Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Прецедент-1952» в 2009-м

«Прецедент-1952» в 2009-м

Итак, новой газовой войны между Россией и Украиной пока не случилось — 6 ноября, за день до истечения обговоренного сторонами срока, «Нафтогаз Украины» расплатился за октябрьские поставки газа.

Угроза же войны возникла за неделю до этого, когда 30 октября премьер-министр России Владимир Путин в телефонном разговоре с украинской коллегой услышал от Юлии Тимошенко, что президент Украины препятствует нормальному сотрудничеству правительства с Центробанком и блокирует перевод денежных средств.

«Впервые за всю историю наш премьер обращается не к нашему президенту и парламенту, а делает фактически политический донос за границу», — возмущается сейчас по этому поводу уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. Однако «донос» оказался верным: как раз 30 октября президент Украины, запретив правительству оплачивать долги «Нафтогаза» из бюджета и не разрешив ЦБ использовать для этого золотовалютные резервы, подписал ещё закон о повышении социальных стандартов, поставив тем самым под угрозу выделение Украине нового транша МВФ. А ещё через три дня, когда Путин обратился к ЕС с просьбой оказать финансовую помощь Украине, Виктор Ющенко потребовал от своего премьера вообще пересмотреть газовые контракты с Россией.

«Между Россией и Украиной нет никакого конфликта. Идёт довольно жёсткая полемика, но эта полемика касается только одного человека — нынешнего президента Украины. У него доминируют русофобские представления. Тем не менее проблема возникла. Связано это, на мой взгляд, с той избирательной кампанией, которая ведётся на Украине, когда одна власть вредит другой в попытке получить политические очки. Через некоторое время на Украине состоятся выборы. Я надеюсь, что у руля этого государства встанут силы, более прагматично настроенные по отношению к нашим контактам», — заявил в тот день Дмитрий Медведев журналу Spiegel.

Ещё год назад Запад наверняка бы интерпретировал подобное заявление как газовый шантаж Москвы с целью вмешательства в украинские выборы. Но в этот раз председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу 5 ноября лично позвонил президенту Ющенко, попросил его устранить все возможные препятствия при оплате украинской стороной поставок газа из России и проконтролировал исполнение. В вопросе оплаты поставок энергоносителей имеет «абсолютное значение отсутствие блокирования в рамках украинской системы», подчеркнул он. А ещё через три дня директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан заморозил выдачу Украине 3,8 млрд долларов — до окончания президентских выборов. Интерпретируя эти действия на языке идущей сейчас на Украине предвыборной кампании, можно сказать, что Евросоюз поддержал Тимошенко, а МВФ её наказал — финансовые аналитики уже заговорили о том, что правительству теперь вплоть до окончания выборов будет крайне сложно удерживать курс гривны.

18 ноября должен состояться очередной саммит ЕС — РФ. В связи с этим российское Минэнерго разработало и передало Еврокомиссии «Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога Россия — ЕС». В нём прописаны совместные действия на случай перебоев с поставками энергоносителей в Европу, в том числе по вине третьих стран. В документе назначены координаторы российско-европейского энергодиалога (министр энергетики России Сергей Шматко и комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс), определены понятия «чрезвычайная ситуация» и «механизм раннего предупреждения», а также прописаны действия сторон на случай перебоев с поставками энергоресурсов из России в Европу. Чрезвычайную ситуацию документ определяет как «значительное отклонение от определённых нормами объёмов и других условий добычи, транспортировки, транзита, хранения, распределения и потребления» энергоресурсов. А механизм раннего предупреждения — как комплекс мер «для опережающей оценки возможных проблем и рисков, связанных с поставками и спросом на энергоресурсы» и для «оперативного реагирования в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации». Вопрос — какое всё это имеет отношение к описанному выше реальному урегулированию чрезвычайной ситуации, которая чуть было не сорвала сам саммит?

Лучший ответ на этот вопрос дал, на мой взгляд, директор московского Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

«Новый меморандум проблему Украины как слабого звена не решает. Вместо таких механизмов России и ЕС было бы лучше поддержать единого кандидата на президентских выборах на Украине». Хорош же этот ответ тем, что в нём на языке предвыборных комбинаций проговаривается главное геополитическое условие для стабилизации российско-украинского энергодиалога — России и ЕС необходимо объединиться и исключить из игры Америку. Поэтому яростные атаки Виктора Ющенко против Юлии Тимошенко, дестабилизирующие российско-украинский энергодиалог, её обращение за помощью к российскому премьеру Владимиру Путину и привлечение последним к задаче стабилизации энергодиалога главы Еврокомиссии Жозе Баррозу буквально подталкивают стороны к подобной комбинации.

Ибо на уровне избирательной кампании в самой Украине основные элементы для подобного союза России с Евросоюзом уже имеются — «оранжевая» коалиция давно рассыпалась и проамерикански настроенный Виктор Ющенко не имеет каких-либо шансов на победу. Так что если Москва, учитывая негласные договорённости, уже сейчас существующие между Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, относительно невступления Украины в НАТО, открыто поддержит «оранжевую принцессу», то Вашингтону будет очень сложно что-либо противопоставить этому. Хотя эти договорённости ему очень подозрительны и явно не нравятся — прошлогоднее заявление секретариата Виктора Ющенко о том, что «политическое руководство Российской Федерации рассматривает решение о поддержке кандидатуры Ю. Тимошенко на выборах президента Украины после выполнения условий о пассивной позиции премьер-министра Украины и её политической силы в конфликте с Грузией» и зарезервировало на её поддержку около 1 млрд долларов, — тому свидетельство. Ибо Вашингтон никак не мог быть доволен «пассивностью» украинского премьера, наотрез отказавшегося поддержать указ президента Украины об ужесточении режима пребывания и выхода в море Черноморского флота России во время конфликта последней с Грузией. Однако, как известно, администрация Буша не пошла на конфронтацию с Москвой и инициативу урегулирования конфликта перехватил Париж. После чего 27 ноября 2008 года, буквально за неделю до того, как главы МИД Франции и Германии на министериале НАТО окончательно утвердили решение Бухарестского саммита альянса о непредоставлении ПДЧ Украине и Грузии, Юлия Тимошенко выступила с политической программой урегулирования российско-украинского энергодиалога путём сближения Евросоюза и России.

«В 2009 году Европа начнёт осознавать, что Европейский союз сможет продолжать движение по дороге стабильности и процветания, только лишь «расчистив» путь в Европу и для России, и для Украины. Цель ясна: Россия и Украина на пороге превращения в процветающих и дружественных соседей, на манер сегодняшних Франции и Германии. Результатом соглашения между Францией и Германией 1952 года, касающегося стали, стал частичный отказ от суверенитета в важнейшей области государственного управления. Это соглашение стало прецедентом для всего Европейского проекта. В 2009 году сложная задача ЕС будет состоять в том, чтобы сформировать такое соглашение, в которое будет вовлечена и Россия, и Украина. Не за горами ещё один «прецедент-1952». Энергоносители, в частности природный газ, предоставляют возможность воссоздать скрытые причины, которые вдохновили основателей ЕС в 1952 году» — такой ответ на российский вопрос предложила украинский премьер Москве в ноябре прошлого года. И учитывая, что сейчас на календаре ноябрь как раз 2009 года, не исключено, что на предстоящем саммите ЕС — Россия в Стокгольме меморандум Минэнерго России будет поддержан какой-то политической декларацией. Принятие которой, возможно, и надеялся торпедировать Виктор Ющенко новым газовым конфликтом. Разразившимся буквально через день после того, как колебавшийся Дмитрий Медведев, поддавшись массированному давлению со стороны ряда европейских государств, всё-таки согласился поехать в Стокгольм.

Автор: Шамсудин Мамаев

Источик: Частный корреспондент, 13.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики