Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Союзные отношения сделали неминуемым новый газовый договор Москвы и Минска

Союзные отношения сделали неминуемым новый газовый договор Москвы и Минска

Переговоры между Россией и Белоруссией по цене на газ будут идти непросто – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Россия и Белоруссия ведут постоянные переговоры

Дело в том, что появилась информация, что министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич сейчас находится в Москве, где пытается согласовать с российскими партнерами цену на газ для Минска, которая будет установлена на 2020 календарный год.

Это действительно сложный момент в переговорах России и Белоруссии, поскольку Минск требует от Москвы такой ценовой политики, которую можно охарактеризовать, как прямое дотирование белорусской экономики. Кроме того, вопрос газа перекликается с другими темами российско-белорусских отношений, где Минск пытается добиться от нашей страны аналогичных уступок.

«Безусловно, это часть общего российско-белорусского диалога, в котором присутствует немало сложных моментов. Здесь можно вспомнить историю с загрязненной нефтью, которая явно была целенаправленно раздута белорусской стороной», - заключает Митрахович.

Как замечает эксперт, Минск пытается использовать в своих интересах любой эпизод – например, историю с нефтепроводом «Дружба», где в качестве повода была взята небольшая авария, которая затем эскалировалась в громадный информационный скандал. 

«Неудивительно, что эта история перекликается с требованиями Белоруссии по цене на газ, по компенсациям, связанным с налоговым маневром в России, и со многими другими уступками, которые Минск очень хочет получить от Москвы», - констатирует Митрахович.

Здесь вообще присутствует целый комплекс проблем, которые Россия и Белоруссия не могут урегулировать, начиная с вопроса ценообразования на энергоносители и политики Минска в отношении российских контрсанкций, заканчивая кредитованием белорусских предприятий.

Белоруссия постоянно педалирует газовый вопрос

«Что касается конкретно газа, то здесь показательны слова президента Белоруссии Александра Лукашенко, который давно заявлял, что хочет получить цены на газ для Минска, которые будут сравнимы с российской Смоленской областью», - резюмирует Митрахович.

Это очень спорное желание белорусского лидера, поскольку, во-первых, Россия и Белоруссия являются суверенными государствами, а, во-вторых, ценообразование в Смоленской области качественно отличается от среднероссийского. В этом нашем регионе газ, вследствие целого ряда причин, стоит дешевле, чем в других федеральных субъектах России – взять хотя бы показатели Ленинградской области. 

«Внутри России Смоленская область является специфическим ценовым случаем, поэтому Москва отказывается от того, чтобы взять данный регион в качестве отправной точки для газового ценообразования в отношении Белоруссии», - заключает Митрахович.

Кроме того, этот вопрос перекликается с процессами внутри Евразийского союза, где, согласно плану, с середины следующего десятилетия, должен быть создан единый газовый рынок. Белоруссия уже не раз просила у России ввести данную практику загодя, но Москва на это не идет, справедливо полагая, что для начала необходимо реализовать все остальные интеграционные моменты в рамках этого объединения.

«Кстати говоря, даже смоленская цена на газ отнюдь не равнозначна тем ценовым показателям, которые будут сформированы на едином рынке газа, поскольку здесь играют роль внутрироссийские субсидии и газотранспортные издержки», - констатирует Митрахович.

По словам Станислава Павловича, единый газовый рынок означает, что российский производитель газа, который поставляет данное сырье в Белоруссию, сможет его продать местным предприятиям по свободной цене, без всякой отсылки на установленные Москвой нормы. 

«Единый газовый рынок означает не то, что в Белоруссию придет дешевый газ, а то, что каждая российская энергетическая компания сможет продавать данное сырье белорусским национальным предприятиям по свободным рыночным ценам», - резюмирует Митрахович.

Соответственно, во-первых, это не означает льготные цены для Белоруссии, хотя газ после этого будет обходиться для белорусов дешевле, а, во-вторых, все это должно идти вместе с другими интеграционными процессами – в частности, с созданием единой валюты.

«Например, здесь идет речь о едином эмиссионном центре, причем Минск пока явно не хочет отказываться от белорусского рубля и делает сегодня ставку на те компоненты интеграционных процессов, которые ему однозначно выгодны», - заключает Митрахович.

Другой вопрос, это не значит, что между Москвой и Минском существуют какие-то нерешаемые проблемы, поскольку подобные споры преследуют наши государства со времен распада СССР и того, как Россия и Белоруссия стали выстраивать свои отношения в качестве суверенных государств. Нет никаких сомнений, что Москва и Минск в самое ближайшее время смогут прийти к четкому соглашению по газу. 

«Вообще по вопросу газа у нас все достаточно стабильно – «Газпром» контролирует белорусскую ГТС, а Минск получает газ, пусть и не по цене Смоленской области, но значительно дешевле, чем все другие государства, куда он сегодня Россией продается», - констатирует Митрахович.

Благодаря этому отпускные цены на газ в Белоруссии дешевле, чем в некоторых российских регионах.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 30.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики