Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита Россия-ЕС

Итоги саммита Россия-ЕС

Стокгольмский саммит России и Европейского союза прошел в рутинной обстановке, стороны лишь "договорились договариваться" по таким важнейшим темам, как новые документы к энергодиалогу России с ЕС или позиции Европы в отношении вступлении России в ВТО. Заявлено намерение продолжать переговоры по заключению нового базового договора взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, текст которого был создан еще в 1994 году. Однако общий позитивный настрой участников на фоне совсем недавних скандалов дает некоторую надежду на "перезагрузку" отношений Москвы со Старым светом.

Стоит отметить, что саммит был проведен как раз после "прорыва" России на фронте "трубопроводных войн" - после получения согласия от стран северной Европы на прокладку в их территориальных водах и исключительных экономических зонах труб Nord Stream. Это серьезнейший успех как России, так и Европы, тем более на фоне того, что последний саммит Россия-ЕС в Хабаровске прошел совсем в другой атмосфере. Напомним, тот саммит стал апофеозом ситуации, когда стороны признают, но совершенно не принимают логику контрагента. Россия тогда словами Владимира Путина и Дмитрия Медведева отвергла все попытки Европы вернуть ее обратно к переговорам по Энергетической Хартии (российский премьер даже демонстративно отозвал подпись РФ под этим документом). Европа же в ответ полностью отказалась даже рассматривать новые российские "концептуальные предложения" по энергетическому бизнесу. Впрочем, данные предложения на самом деле не были в полной мере концептуальными. Их откровенно сырой и недоработанный характер лишь подчеркивал глубину взаимного недоверия ЕС и РФ.

Отсутствие движения в сторону стратегического партнерства по энергетике усугублялось и проблемами в гуманитарно-политической сфере. На уровне руководства евроинститутов и значительной части европейских СМИ доминирующей стала точка зрения о невозможности превращения нынешней РФ в надежного и приоритетного партнера по причинам "ценностного разрыва" между актуальными политическими режимами в европейских государствах и политическим режимом в России. Идейных противников Москвы не останавливали даже вполне обоснованные и разумные ссылки на опасность для Европы смены российских поставщиков углеводородов на нестабильные страны Ближнего Востока и ЦАР. В свою очередь в России стали почти открыто раздаваться призывы к "развороту энергетической политики на Восток". Эта мысль, открыто лоббируемая "силовой" частью российской элиты, была отражена в принятой новой Энергостратегии РФ до 2030 года. Европу стали пугать началом масштабного экспорта СПГ и поставками газа в Китай.

Упомянутые процессы "развода" Европы и России еще можно повернуть вспять, и неконфронтационный "дух Стокгольма" имеет шанс помочь в налаживании отношений. Объективно Европа не может обойтись без российского газа, как и Россия в реальности не может обойтись без европейских потребителей. Газ - отличная площадка для начала сближения позиций. Позже "энергетическая уния" РФ и ЕС, то есть партнерство по всем составляющим энергетики - от добычи до дистрибуции - вполне могла бы стать основой для более масштабного союза.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики