Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сохранением "Нафтогаза" Украина поставила под вопрос транзитный договор с Россией

Сохранением "Нафтогаза" Украина поставила под вопрос транзитный договор с Россией

Последние заявления руководства НАК «Нафтогаз» связаны с желанием этих людей сохранить свои посты – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков

Витренко выступил против разделения НАК «Нафтогаз»

Дело в том, что исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что выделение из этой структуры газотранспортной системы Украины по модели ownership unbundling ослабит позиции украинской стороны на переговорах с компанией «Газпром».

По мнению Витренко, следствием выбора данной модели реструктуризации НАК «Нафтогаз» станет проигрыш украинской стороны в новом арбитраже, который уже инициировала компания «Газпром». Витренко отметил, что речь здесь идет о 3 млрд долларах, и это в то время, как в случае сохранения текущей ситуации НАК «Нафтогаз» якобы может добиться от «Газпрома» новых выплат в 11-14 млрд долларов.

На самом деле, слова Витренко носят странный характер, поскольку шансы на то, что НАК «Нафтогаз» сможет что-то урвать у «Газпрома» на сегодняшний день равны нулю, поскольку обе стороны после известных решений Стокгольмского арбитража не выполняют свои обязательства по тому пакету соглашений, который был подписан между ними в 2009 году. Так что, перед нами не более чем «политика».

Очевидно также, что на Украине начинаются перетрубации в связи с приходом к власти нового президента Владимира Зеленского. И сегодня украинские чиновники, которые были назначены при Петре Порошенко, всеми правдами и неправдами пытаются удержать свои посты. 

Это особенно актуально для Витренко, а также для председателя правления НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева, которые превратили эту структуру в свою вотчину и которые явно собираются сохранить этот порядок на следующий президентский срок. Здесь интересно то, что Витренко выступил против выделения из НАК «Нафтогаз» газотранспортной системы, а это является главным требованием со стороны Евросоюза.

«Все это показывает тот факт, что текущее украинское руководство, хоть и проиграло президентские выборы, но старается не сдавать свои позиции на Украине, причем эта линия базируется на значительных лоббистских возможностях», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, если брать НАК «Нафтогаз», то у его руководства есть реальные шансы сохранить свои посты, а что касается заявлений Витренко, то он здесь выступает против реализации на Украине требований, заложенных в Третьем энергопакете Евросоюза.

Заявления Витренко противоречат Третьему энергопакету

«Разделение «Нафтогаза» по модели Третьего энергопакета заключается в выделении из него газотранспортной системы в отдельную от НАК «Нафтогаз» структуру, которая будет находиться в собственности государства. При этом, добыча и сбыт нефти и газа на Украине должна получить конкурентный характер, что также противоречит интересам руководства НАК «Нафтогаз», - констатирует Юшков

Просто в результате этого на Украине появится несколько новых компаний, куда необходимо будет назначить новый менеджмент, из-за чего все финансовые потоки, которые сегодня идут через НАК «Нафтогаз», выйдут из-под контроля Коболева и Витренко.

«Это можно сравнить с развалом СССР, когда руководителями новых государств стали главы союзных республик, а президент Михаил Горбачев остался не у дел. Вот также и здесь, вследствие чего, Витренко и Коболев хотят остановить или замедлить разделение НАК «Нафтогаз», пусть его и требует Евросоюз. Просто такой политикой данные личности пытаются сохранить свои посты», - резюмирует Юшков.

Другой вопрос, что все это смотрится абсурдно по той причине, что Витренко и Коболев постоянно говорят о том, что в отношениях с «Газпромом» нужно реализовать нормы Третьего энергопакета, и на основании этого пишут свои требования и жалобы в Еврокомиссию.

«Руководство НАК «Нафтогаз» в своих претензиях к «Газпрому» всегда ссылается на европейское законодательство в газовой сфере, но данная история показывает, что Коболев и Витренко сами не горят желанием выполнять нормы Евросоюза», - заключает Юшков

По словам Игоря Валерьевича, в Третьем энергопакете четко указано требование к энергетическим компаниям. Согласно этим нормам, та структура, которая занимается транзитом, не должна продавать газ, а та, которая занимается добычей, не должна его транзитировать.

«По сути своей, Третий энергопакет предполагает разделение видов бизнеса, а руководство НАК «Нафтогаз» хочет все сохранить в своих руках, в результате чего, и возникают все эти глубоко абсурдные заявления со стороны Витренко», - констатирует Юшков.

Интересно, что этот момент российская сторона взяла на вооружение на переговорах с Украиной и Евросоюзом по новому транзитному договору. Москва отмечает, что ей на сегодня не с кем подписывать подобное соглашение, поскольку Киев так и не реализовал базовое требование Третьего энергопакета и не выделил из состава НАК «Нафтогаз» отдельную газотранспортную компанию.

«По сути своей, это очередной украинский абсурд, который заключается в том, что с одной стороны Киев выступает за Евросоюз, а с другой – не хочет выполнять те его требования, которые в НАК «Нафтогаз воспринимаются, как невыгодные», - резюмирует Юшков

Что касается исков, то здесь есть разделение, заключающееся в том, что по контракту на поставку газа Стокгольм обязал «Нафтогаз» выплатить возмещение «Газпрому», а что касается транзитного контракта, то там все наоборот, причем речь идет о 4,5 млрд долларов.

Соответственно, в случае разделения НАК «Нафтогаз», данной структуре останутся долги, а все дивиденды отойдут оператору ГТС.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 17.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики