Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Критика Сербии со стороны ЕЭС подтвердила реальность второй нитки «Турецкого потока»

Критика Сербии со стороны ЕЭС подтвердила реальность второй нитки «Турецкого потока»

Заявление ЕЭС о том, что данная структура может подать в суд на Сербию из-за «Турецкого потока» носит технический характер – считает руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

ЕЭС сделало намек по «Турецкому потоку»

Дело в том, что глава Европейского энергетического сообщества(ЕЭС) Янез Копач заявил, что его структура имеет возможность подать в суд на Сербию из-за невыполнения оговоренных условий в контексте одобрения сербского участка газопровода «Турецкий поток».

Копач отметил, что ЕЭС дало «зеленый цвет» данному проекту, но Сербия должна выполнить определенные условия, которые направлены на повышение конкуренции. При этом, Копач отметил, что в ЕЭС рассчитывают решить этот вопрос с сербами путем переговоров.

В этом заявлении стоит обратить внимание на фразу «повысить конкуренцию», что в контексте энергетической политики ЕС означает дать доступ «нескольким поставщикам». В то же время, газовые проекты «Газпрома» строятся под российский газ и, чисто технически, не могут использоваться другими поставщиками, а, значит, не могут «повышать конкуренцию». Именно так и был ограничен «Северный поток-1».

Впрочем, Сербия хоть и является кандидатом в члены Евросоюза, но пока ее перспективы выглядят туманно по причине непризнания ею суверенитета Косово, причем очевидно, что в ближайшие годы этот вопрос не будет решен и ситуация будет пролонгирована. 

Это свидетельствует о том, что Сербии нет смысла реализовывать у себя на территории нормы «Третьего энергопакета», которые и являются той причиной, что ограничила объемы «Северного потока-1» на 50 процентов благодаря условию о «повышении конкуренции».

«Сербия не входит в Евросоюз, поэтому может по данному вопросу вести свободную политику. Вот если через нее, наконец, пойдет труба, то тогда и будут возможны какие-то особые ограничения в рамках подписанных сербами соглашений», - констатирует Перов.

Другой вопрос, что сербы все равно должны будут согласиться с этими ограничениями, а не выполнять их, как это положено европейским странам в контексте «Северного потока-1». Ведь очевидно, что не в интересах Германии половинчатое ограничение данного проекта.

У «Турецкого потока» хорошие шансы на реализацию

Соответственно, здесь достаточно сложный расклад, хотя нет серьезных опасений насчет того, что ЕЭС заставит Сербию подписать какие-то кабальные ограничения в рамках реализации «Турецкого потока». К тому же, в этой новости прослеживается очевидный позитив – из нее следует, что «Турецкий поток» в Европе уже реализуется, и это говорит нам о том, что данное начинание точно придет в Евросоюз. 

Напомним, что в рамках «Турецкого потока» планируется две нитки объемом в 16,5 млрд кубов каждая – одна из них пойдет на внутренний рынок Турции, а вторая должна поставлять газ на рынок Евросоюза, причем на сегодня здесь существует несколько вариантов.

Во-первых, греческий маршрут с дальнейшей доставкой газа в Италию, а, во-вторых, наиболее реальный вариант, через Болгарию, Венгрию, Сербию и дальше закольцевание трубы в австрийском газовом хабе «Баумгартен». Для этого не надо строить магистральную трубу, а нужно, всего лишь, перенаправить в обратном направлении тот газопровод, который сегодня поставляет газ в Турцию.

Для этого надо построить новые газораспределительные станции, а также несколько газовых интеконнекторов, которые свяжут между собой газотранспортные системы стран-участников проекта, и, судя по всему, именно эти работы в Сербии и вызвали критику ЕЭС.

«Есть основания говорить, что все это связано с какими-то техническими проблемами Сербии, поскольку в рамках «Турецкого потока» нет серьезного внешнеполитического сопротивления, как в случае с «Северным потоком-2», - резюмирует Перов

Впрочем, мы здесь не должны забывать про то, что предтеча «Турецкого потока» газотранспортный проект «Южный поток» был закрыт на последней стадии перед началом своей реализацией после визита в Болгарию команды американских сенаторов.

«На самом деле, процесс здесь идет хорошо, и выполняются все условия, прописанные по таким проектам в европейском коммерческом законодательстве. Да, в рамках «Турецкого потока» есть определенные сложности, но они, прежде всего, связаны со сроками реализации второй нитки данного газотранспортного проекта, поскольку здесь явно будет задержка по срокам проекта», - заключает Перов.

По словам Александра Валентиновича, в этом проекте присутствует большое число контрагентов, поэтому неудивительно, что возникли сложности практически со всеми из них – это и длительные переговоры с Сербией, а также, естественно, трения с Болгарией.

Если с Сербией решить эти вопросы не так сложно – это видно и по тому, что главный сербский газовый оператор принадлежит «Газпрому», то в Болгарии нестабильная политическая обстановка, связанная с большой зависимостью Софии от Брюсселя. 

«Кроме того, внутри этих стран были скандалы насчет того, кто будет строить данный проект. При этом, вопрос о выборе подрядчиков является техническим моментом, который не влияет на общую реализуемость проекта», - констатирует Перов.

Таким образом, это новость только укрепила перспективы реализации второй нитки «Турецкого потока».

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 09.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики