Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Россия понесет имиджевые издержки из-за поставок грязной нефти

С. Митрахович: Россия понесет имиджевые издержки из-за поставок грязной нефти

19 апреля через нефтепровод «Дружба» на Мозырский НПЗ в Белоруссии поступила некачественная нефть.  Завод остановил прокачку «черного золота», позже к нему присоединились и другие страны  - Польша и Словакия. Только 4 мая чистая нефть дошла из России до хранилищ под Мозырем. Президент Белоруссии Александр Лукашенко оценивает в «сотни миллионов долларов» ущерб НПЗ и недополученную плату за транзит нефти по трубопроводу. По расчетам экспертов, исходя из имеющихся данных, ущерб может составить от $271,3 млн до $435,3 млн.

О том, насколько серьезной была диверсия для стран и чем обернется прекращение транзита нефти из России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Поставки российской «чистой» нефти постепенно восстанавливаются, но сам инцидент далеко не исчерпан. История чревата серьезными имиджевыми издержками для РФ. Наоборот, президент Белоруссии Александр Лукашенко с ее помощью усилил свои позиции в торге с Россией по целому ряду вопросов.

Сам по себе факт аварии и нанесения ею значимого экономического ущерба никто не отрицает. Вопрос в том, каков именно этот ущерб - от ответа на него зависят и денежные выплаты со стороны России, и реальные подвижки, либо их отсутствие, со стороны традиционных покупателей российской нефти в поиске альтернативы.

Важно понимать контекст и предысторию произошедших событий.

Инцидент с загрязненной нефтью произошел ровно в момент очередного обострения отношений между Москвой и Минском, после серии «обменов уколами». Сначала Россия четко дала понять, что будет продолжать налоговый маневр в собственной нефтяной отрасли и не собирается торопиться с выделением Белоруссии компенсационных выплат вроде обратного акциза, предусмотренного для российских НПЗ. Одновременно Минску было предложено, если он рассчитывает на экономические бенефиты в будущем, идти на реальную и полноценную экономическую интеграцию. А точнеее, отказываться от части суверенитета и перейти на единую валюту с одним эмиссионным центром в России, допустить российский капитал к приватизации белорусских активов и т. п.

 

Далее Лукашенко потребовал поднять на целых 23% тарифы на транспортировку российской нефти через Белоруссию в Европу, хотя индексация тарифа происходит по согласованию обеими сторонами и по оговоренной процедуре, учитывая инфляцию в России, а не по произвольному решению. Также белорусская сторона пообещала «закрыть на ремонт» нефтепровод «Дружба» и фактически тем самым прекратить поставки по этому маршруту российской нефти в Европу.

Около двух третей российского нефтяного экспорта через Белоруссию могло бы быть замещено через порты (Усть-Луга, Приморск, Новороссийск), то есть ущерб для РФ вряд ли был бы критическим.

А вот остановка белорусских НПЗ, работающих на российской нефти, вместе с потерей платежей за транзит очень резко ударила бы по белорусской экономике.

 

Организация альтернативной логистики поставок нефти в Белоруссию через, например, прибалтийские порты была бы весьма сложной задачей. Не говоря уже о разной стоимости российской нефти и нефти иного происхождения. Скорее всего, эту потенциальную «игру на истощение» РФ смогла бы выдерживать дольше, чем Белоруссия, и на деле очень быстро все закончилось бы уступками со стороны Минска.

И вот ровно в этот сложный для себя момент психологического противостояния, белорусская сторона получает отличную возможность перехватить инициативу, получает просто «подарок» в виде возможности сменить информационную повестку и рассказывать всем о ненадежности России как поставщика нефти. Фактически Белоруссия вцепилась в историю с загрязнением, как в спасательный круг, и попробовала максимально раздуть скандал. Минск объявил о прекращении экспорта российской нефти и полученных из нее нефтепродуктов. Спикеры Белоруссии наперебой принялись рассуждать о ненадежности российских поставок и об упущенной прибыли минимум в $100 млн из-за повреждения оборудования и сбоев в поставках. Об этом заявил зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 апреля, а Лукашенко уже в мае заявлял об убытках «в сотни миллионов долларов».

Тиражировались данные об объеме загрязненной нефти в 5 млн тонн (ее цена на мировом рынке превышает $2,5 млрд). И очень примечательное заявление сделала пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко.

По ее словам, российская сторона затягивала принятие оперативных мер для решения проблемы. Костюченко же рассказала, что «в связи с отказом соседних стран принимать и перерабатывать нефть с повышенным содержанием хлорорганики польский оператор PERN прекратил прием нефти… Это влечет потерю репутации российских поставщиков нефти в Европу».

 

В реальности настоящий объем загрязненной нефти и понесенный Белоруссией в виде повреждений нефтяной инфраструктуры ущерб еще предстоит установить в ходе всестороннего технического исследования. И если не брать во внимание упущенную выгоду, которую можно считать по-разному, то именно технический ущерб для белорусских НПЗ может оказаться куда меньше «сотен миллионов долларов».

И если сначала оценки «сотни миллионов долларов ущерба» подвергались скептическим комментариям со стороны отдельных экспертов, то позже и лично российский министр энергетики Александр Новак заявил, что ущерб вряд ли превысит заявленную цифру.

 

Очень показательно, что и восточноевропейские НПЗ о каком-то серьезном ущербе для своего оборудования из-за сильно загрязненной нефти не сообщают. Хотя Белоруссия в апреле вовсе не сразу остановила транзит. Напротив, страны активно анонсируют готовность принимать по нефтепроводу «Дружба» нефть с повышенным, но не критическим содержанием хлорорганики. Например, НПЗ венгерской компании MOL примут по нефтепроводу около 100 тыс. тонн загрязненного сырья. Эти поставки можно разбавлять обычной нефтью, тогда технических проблем не возникнет. В этом плане, загрязненное хлорорганикой «черное золото», не является потерянным, и его вовсе не нужно продавать по условным $15 за баррель. Дисконт к базовой цене (оплата операций с загрязненной нефтью и ее смешение с нефтью обычной) будет гораздо меньше.

Скорее всего, реальный объем компенсаций для Белоруссии со стороны России будет близок к тому уровню, который анонсировал Новак. Имиджевые издержки РФ понесет. Но фундаментального изменения отношения к российской нефти и к России как поставщику в Европе, в том числе в восточноевропейских странах, не произойдет, поведение тех же венгров об этом ярко свидетельствует. Да и белорусская сторона, несмотря на громкие рассуждения о «потери репутации российских поставщиков нефти в Европу», все же на деле продолжит основную работу с пресловутыми российскими поставщиками, а не начнет масштабную переориентацию на иные варианты импорта. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 16.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики