Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита Россия-ЕС

Итоги саммита Россия-ЕС

Стокгольмский саммит России и Европейского союза прошел в рутинной обстановке, стороны лишь "договорились договариваться" по таким важнейшим темам, как новые документы к энергодиалогу России с ЕС или позиции Европы в отношении вступлении России в ВТО. Заявлено намерение продолжать переговоры по заключению нового базового договора взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, текст которого был создан еще в 1994 году. Однако общий позитивный настрой участников на фоне совсем недавних скандалов дает некоторую надежду на "перезагрузку" отношений Москвы со Старым светом.

Стоит отметить, что саммит был проведен как раз после "прорыва" России на фронте "трубопроводных войн" - после получения согласия от стран северной Европы на прокладку в их территориальных водах и исключительных экономических зонах труб Nord Stream. Это серьезнейший успех как России, так и Европы, тем более на фоне того, что последний саммит Россия-ЕС в Хабаровске прошел совсем в другой атмосфере. Напомним, тот саммит стал апофеозом ситуации, когда стороны признают, но совершенно не принимают логику контрагента. Россия тогда словами Владимира Путина и Дмитрия Медведева отвергла все попытки Европы вернуть ее обратно к переговорам по Энергетической Хартии (российский премьер даже демонстративно отозвал подпись РФ под этим документом). Европа же в ответ полностью отказалась даже рассматривать новые российские "концептуальные предложения" по энергетическому бизнесу. Впрочем, данные предложения на самом деле не были в полной мере концептуальными. Их откровенно сырой и недоработанный характер лишь подчеркивал глубину взаимного недоверия ЕС и РФ.

Отсутствие движения в сторону стратегического партнерства по энергетике усугублялось и проблемами в гуманитарно-политической сфере. На уровне руководства евроинститутов и значительной части европейских СМИ доминирующей стала точка зрения о невозможности превращения нынешней РФ в надежного и приоритетного партнера по причинам "ценностного разрыва" между актуальными политическими режимами в европейских государствах и политическим режимом в России. Идейных противников Москвы не останавливали даже вполне обоснованные и разумные ссылки на опасность для Европы смены российских поставщиков углеводородов на нестабильные страны Ближнего Востока и ЦАР. В свою очередь в России стали почти открыто раздаваться призывы к "развороту энергетической политики на Восток". Эта мысль, открыто лоббируемая "силовой" частью российской элиты, была отражена в принятой новой Энергостратегии РФ до 2030 года. Европу стали пугать началом масштабного экспорта СПГ и поставками газа в Китай.

Упомянутые процессы "развода" Европы и России еще можно повернуть вспять, и неконфронтационный "дух Стокгольма" имеет шанс помочь в налаживании отношений. Объективно Европа не может обойтись без российского газа, как и Россия в реальности не может обойтись без европейских потребителей. Газ - отличная площадка для начала сближения позиций. Позже "энергетическая уния" РФ и ЕС, то есть партнерство по всем составляющим энергетики - от добычи до дистрибуции - вполне могла бы стать основой для более масштабного союза.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики