Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Критика Сербии со стороны ЕЭС подтвердила реальность второй нитки «Турецкого потока»

Критика Сербии со стороны ЕЭС подтвердила реальность второй нитки «Турецкого потока»

Заявление ЕЭС о том, что данная структура может подать в суд на Сербию из-за «Турецкого потока» носит технический характер – считает руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

ЕЭС сделало намек по «Турецкому потоку»

Дело в том, что глава Европейского энергетического сообщества(ЕЭС) Янез Копач заявил, что его структура имеет возможность подать в суд на Сербию из-за невыполнения оговоренных условий в контексте одобрения сербского участка газопровода «Турецкий поток».

Копач отметил, что ЕЭС дало «зеленый цвет» данному проекту, но Сербия должна выполнить определенные условия, которые направлены на повышение конкуренции. При этом, Копач отметил, что в ЕЭС рассчитывают решить этот вопрос с сербами путем переговоров.

В этом заявлении стоит обратить внимание на фразу «повысить конкуренцию», что в контексте энергетической политики ЕС означает дать доступ «нескольким поставщикам». В то же время, газовые проекты «Газпрома» строятся под российский газ и, чисто технически, не могут использоваться другими поставщиками, а, значит, не могут «повышать конкуренцию». Именно так и был ограничен «Северный поток-1».

Впрочем, Сербия хоть и является кандидатом в члены Евросоюза, но пока ее перспективы выглядят туманно по причине непризнания ею суверенитета Косово, причем очевидно, что в ближайшие годы этот вопрос не будет решен и ситуация будет пролонгирована. 

Это свидетельствует о том, что Сербии нет смысла реализовывать у себя на территории нормы «Третьего энергопакета», которые и являются той причиной, что ограничила объемы «Северного потока-1» на 50 процентов благодаря условию о «повышении конкуренции».

«Сербия не входит в Евросоюз, поэтому может по данному вопросу вести свободную политику. Вот если через нее, наконец, пойдет труба, то тогда и будут возможны какие-то особые ограничения в рамках подписанных сербами соглашений», - констатирует Перов.

Другой вопрос, что сербы все равно должны будут согласиться с этими ограничениями, а не выполнять их, как это положено европейским странам в контексте «Северного потока-1». Ведь очевидно, что не в интересах Германии половинчатое ограничение данного проекта.

У «Турецкого потока» хорошие шансы на реализацию

Соответственно, здесь достаточно сложный расклад, хотя нет серьезных опасений насчет того, что ЕЭС заставит Сербию подписать какие-то кабальные ограничения в рамках реализации «Турецкого потока». К тому же, в этой новости прослеживается очевидный позитив – из нее следует, что «Турецкий поток» в Европе уже реализуется, и это говорит нам о том, что данное начинание точно придет в Евросоюз. 

Напомним, что в рамках «Турецкого потока» планируется две нитки объемом в 16,5 млрд кубов каждая – одна из них пойдет на внутренний рынок Турции, а вторая должна поставлять газ на рынок Евросоюза, причем на сегодня здесь существует несколько вариантов.

Во-первых, греческий маршрут с дальнейшей доставкой газа в Италию, а, во-вторых, наиболее реальный вариант, через Болгарию, Венгрию, Сербию и дальше закольцевание трубы в австрийском газовом хабе «Баумгартен». Для этого не надо строить магистральную трубу, а нужно, всего лишь, перенаправить в обратном направлении тот газопровод, который сегодня поставляет газ в Турцию.

Для этого надо построить новые газораспределительные станции, а также несколько газовых интеконнекторов, которые свяжут между собой газотранспортные системы стран-участников проекта, и, судя по всему, именно эти работы в Сербии и вызвали критику ЕЭС.

«Есть основания говорить, что все это связано с какими-то техническими проблемами Сербии, поскольку в рамках «Турецкого потока» нет серьезного внешнеполитического сопротивления, как в случае с «Северным потоком-2», - резюмирует Перов

Впрочем, мы здесь не должны забывать про то, что предтеча «Турецкого потока» газотранспортный проект «Южный поток» был закрыт на последней стадии перед началом своей реализацией после визита в Болгарию команды американских сенаторов.

«На самом деле, процесс здесь идет хорошо, и выполняются все условия, прописанные по таким проектам в европейском коммерческом законодательстве. Да, в рамках «Турецкого потока» есть определенные сложности, но они, прежде всего, связаны со сроками реализации второй нитки данного газотранспортного проекта, поскольку здесь явно будет задержка по срокам проекта», - заключает Перов.

По словам Александра Валентиновича, в этом проекте присутствует большое число контрагентов, поэтому неудивительно, что возникли сложности практически со всеми из них – это и длительные переговоры с Сербией, а также, естественно, трения с Болгарией.

Если с Сербией решить эти вопросы не так сложно – это видно и по тому, что главный сербский газовый оператор принадлежит «Газпрому», то в Болгарии нестабильная политическая обстановка, связанная с большой зависимостью Софии от Брюсселя. 

«Кроме того, внутри этих стран были скандалы насчет того, кто будет строить данный проект. При этом, вопрос о выборе подрядчиков является техническим моментом, который не влияет на общую реализуемость проекта», - констатирует Перов.

Таким образом, это новость только укрепила перспективы реализации второй нитки «Турецкого потока».

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 09.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики