Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Участием в "Турецком потоке" Болгария надеется занять место Украины в транзите газа РФ в ЕС

Участием в "Турецком потоке" Болгария надеется занять место Украины в транзите газа РФ в ЕС

Кооперация по "Турецкому потоку" с Россией дает возможность Болгарии вернуть хотя бы часть упущенных прибылей из-за отказа от "Южного потока". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Основных возможностей для усиления кооперации России и Болгарии по газопроводу "Турецкий поток" две. Одна – поставки российского газа этой стране, которая сейчас покупает его примерно по 3,5 млрд кубометров в год. "Голубое топливо" в настоящее время идет транзитом через Украину, Молдавию и Румынию. на сегодняшний день Болгария еще и является транзитером газа РФ в Турцию, но вскоре эта ситуация изменится. Первая нитка "Турецкого потока" дает возможность Москве поставлять газ туркам напрямую.

А вторая нитка, когда она будет запущена, делает Болгарию транзитером уже в обратном направлении. То есть по болгарской территории газ из Турции пойдет в Сербию, далее – в Венгрию и Австрию. При этом София не потеряет транзитные доходы, которые для относительно бедной страны являются значимыми. Но и существенно болгары не выигрывают. Во всяком случае, получают куда меньше, чем могли бы сейчас иметь, если бы в свое время не заблокировали "Южный поток", - отмечает специалист.

Глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал, что проект газопровода "Турецкий поток" открывает возможности для наращивания кооперации между Россией и Болгарией. "Его продолжение по территории Болгарии укрепит энергетическую безопасность вашей страны. С учетом печального опыта "Южного потока" необходимо добиться твердых гарантий со стороны Еврокомиссии относительно того, что имеющиеся планы не будут сорваны произвольным решением Брюсселя", - сказал министр.

"Проект "Южный поток" подразумевал создание совместного предприятия "Газпрома" с болгарами и строительство полномасштабной инфраструктуры по перекачке газа от берега Болгарии до Сербии. Причем половину оплачивала российская сторона. Если бы проект был реализован, София только за транзит получала бы свыше 2 млрд долларов ежегодно. Болгары понимают, чего лишились, и сейчас хотят хоть часть упущенных возможностей от кооперации с Россией вернуть. Для этого, по сути, нужно занять место Украины в новой схеме транзита.

Реализация "Южного потока" существенно бы повысила статус транзитера Болгарии в Евросоюзе, обогатила бы страну и дала большую политическую самостоятельность, нежели есть сегодня. Вместо этого болгары теперь зависят от Турции, которая стала транзитером, при этом потеряли колоссальные прибыли и объемы транзита куда скромнее. Причем вернуть уже ничего нельзя – ЕС принял третий энергопакет законов, запрещающий не состоящим в альянсе странам строить газопроводы и владеть ими в Европе", - подчеркивает эксперт.

Гарантии Брюсселя

"Южный поток" - нереализованный проект газопровода, по дну Чёрного моря из Анапского района РФ в болгарский порт Варну. Строительство началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015 году. Мощность должна была составить 63 млрд кубометров газа в год, стоимость проекта - 16 млрд евро. Болгария под внешним давлением несколько раз приостанавливала строительство. 1 декабря 2014 года Россия отказалась от проекта "из-за неконструктивной позиции Евросоюза". 

На смену "Южному потоку" Россия начала новый проект - "Турецкий поток". Он предполагает строительство газопровода, состоящего из двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Трубы проложены по дну Черного моря напрямую из РФ в Турцию. Первая нитка предназначена для поставок российского газа турецким потребителям, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Запуск газопровода планируется до конца 2019 года.

"Слова Лаврова о договоренностях с болгарами по энергетике – это большей частью официальный политес и дипломатическая вежливость. В свое время болгары показали, что являются несамостоятельным государством, и Москва это помнит. Соответственно заключать договоренности с Софией смысла нет – в очередной раз туда приедут американские сенаторы, и болгарские власти резко изменять свое мнение.

Потому Москва придерживается простой политики: если болгары заинтересованы в совместных с РФ проектах, им придется идти в Брюссель и договариваться об этом, выбивать лояльное отношение и гарантии. Если все это София получит, в переговоры с ЕС вступит уже российская сторона, чтобы закрепить все законодательно.

При этом сейчас формально переговоры с Евросоюзом все равно сводятся лишь к исполнению принятого в ЕС законодательства. Брюссель определил свод требований и условий к прокладке газопроводов, Россия в этих процессах участия принимать не имеет права – она может довести трубы лишь до границ Евросоюза. И если болгары хотя получить хоть что-то от сотрудничества с РФ после своей деструктивной деятельности, им придется и договариваться с ЕС, и искать деньги на трубопровод", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 30.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики