Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сохранением "Нафтогаза" Украина поставила под вопрос транзитный договор с Россией

Сохранением "Нафтогаза" Украина поставила под вопрос транзитный договор с Россией

Последние заявления руководства НАК «Нафтогаз» связаны с желанием этих людей сохранить свои посты – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков

Витренко выступил против разделения НАК «Нафтогаз»

Дело в том, что исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что выделение из этой структуры газотранспортной системы Украины по модели ownership unbundling ослабит позиции украинской стороны на переговорах с компанией «Газпром».

По мнению Витренко, следствием выбора данной модели реструктуризации НАК «Нафтогаз» станет проигрыш украинской стороны в новом арбитраже, который уже инициировала компания «Газпром». Витренко отметил, что речь здесь идет о 3 млрд долларах, и это в то время, как в случае сохранения текущей ситуации НАК «Нафтогаз» якобы может добиться от «Газпрома» новых выплат в 11-14 млрд долларов.

На самом деле, слова Витренко носят странный характер, поскольку шансы на то, что НАК «Нафтогаз» сможет что-то урвать у «Газпрома» на сегодняшний день равны нулю, поскольку обе стороны после известных решений Стокгольмского арбитража не выполняют свои обязательства по тому пакету соглашений, который был подписан между ними в 2009 году. Так что, перед нами не более чем «политика».

Очевидно также, что на Украине начинаются перетрубации в связи с приходом к власти нового президента Владимира Зеленского. И сегодня украинские чиновники, которые были назначены при Петре Порошенко, всеми правдами и неправдами пытаются удержать свои посты. 

Это особенно актуально для Витренко, а также для председателя правления НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева, которые превратили эту структуру в свою вотчину и которые явно собираются сохранить этот порядок на следующий президентский срок. Здесь интересно то, что Витренко выступил против выделения из НАК «Нафтогаз» газотранспортной системы, а это является главным требованием со стороны Евросоюза.

«Все это показывает тот факт, что текущее украинское руководство, хоть и проиграло президентские выборы, но старается не сдавать свои позиции на Украине, причем эта линия базируется на значительных лоббистских возможностях», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, если брать НАК «Нафтогаз», то у его руководства есть реальные шансы сохранить свои посты, а что касается заявлений Витренко, то он здесь выступает против реализации на Украине требований, заложенных в Третьем энергопакете Евросоюза.

Заявления Витренко противоречат Третьему энергопакету

«Разделение «Нафтогаза» по модели Третьего энергопакета заключается в выделении из него газотранспортной системы в отдельную от НАК «Нафтогаз» структуру, которая будет находиться в собственности государства. При этом, добыча и сбыт нефти и газа на Украине должна получить конкурентный характер, что также противоречит интересам руководства НАК «Нафтогаз», - констатирует Юшков

Просто в результате этого на Украине появится несколько новых компаний, куда необходимо будет назначить новый менеджмент, из-за чего все финансовые потоки, которые сегодня идут через НАК «Нафтогаз», выйдут из-под контроля Коболева и Витренко.

«Это можно сравнить с развалом СССР, когда руководителями новых государств стали главы союзных республик, а президент Михаил Горбачев остался не у дел. Вот также и здесь, вследствие чего, Витренко и Коболев хотят остановить или замедлить разделение НАК «Нафтогаз», пусть его и требует Евросоюз. Просто такой политикой данные личности пытаются сохранить свои посты», - резюмирует Юшков.

Другой вопрос, что все это смотрится абсурдно по той причине, что Витренко и Коболев постоянно говорят о том, что в отношениях с «Газпромом» нужно реализовать нормы Третьего энергопакета, и на основании этого пишут свои требования и жалобы в Еврокомиссию.

«Руководство НАК «Нафтогаз» в своих претензиях к «Газпрому» всегда ссылается на европейское законодательство в газовой сфере, но данная история показывает, что Коболев и Витренко сами не горят желанием выполнять нормы Евросоюза», - заключает Юшков

По словам Игоря Валерьевича, в Третьем энергопакете четко указано требование к энергетическим компаниям. Согласно этим нормам, та структура, которая занимается транзитом, не должна продавать газ, а та, которая занимается добычей, не должна его транзитировать.

«По сути своей, Третий энергопакет предполагает разделение видов бизнеса, а руководство НАК «Нафтогаз» хочет все сохранить в своих руках, в результате чего, и возникают все эти глубоко абсурдные заявления со стороны Витренко», - констатирует Юшков.

Интересно, что этот момент российская сторона взяла на вооружение на переговорах с Украиной и Евросоюзом по новому транзитному договору. Москва отмечает, что ей на сегодня не с кем подписывать подобное соглашение, поскольку Киев так и не реализовал базовое требование Третьего энергопакета и не выделил из состава НАК «Нафтогаз» отдельную газотранспортную компанию.

«По сути своей, это очередной украинский абсурд, который заключается в том, что с одной стороны Киев выступает за Евросоюз, а с другой – не хочет выполнять те его требования, которые в НАК «Нафтогаз воспринимаются, как невыгодные», - резюмирует Юшков

Что касается исков, то здесь есть разделение, заключающееся в том, что по контракту на поставку газа Стокгольм обязал «Нафтогаз» выплатить возмещение «Газпрому», а что касается транзитного контракта, то там все наоборот, причем речь идет о 4,5 млрд долларов.

Соответственно, в случае разделения НАК «Нафтогаз», данной структуре останутся долги, а все дивиденды отойдут оператору ГТС.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 17.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики