Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Россия понесет имиджевые издержки из-за поставок грязной нефти

С. Митрахович: Россия понесет имиджевые издержки из-за поставок грязной нефти

19 апреля через нефтепровод «Дружба» на Мозырский НПЗ в Белоруссии поступила некачественная нефть.  Завод остановил прокачку «черного золота», позже к нему присоединились и другие страны  - Польша и Словакия. Только 4 мая чистая нефть дошла из России до хранилищ под Мозырем. Президент Белоруссии Александр Лукашенко оценивает в «сотни миллионов долларов» ущерб НПЗ и недополученную плату за транзит нефти по трубопроводу. По расчетам экспертов, исходя из имеющихся данных, ущерб может составить от $271,3 млн до $435,3 млн.

О том, насколько серьезной была диверсия для стран и чем обернется прекращение транзита нефти из России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Поставки российской «чистой» нефти постепенно восстанавливаются, но сам инцидент далеко не исчерпан. История чревата серьезными имиджевыми издержками для РФ. Наоборот, президент Белоруссии Александр Лукашенко с ее помощью усилил свои позиции в торге с Россией по целому ряду вопросов.

Сам по себе факт аварии и нанесения ею значимого экономического ущерба никто не отрицает. Вопрос в том, каков именно этот ущерб - от ответа на него зависят и денежные выплаты со стороны России, и реальные подвижки, либо их отсутствие, со стороны традиционных покупателей российской нефти в поиске альтернативы.

Важно понимать контекст и предысторию произошедших событий.

Инцидент с загрязненной нефтью произошел ровно в момент очередного обострения отношений между Москвой и Минском, после серии «обменов уколами». Сначала Россия четко дала понять, что будет продолжать налоговый маневр в собственной нефтяной отрасли и не собирается торопиться с выделением Белоруссии компенсационных выплат вроде обратного акциза, предусмотренного для российских НПЗ. Одновременно Минску было предложено, если он рассчитывает на экономические бенефиты в будущем, идти на реальную и полноценную экономическую интеграцию. А точнеее, отказываться от части суверенитета и перейти на единую валюту с одним эмиссионным центром в России, допустить российский капитал к приватизации белорусских активов и т. п.

 

Далее Лукашенко потребовал поднять на целых 23% тарифы на транспортировку российской нефти через Белоруссию в Европу, хотя индексация тарифа происходит по согласованию обеими сторонами и по оговоренной процедуре, учитывая инфляцию в России, а не по произвольному решению. Также белорусская сторона пообещала «закрыть на ремонт» нефтепровод «Дружба» и фактически тем самым прекратить поставки по этому маршруту российской нефти в Европу.

Около двух третей российского нефтяного экспорта через Белоруссию могло бы быть замещено через порты (Усть-Луга, Приморск, Новороссийск), то есть ущерб для РФ вряд ли был бы критическим.

А вот остановка белорусских НПЗ, работающих на российской нефти, вместе с потерей платежей за транзит очень резко ударила бы по белорусской экономике.

 

Организация альтернативной логистики поставок нефти в Белоруссию через, например, прибалтийские порты была бы весьма сложной задачей. Не говоря уже о разной стоимости российской нефти и нефти иного происхождения. Скорее всего, эту потенциальную «игру на истощение» РФ смогла бы выдерживать дольше, чем Белоруссия, и на деле очень быстро все закончилось бы уступками со стороны Минска.

И вот ровно в этот сложный для себя момент психологического противостояния, белорусская сторона получает отличную возможность перехватить инициативу, получает просто «подарок» в виде возможности сменить информационную повестку и рассказывать всем о ненадежности России как поставщика нефти. Фактически Белоруссия вцепилась в историю с загрязнением, как в спасательный круг, и попробовала максимально раздуть скандал. Минск объявил о прекращении экспорта российской нефти и полученных из нее нефтепродуктов. Спикеры Белоруссии наперебой принялись рассуждать о ненадежности российских поставок и об упущенной прибыли минимум в $100 млн из-за повреждения оборудования и сбоев в поставках. Об этом заявил зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 апреля, а Лукашенко уже в мае заявлял об убытках «в сотни миллионов долларов».

Тиражировались данные об объеме загрязненной нефти в 5 млн тонн (ее цена на мировом рынке превышает $2,5 млрд). И очень примечательное заявление сделала пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко.

По ее словам, российская сторона затягивала принятие оперативных мер для решения проблемы. Костюченко же рассказала, что «в связи с отказом соседних стран принимать и перерабатывать нефть с повышенным содержанием хлорорганики польский оператор PERN прекратил прием нефти… Это влечет потерю репутации российских поставщиков нефти в Европу».

 

В реальности настоящий объем загрязненной нефти и понесенный Белоруссией в виде повреждений нефтяной инфраструктуры ущерб еще предстоит установить в ходе всестороннего технического исследования. И если не брать во внимание упущенную выгоду, которую можно считать по-разному, то именно технический ущерб для белорусских НПЗ может оказаться куда меньше «сотен миллионов долларов».

И если сначала оценки «сотни миллионов долларов ущерба» подвергались скептическим комментариям со стороны отдельных экспертов, то позже и лично российский министр энергетики Александр Новак заявил, что ущерб вряд ли превысит заявленную цифру.

 

Очень показательно, что и восточноевропейские НПЗ о каком-то серьезном ущербе для своего оборудования из-за сильно загрязненной нефти не сообщают. Хотя Белоруссия в апреле вовсе не сразу остановила транзит. Напротив, страны активно анонсируют готовность принимать по нефтепроводу «Дружба» нефть с повышенным, но не критическим содержанием хлорорганики. Например, НПЗ венгерской компании MOL примут по нефтепроводу около 100 тыс. тонн загрязненного сырья. Эти поставки можно разбавлять обычной нефтью, тогда технических проблем не возникнет. В этом плане, загрязненное хлорорганикой «черное золото», не является потерянным, и его вовсе не нужно продавать по условным $15 за баррель. Дисконт к базовой цене (оплата операций с загрязненной нефтью и ее смешение с нефтью обычной) будет гораздо меньше.

Скорее всего, реальный объем компенсаций для Белоруссии со стороны России будет близок к тому уровню, который анонсировал Новак. Имиджевые издержки РФ понесет. Но фундаментального изменения отношения к российской нефти и к России как поставщику в Европе, в том числе в восточноевропейских странах, не произойдет, поведение тех же венгров об этом ярко свидетельствует. Да и белорусская сторона, несмотря на громкие рассуждения о «потери репутации российских поставщиков нефти в Европу», все же на деле продолжит основную работу с пресловутыми российскими поставщиками, а не начнет масштабную переориентацию на иные варианты импорта. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 16.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики