Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил планы США ввести санкции против «Северного потока – 2»

Эксперт оценил планы США ввести санкции против «Северного потока – 2»

Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков прокомментировал законопроект американских сенаторов, предполагающий ввести ограничения против компаний, участвующих в прокладке российских морских трубопроводов.

Сенат США может принять законопроект, направленный против «Северного потока – 2». Об этом сообщил журнал Foreign Policy со ссылкой на копию предварительного варианта документа, который подготовили сенатор-республиканец от Техаса Тед Круз и сенатор-демократ от Нью-Гэмпшира Джинн Шейхин. Так, планируется, что будет усилено давление на важный для России энергетический проект. В частности, речь идет о санкциях в отношении компаний, которые участвуют в прокладке российских морских трубопроводов. Согласно документу, лицам, продающим или сдающим в аренду суда, участвующие в строительстве «Северного потока – 2», запретят въезд в Соединенные Штаты, а их активы в стране заморозят. Кроме того, целый ряд ограничений предлагается ввести против тех, кто предоставляет финансовую или техническую поддержу, а также обеспечивает страхование таких судов.

Особое внимание американские сенаторы предлагают обратить на деятельность двух строительных компаний – швейцарской Allseas и итальянской Saipem, занимающихся укладкой труб для «Северного потока – 2».

Происходящее НЕВСКИМ НОВОСТЯМ прокомментировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Очень странно, что американцы пытаются успеть как-то блокировать само строительство, хотя они до этого заявляли, что вряд ли им подобное удастся… Мы видим, что реализация проекта продолжается, а во многом все эти попытки выливаются в то, что США хотят придать «Северному потоку  2» некий статут токсичности; они постоянно говорят, что те, кто работают с газопроводом, будут автоматически подвергаться санкциям. Но казус заключается в том, что никаких санкций по отношению к этому газопроводу нет, и «Газпром» сам по себе не находится под санкциями. То есть нет абсолютно никаких запретов на участие в «Северном потоке  2»  его можно финансировать, строить, оказывать услуги… Все это разрешено, но американцы пытаются убедить европейцев, что участвовать в нем нельзя. Позиция европейских компаний и всех участников «Северного потока  2» заключается в том, что если появятся какие-то официальные запреты, то они будут их выполнять  и подрядчики, и эти пять европейских компаний, которые финансируют проект. Но запретов нет, и, соответственно, они продолжают работу».

Тем не менее, отмечает эксперт, новый законопроект Соединенных Штатов «несет определенные риски, но и он довольно абсурдный». 

«Там говорится о запрете оказывать услуги, то есть предоставлять суда-трубоукладчики, по сути, строить этот проект. Перечисляются две компании швейцарская Allseas и итальянская Saipem, но юмор в том, что Saipem уже давно построила маленький участок газопровода на выходе в Германию (некий стыковочный участок, когда сухопутная часть входит в море). Поэтому непонятно, за что вводить сейчас санкции, когда компания Saipem свой участок построила, действуя в рамках всех законов». 

По словам Игоря Юшкова, подобное лишь «загоняет американцев в ситуацию, когда все откровенно видят, что Соединенные Штаты пытаются всячески выступать против проекта, доходя до абсурда».

«К швейцарской компании Allseas тоже довольно сложно подкопаться, так как все контракты были подписаны давно, а обратной силы закон не имеет, и компании должны достроить газопровод. Во-вторых, если даже США введут запреты, то будут ли все эти ограничения выполняться  большой вопрос. У Saipem в Америке бизнеса нет, а «Газпром» для нее является крупнейшим клиентом. И что перевесит гуманитарно-политические соображения: надо выполнять санкции или то, что без «Газпрома» твой бизнес существенно просядет?.. У компании Allseas также бизнеса в Соединенных Штатах нет, и что-то там арестовать будет сложно».

Таким образом, есть основания полагать, что законопроект, предполагающий введение санкционных мер против компаний, участвующих в прокладке российских морских трубопроводов, в реальности вовсе не будет принят, говорит собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

«Кроме того, вполне возможно, что если он и будет принят, то на реализацию проекта газопровода это не повлияет, и он все равно будет достроен. Потому что на принятие закона потребуется определенное время, а газопровод уже готов на 50 процентов. Конечно, есть угроза «Северному потоку  2», но в целом, вероятно, речь идет о том, что все-таки к концу года он будет готов»,  резюмировал Игорь Юшков.

Напомним, проект «Северный поток – 2» предполагает прокладку двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Он также пройдет через территориальные воды и исключительно экономические зоны Финляндии, Швеции и Дании. Газопровод должен быть запущен в 2020 году. Оператором «Северного потока – 2» выступает Nord Stream AG. Половину средств в него вложит «Газпром», а остаток проинвестируют европейские партнеры: немецкие Uniper, Wintershall, австрийская OMV, Royal Dutch Shell (Великобритания и Нидерланды) и французская Engie.

Тем временем США и ряд западных стран выступают против строительства «Северного потока – 2», полагая, что это политический проект. В Москве критические высказывания связывают с попыткой американских властей заставить европейцев покупать более дорогой сжиженный газ из Соединенных Штатов. Российские власти также неоднократно заявляли, что газопровод носит исключительно коммерческий характер и его главная цель – повышение энергетической безопасности Европы. 

Источник: Невские новости, 14.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики