Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергостратегия России нивелирует последствия от возможной задержки "Северного потока-2"

Энергостратегия России нивелирует последствия от возможной задержки "Северного потока-2"

Сдвигание сроков сдачи «Северного потока-2» возможно, и если это произойдет, то данное обстоятельство усложнит переговоры с украинской стороной – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Задержка «Северного потока-2» получит мультипликативный эффект

Напомним, что глава компании «Газпром» Алексей Миллер прокомментировал перспективы проекта «Северный поток-2» и признал, что есть вероятность того, что сроки его сдачи могут сдвинуться, из-за чего газопровод не начнет свою работу с 1 января 2020 года.

По словам Миллера, «Северный поток-2» на сегодняшний день построен более чем на половину, и это позволяет говорить о том, что компания «Газпром» в данном вопросе прошла своеобразный экватор. Кроме того, на сегодня профинансированы четыре пятых общих капиталовложений, но здесь надо понимать, что «определенные ситуации» могут сдвинуть сроки реализации этого проекта, но «совсем незначительно».

Наибольший вопрос вызывает ситуация с Данией, которая пока не дала ни разрешения, ни запрета на строительство «Северного потока-2» в своих территориальных водах, что при негативном сценарии может увеличить строительство этого проекта на несколько месяцев.

«В случае, если сроки сдачи проекта будут сдвинуты с плановых ориентиров, то это приведет к удорожанию итоговой стоимости «Северного потока-2», а кроме того это скажется на сопутствующих с этим начинанием газовым вопросам», - констатирует Перов

Как замечает эксперт, это связано с тем, что придется больший срок держать тех людей, которые задействованы в реализации этого проекта, не говоря уже о прочих издержках, которые , совершенно точно, в связи с задержкой сдачи «Северного потока-2» не уменьшатся.

Это не будет трагедией для «Газпрома» – более того, проект реализации «Северного потока-2» всю свою историю находился под таким большим прессом, что текущие трудности вряд ли можно воспринимать за издержку, которая критично влияет на ход данного начинания.

«Что касается главных затрат, т.е. «железа», то здесь, безусловно, каких-то заметных изменений быть не может, что и видно по заявлению Миллера, в котором говорится, что 80 процентов капиталовложений по «Северному потоку-2» уже оплачены. Если здесь и произойдет некое удорожание, то оно будет иметь незначительный характер и ни на что в этом вопросе не повлияет», - резюмирует Перов.

Например, в случае отказа со стороны Дании длина «Северного потока-2» не увеличится, просто этот проект при таком развитии событий изменит свой маршрут. В Копенгагене это прекрасно понимают, из-за чего и не отвечают отказом на запросы Nord Stream 2 AG. 

«На самом деле, о стоимости подобных издержек говорить трудно – об этом имеют представление только в компаниях «Газпром» и Nord Stream 2 AG, но финансирование строительства трубы и насосных станций от всего этого не увеличится», - заключает Перов.

Нельзя забывать про фактор украинского транзита

Здесь гораздо более существенную роль играет то обстоятельство, что от увеличения сроков реализации «Северного потока-2» пострадают другие интересы компании «Газпром», а именно специфика и контуры продолжения транзита газа через территорию Украины.

«Но и тут нет ничего неожиданного, поскольку многие эксперты изначально говорили, что «Северный поток-2» будет очень сложно ввести в эксплуатацию до 2020 года. Просто вследствие того внешнеполитического давления, которое в этом вопросе на нас оказывается. Так что, все это прогнозировалось, и дело здесь пойдет по одному из изначальных сценариев, к которому Россия определенно готова», - констатирует Перов.

Это и фактор Дании, и проблемы, которые пытаются создать США, продолжая свою линию давления на наших европейских партнеров, но все это не в состоянии отстрочить итоговую реализацию этого проекта на срок более 6-8 месяцев. Так что, перед нами вопрос издержек. 

«В свою очередь, это может ослабить позиции России на переговорах с Украиной и Евросоюзом по новому транзитному соглашению. Ведь мы здесь всегда исходили из того, что «Северный поток-2» заработает с 1 января 2020 года», - резюмирует Перов.

Другой вопрос, что европейское продолжение «Северного потока-2» все равно не готово, поэтому выход на проектные объемы планируется на 2022 или даже на 2023 год. На эти сроки данная задержка не повлияет, поскольку за эту трубопроводную сеть в Европе отвечают уже партнеры «Газпрома», а они в настоящее время реализуют свою часть обязательств в соответствии с утвержденным графиком.

«При этом, подобное положение дел, наверняка, приведет к тому, что украинцы начнут радикальней отстаивать свою позицию на идущих сейчас переговорах с «Газпромом» и «Евросоюзом» по новым условиям транзита российского газа», - заключает Перов.

Такая задержка не изменит весь расклад, который существует в переговорах между Россией и Украиной – новая реальность в лице «Северного потока-2» уже фактически создана, но все-таки определенный качественный эффект она в этом вопросе произведет. 

«Возможно, нам придется больше работать в плане достижения договоренности с Украиной. И это основная проблема, которая возникает со всеми этими задержками по строительству «Северного потока-2». Это обстоятельство нужно признать», - констатирует Перов.

В то же время, на серьезные уступки украинцам «Газпром» точно не пойдет – к тому же, на Киев здесь сильно давит Брюссель.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 19.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики