Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик: Санкциями из-за «Северного потока-2» США уподобляется Ирану

Аналитик: Санкциями из-за «Северного потока-2» США уподобляется Ирану

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности в эфире НСН пояснил, с какими трудностями столкнутся США при ведении санкций за участие в СП-2.

Сенат США подготовил законопроект, предполагающий введение санкций против компаний, участвующих в прокладке российских морских трубопроводов, в первую очередь «Северного потока – 2» (СП-2). Республиканец от штата Техас Тед Круз и демократ от штата Нью-Гэмпшир Джин Шахин ратуют за запрет въезда на территорию Штатов и заморозку финансовых активов этой стране лиц, которые продают или сдают в аренду морские суда для строительства СП-2. Кроме того, целый ряд ограничений предлагается ввести против тех, кто предоставляет финансовую или техническую поддержу, а также обеспечивает страхование таких судов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН рассказал, что с реализацией этого закона на практике может возникнуть множество проблем.

«Это продолжение истории, длящейся уже почти 2 года. В августе 2017-го был принят законопроект, согласно которому президент Трамп может ввести санкции, и среди прочих - запрет на оказание услуг по строительству нового газопровода из России в Европу. И сейчас мы видим попытку ввести в действие положений, которые были там заявлены. Ведь американский президент никаких мер в строй не ввел», - отметил Юшков.

Он обратил внимание на формулировки этого закона. Штаты предлагают штрафовать компании, которые предоставляют российской стороне суда и о страховании работ про трубоукладке. Аналогичная практика используется Штатами и в Иране. Они запрещают любым компаниям в мире страховать танкеры, которые вывозят иранскую нефть. А при современных реалиях ни один танкер не выйдет незастрахованным. Но в отношении «Северного потока-2» непонятно, как санкции будут действовать.

Один из помощников сенатора-республиканца, знакомый с ходом работы над законопроектом, подтвердил, что за образец были взяты прошлые действия США, направленные на подрыв нефтяного экспорта Ирана.

Американские законодатели предлагают обратить особое внимание на деятельность двух строительных компаний - швейцарского подрядчика Allseas и итальянской фирмы Saipem, занимающихся укладкой труб для газопровода.

«Во-первых, этот газопровод не может считаться новым, во-вторых контракты на строительство давным-давно подписаны. Закон обратной силы не имеет, и когда речь идет о начале строительства, это одна история, а СП-2 построен более чем на 50%. При этом итальянская Saipem вообще свою часть работ уже выполнила. Она строила маленький участок трубы в Германии. Компания в этом случае тоже автоматически под штрафы попадет, даже если свой контракт она выполнила», - попытался найти логику в действиях Штатов Игорь Юшков.

При этом Saipem более крупная компания, чем швейцарская Allseas. У нее есть счета в иностранной валюте, ее можно при желании оштрафовать, хотя, как отметил эксперт, на это не оснований.

«Allseas – это вообще семейная компания, которая не имеет бизнеса в США, с «Газпромом» расчеты идут в евро. Американский рынок для швейцарцев вообще не имеет никакого интереса. И будет ли Allseas беспрекословно выполнять санкции, большой вопрос…Скорее всего, они будут доказывать, что применять их нельзя. Они подписали контракт до принятия закона», - уточнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Игорь Юшков также призвал дождаться и реакции Европы, которой выгодно оттянуть вступления в силу этого американского закона, чтобы газопровод к этому моменту был достроен и введен в эксплуатацию. 

Напомним, проект «Северный поток — 2» предполагает прокладку двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Он также пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны Финляндии, Швеции и Дании. 

Автор: Наталья Шатова

Источник: НСН, 14.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики