Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларуси выгоднее всего закупать нефть в странах ЕАЭС – эксперт

Беларуси выгоднее всего закупать нефть в странах ЕАЭС – эксперт

22 апреля Мозырский нефтеперерабатывающий завод в Беларуси сообщил о поступлении из России некачественной нефти по нефтепроводу «Дружба». «Транснефть» признала наличие проблемы, и уже вскоре она была решена, а подозреваемые в загрязнении задержаны. Однако, по словам Александра Лукашенко, «грязная» нефть успела нанести белорусским предприятиям ущерб «на сотни миллионов долларов». После инцидента в Минске заявили, что, хотя прекращение поставок по «Дружбе» не планируется, Беларусь рассчитывает до конца 2019 г. начать импорт нефти, альтернативной российской, например, из Азербайджана. Как в нефтепровод могли попасть загрязненные нефтепродукты, какие страны пострадали в данной ситуации и возможно ли для Минска найти альтернативу поставкам нефти из России, в интервью «Евразия.Эксперт» раскрыл эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

- Игорь Валерьевич, как вы можете прокомментировать ситуацию с попаданием хлорсодержащих примесей в нефтепродукты, которые поступили на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)? 

- Ситуация сложилась довольно серьезная. «Транснефть» оперативно признала, что в нефть еще на территории России на участке нефтепровода Самара – Унеча попала хлорная органика. Далее 19 апреля она попала на территорию Беларуси, когда как раз и появилась информация о ней. Уже после этого она попала на Мозырский нефтеперерабатывающий завод, потом по трубе от города Мозыря прямо на запад через Польшу в Германию. Труба также разделяется и на юг, уходя веткой на Чехию, Венгрию и Словакию (транзитом через Украину).

Поэтому проблема касается не только Беларуси, но и как минимум пяти европейских стран. 

Появилась даже информация о том, что в Усть-Луге произошла приостановка загрузки танкеров, потому что в Балтийскую трубопроводную систему (БТС-2) – нефтепровод, который на границе с Беларусью уходит на север – судя по всему, также попали загрязненные нефтепродукты с повышенным содержанием хлора. Поэтому история приняла уже не российско-белорусский, а российско-европейский вид. И гораздо больше стран пострадали.

- Как вы думаете, имеет ли место в этой ситуации некий политический аспект? 

- Я не сторонник версии, что это какая-то диверсия со стороны России против Беларуси. Да, сейчас периодически появляются какие-то конспирологические теории.

Но мы видим, что это большой ущерб и для России тоже, потому как сейчас пойдет серия исков не только от «Белнефтехима», но и от поляков, возможно, украинцев, которые теряют на транзите, потому что он остановился, других европейских компаний. Соответственно, это будут иски и к «Транснефти», и к работающим с ней компаниям, потому как они не выполняют свои обязательства по отгрузке нефти потребителю.

Зачем России создавать такую ситуацию – непонятно. Для того, чтобы ответить на возможные заявления про остановку нефтепровода «Дружба» на ремонт? Мне кажется, загрязнить всю нефть, в том числе ту, которая идет и на Усть-Лугу, для ответа Беларуси – версия из области фантастики.

Второй аргумент против конспирологии в данной ситуации заключается в том, что «Транснефть» довольно быстро признала ситуацию. Т.е. если бы Россия это сделала преднамеренно, то «Транснефть» бы ничего не говорила, ушла бы «в окопы». Ничего бы не заявляла, не признавала и говорила, что ни про какую хлорированную нефть не знает. Но в этой ситуации ответ был оперативным, и ситуация начала решаться. 24 апреля уже были сообщения о том, что на территорию Беларуси поступает нормальная нефть, без загрязнений. Думаю, это, скорее всего, была техническая проблема.

- А в чем эта техническая проблема может заключаться? 

- Пока сказать сложно, сейчас проводится экспертиза, но существуют две основные версии. Первая заключается в том, что это проблема в системе «Транснефти»: возникло попадание хлорсодержащих веществ. Потому как в самом начале были версии о том, что проводилось мытье контейнеров для хранения нефти, и потом вместе с нефтью моющее вещество загрязнило этот объем нефти. Но, с другой стороны, очень много хлора должно было попасть в нефтепровод, если такие объемы нефти были загрязнены.

И в этом свете более правдоподобно выглядит вторая версия – какая-то компания, которая подает нефть на участке от Самары до Унечи, использовала хлорную органику в рамках добычи нефти.

Получается, что нефть поступила в трубу уже загрязненной, и сами компании в этом не признаются. Молчание этих компаний и подталкивает к тому, чтобы принимать данную версию, как основную.

Скорее всего, это техническая вещь, и дальше здесь российская позиция заключается в том, чтобы решать этот вопрос так, как прописано во всех договорах между хозяйствующими субъектами, и оставить эту проблему компаниям.

Если у «Транснефти» есть соглашение на поставку нефти «Белнефтехиму», то там прописаны конкретные установки по качеству поставляемой нефти и указаны все аспекты по поводу ситуаций, если качество будет ниже заявленного. Тогда «Белнефтехим» оценивает ущерб и выставляет неустойку российской стороне. Но что конкретно прописано в этих договорах, нам неизвестно ввиду коммерческой тайны – поэтому кто кому должен платить, мы пока не знаем. Но в том, что серия исков явно будет идти по цепочке, сомневаться не приходится. Переработчики будут обращаться либо к оператору по нефтяной системе, либо к компаниям-поставщикам.

- Какие следующие шаги можно спрогнозировать в решении этого вопроса? 

- Дальнейший процесс можно разделить на две части: первая – когда все заработает, и вторая – дальнейшие судебные разбирательства, взаимные иски и оценка ущерба. С первой, технической частью, можно будет разобраться в течение двух недель, потому что само загрязнение, как уже было отмечено, произошло и ликвидировано довольно быстро – 19 числа нефть только поступила, а уже спустя 4 дня ее качество нормализовалось.

Сейчас нужно решать ситуацию с Польшей, ведь она остановила участок нефтепровода, на конце которого стоит НПЗ, т.е. она не приняла на переработку загрязненную нефть. 

И теперь неясно, что с ней делать: ее нужно будет либо откачивать, либо очищать на месте, непонятно, будет ли какой-то ущерб для польских НПЗ. То же самое и с другими странами – по сути, ни один европейский нефтеперерабатывающий завод нефть на переработку не принял, сейчас она остается в трубах. И что с ней делать, пока никто не говорит. Как ее перерабатывать, как ее очищать и так далее.

Беларусь, так как она была первая по подключению, вероятно, уже подсчитала какой-то ущерб. Мы видели цифры, которые озвучивались – около $100 млн, и дальше будет комиссия, которая будет проверять верность данных подсчетов, их основание и т.д. Дальше мы перейдем в стадию бюрократических вопросов оценки ущерба.

- 23 апреля посол Азербайджана в Беларуси Латиф Гандилов заявил, что Азербайджан готов помочь Беларуси в случае ее обращения по вопросу поставок нефти. Как вы считаете, насколько выгодно это будет Минску и сможет ли азербайджанская нефть составить конкуренцию российской? 

– Здесь важно понимать, что любой поставщик, любая страна, которая поставляет нефть, может продавать ее Беларуси. И в этом вообще нет проблем – можно закупать нефть у кого захочется, в этом плане торговля абсолютно открыта.

Мы помним, что Беларусь имеет опыт закупки венесуэльской и казахстанской нефти. Были сообщения в СМИ и заявления от разных чиновников, что также закупалась и азербайджанская нефть, а также заявления про нефть из Ирана. Но Белстат не зафиксировал ни одной тонны нефти, поставленной из этих стран. 

В статистике имеется лишь фиксация поставок 2010-х гг. из Венесуэлы и поставки из Казахстана. Поставки из Венесуэлы проводились по разным маршрутам. Первые шли через Украину (отгрузка в порту Одессы), также были попытки транспортировать нефть через балтийские порты, чтобы затем перевозить эти объемы по железной дороге. Апробация была совершенно разных схем, и в этом плане Беларусь имеет подобный опыт. Но, как мы видели, ничем хорошим с экономической точки зрения закупка нефти в Венесуэле не закончилась. И в ходе этих попыток закупка нефти Беларусью из России не прекращалась. Если сравнить тогдашние цены по статистике все того же Белстата, венесуэльская нефть обходилась ровно в 2 раза дороже за тонну, чем российская.

С казахской нефтью все было гораздо лучше, т.к. проблема логистики там была намного менее выражена. Казахстан просто продал нефть Беларуси прокачкой через Россию. Страна получила нефть самым оптимальным способом – через нефтепровод. И если рассматривать потенциальных поставщиков на белорусские НПЗ, то, скорее всего, одним из них может выступать Казахстан.

Если закупать у Азербайджана, то, рассматривая логистическую цепочку, нефть погружается в танкер, прокачивается на Турцию, или даже выгоднее через Грузию к Черному морю. Выгружается в Одессе, и там уже нужно будет либо прогнать по железной дороге, либо заполнять трубу Одесса-Броды. Дальше из Бродов можно будет использовать одну нитку нефтепровода «Дружба», т.к. она мало загружена, там есть свободные мощности. Но получается, что цепочка нефтепровод – танкер – нефтепровод оплачивается дополнительно, и, если вам продали нефть по рыночной цене, дальше придется заплатить и за ее транспортировку.

В случае с российской нефтью, Беларусь платит лишь за небольшой участок транспортировки по территории своей страны. Поэтому в плане стоимости доставки у российской нефти нет конкурентов. 

- А может ли кто-то продавать Беларуси нефть со скидкой, чтобы нивелировать транзит? 

- Я думаю, вряд ли. По крайней мере, практика самой Беларуси это показывает. Посмотрите на ситуацию, когда в 2016-2017 гг. были поставки из Казахстана. Обе страны уже тогда находились в ЕАЭС, едином таможенном пространстве. Но Россия делает скидку на уровень экспортной пошлины, а Казахстан продал нефть по рыночным ценам, просто там в большей степени заработала казахская компания. Поэтому никакую скидку Беларуси Казахстан не сделал, хотя и мог бы за счет единого экономического пространства.

Если Беларусь и Россия не договорятся по поводу налогового маневра, и к 2024 г. цена российской нефти поднимется до мирового уровня, ее будет все равно выгоднее покупать. 

Вторым потенциальным поставщиком для Беларуси действительно может выступать все тот же Казахстан, если будет использоваться российский нефтепровод. Но никак не Азербайджан или другие страны – логистическая выгода в любом случае на стороне России.

Беседовала Ксения Волнистая 

Источник: Евразия.Эксперт, 13.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики