Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко рассказал о «расхлябанности и разболтанности на территории России»

Лукашенко рассказал о «расхлябанности и разболтанности на территории России»

Президент Белоруссии заявил, что Минск намерен взыскать с Москвы сотни миллионов долларов за загрязненную нефть. Однако никаких сумм он не назвал. Пока ущерб обозначен только одним эпитетом — «огромный»

Белоруссия «считает убытки». Как стало понятно из выступления Александра Лукашенко при посещении Студенческой деревни в Минске в субботу 11 мая, конкретная сумма ущерба от поступления некачественной нефти по «Дружбе» будет озвучена после ревизии нефтеперерабатывающих заводов.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь: «Расхлябанность и разболтанность на территории России, а это не одна тысяча километров, огромная труба была загрязнена этой ядовитой нефтью, которая за неделю даже трубу на 4-5 мм, специалисты говорят, съедает. Мы огромные деньги потеряли, это сотни миллионов долларов. Но сказать эту сумму я сейчас не могу, она окончательна будет известна после того, как мы проанализируем то, что произошло на Полоцком НПЗ. А сейчас мы считаем убытки. С Путиным вопрос компенсации мы не обсуждали. Он понимает, что надо ущерб компенсировать, он сам назвал, что это огромный ущерб. Я думаю, что россияне не должны это оспаривать. Что, мы с россиянами в суд пойдем по этому вопросу? Я думаю, мы разберемся, кто кому что должен. Произошла беда. Специально это сделано, умышленно? Пусть они разбираются у себя сами. На наши нефтеперерабатывающие заводы поступает уже нефть чистая».

По данным «Белнефтехима», на территории Белоруссии находится около 1 млн тонн загрязненной нефти. Ранее в Самаре арестовали четырех фигурантов по этому делу. Еще двое объявлены в розыск. Это представители двух небольших нефтяных компаний. По версии следствия, именно они влили в трубопровод «Дружба» хлор. Сделано это было, как считает СКР, чтобы скрыть хищения на 1 млн рублей. 

Какие перспективы у судебных разбирательств? Кто в итоге будет отвечать за некачественную нефть в «Дружбе» и за все последствия? Комментирует директор Института проблем энергетики, доктор технических наук, профессор Булат Нигматуллин:

«Вообще говоря, скандал чрезмерный по отношению к самой сути. Разобрались, в чем дело, отвели грязную нефть в сторону, в хранилище, «Транснефть» взяла на себя убытки, ну и все, о чем речь? Проблема ведь не в том, что это грязная нефть, а проблема в том, что Лукашенко из-за налогового маневра нефтяной промышленности в России лишается тех преференций, которые у нее были. Грязная нефть — все эти разговоры только отвлечение. Вся Белоруссия полностью привязана к рынку России, поэтому она страшно зависимая от российской экономики. И, наконец, еще одно — видимо, с ним поговорили. Конечно, будет суд внутри страны, оштрафуют, посадят, найдут стрелочников. Виноваты те, которые допустили попадание этой нефти на 1 млн рублей, а ущерб будет десяток миллионов долларов. Поэтому главе «Транснефти», которого вызвал Путин и показали по телевизору, в общем-то, не очень хорошо».

Ранее Лукашенко заявлял, что в России «обнаглели до такой степени, что начинают выкручивать нам руки». Недовольство было вызвано налоговым маневром в российской нефтяной отрасли. Из-за него, как говорил Лукашенко, Белоруссия потеряла за последние три года почти 4,5 млрд долларов. В качестве компенсации Минск предложил поднять тариф на транзит нефти по своей территории на 23%, но Москва отказалась поддержать это предложение, после чего Лукашенко пообещал закрыть нефтепровод «Дружба» на ремонт.

Возможно, нынешняя мягкая риторика со стороны Александра Лукашенко прозвучала из-за того, что появились сомнения, что «Транснефть» наверняка компенсирует убытки. Вопрос в том, что группа виновных лиц поставляла хлорированную нефть с августа 2018 года и на протяжении почти девяти месяцев никаких проблем не было. Вот что говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Тогда возникает вопрос: а чего же тогда раньше ничего не ломалось, и не сокращали объемы переработки, и все было хорошо, и никто эту хлорированную нефть не замечал? И отсюда возникает такой конфликт, что «Транснефть» может попытаться сказать, что на самом деле никакого ущерба для белорусских НПЗ эта хлорированная нефть не причинила, что переработку они сократили самостоятельно и на это никак не влияло качество нефти. И, следовательно, никакой вины «Транснефти» нет, значит, ничего платить она не будет. А получается, решение поднять всю эту историю не тогда, в августе, когда хлорированная нефть появилась, а сейчас — как-то политически обосновано, и отсюда экономических каких-то последствий не должно следовать. То есть вполне возможно, что «Транснефть» будет разыгрывать именно эту карту, чтобы не выплачивать компенсацию. Но опять же тут все будет зависеть от политического указания. То есть руководство российское даст указание согласиться со всеми претензиями «Белнефтехима» и выплатить, тогда да, это закончится довольно быстро. Если же «Транснефти» будет дан карт-бланш по защите своих интересов, то, вполне возможно, она будет доказывать, что на самом деле никакого ущерба для белорусских НПЗ не было, или, по крайней мере, будет добиваться технической экспертизы, действительно ли там что-то сломалось из-за содержания хлорорганики в нефти или на самом деле поломок нет».

Концерн «Белнефтехим» сообщил о резком ухудшении качества нефти, поступающей из России по трубопроводу «Дружба», в середине апреля. Белорусская сторона заявила, что из России поступает нефть с содержанием хлорорганических соединений, «превышающим в десятки раз предельные значения». В результате ряд стран прекратили транзит и переработку российской нефти, в том числе и сама Белоруссия. 

Источник: BFM.RU, 11.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики