефти».

Но почему госкорпорация назвала именно эту компанию? Там не знали, что терминал продан? Но была неделя, чтобы разобраться. Хотя у «Транснефти», конечно, гораздо больше информации, чем та, которую она сообщает СМИ.

Заявления о том, что хлор добавили в нефть небольшие компании, тоже вызывают вопросы. Это ведь не баночка хлорки под ванной — тонны, десятки тонн вещества. Да, его используют, чтобы повысить добычу, но не в таких количествах, говорит руководитель Аналитического центра энергетической политики и безопасности Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов. 

— В самой нефти такие вещи образоваться не могут. То оборудование, которое на всем процессе идет, от подготовки нефти, включая процесс прокачки, там нигде жидкости хлорорганические не присутствуют в таких количествах, чтобы испортить качество нефти.

— По соседству происходит какой-то процесс с вовлечением хлора, попало случайно.

— Нет, в таком количестве — нет. 

Что интересно, Business FM пыталась связаться с несколькими технологами из профильных учреждений. Там не очень хотят комментировать эту тему. То ли потому, что не знают ответов на вопросы, то ли по другим причинам. Еще интересна реакция нефтяников. Ведь изначально в правительстве напомнили, что на участке, где в трубу пошел хлор, работают четыре крупные компании.

В «Роснефти» заявили, что у них нефть чистая, прошла 150 проб. В «Татнефти» тоже сказали, что никаких отклонений от норм не было, и «Транснефть» это проверила, а вот в «Лукойле» и «Газпроме» отказались от комментариев. В «Транснефти» после заявления о диверсии тоже сделали паузу.

Наконец, 29 апреля вновь заговорили в правительстве. Чистая нефть пришла на границу с Белоруссией, сообщили в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака. Нефть идет по трубе со скоростью 280 километров в сутки. Это чуть быстрее, чем бег трусцой. Ко вторнику, 30 апреля, качественное сырье должно дойти до белорусских заводов. Главное теперь, чтобы в нем снова не нашли что-нибудь нехорошее. 

Источник: BFM.RU, 29.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики