Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Участием в "Турецком потоке" Болгария надеется занять место Украины в транзите газа РФ в ЕС

Участием в "Турецком потоке" Болгария надеется занять место Украины в транзите газа РФ в ЕС

Кооперация по "Турецкому потоку" с Россией дает возможность Болгарии вернуть хотя бы часть упущенных прибылей из-за отказа от "Южного потока". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Основных возможностей для усиления кооперации России и Болгарии по газопроводу "Турецкий поток" две. Одна – поставки российского газа этой стране, которая сейчас покупает его примерно по 3,5 млрд кубометров в год. "Голубое топливо" в настоящее время идет транзитом через Украину, Молдавию и Румынию. на сегодняшний день Болгария еще и является транзитером газа РФ в Турцию, но вскоре эта ситуация изменится. Первая нитка "Турецкого потока" дает возможность Москве поставлять газ туркам напрямую.

А вторая нитка, когда она будет запущена, делает Болгарию транзитером уже в обратном направлении. То есть по болгарской территории газ из Турции пойдет в Сербию, далее – в Венгрию и Австрию. При этом София не потеряет транзитные доходы, которые для относительно бедной страны являются значимыми. Но и существенно болгары не выигрывают. Во всяком случае, получают куда меньше, чем могли бы сейчас иметь, если бы в свое время не заблокировали "Южный поток", - отмечает специалист.

Глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал, что проект газопровода "Турецкий поток" открывает возможности для наращивания кооперации между Россией и Болгарией. "Его продолжение по территории Болгарии укрепит энергетическую безопасность вашей страны. С учетом печального опыта "Южного потока" необходимо добиться твердых гарантий со стороны Еврокомиссии относительно того, что имеющиеся планы не будут сорваны произвольным решением Брюсселя", - сказал министр.

"Проект "Южный поток" подразумевал создание совместного предприятия "Газпрома" с болгарами и строительство полномасштабной инфраструктуры по перекачке газа от берега Болгарии до Сербии. Причем половину оплачивала российская сторона. Если бы проект был реализован, София только за транзит получала бы свыше 2 млрд долларов ежегодно. Болгары понимают, чего лишились, и сейчас хотят хоть часть упущенных возможностей от кооперации с Россией вернуть. Для этого, по сути, нужно занять место Украины в новой схеме транзита.

Реализация "Южного потока" существенно бы повысила статус транзитера Болгарии в Евросоюзе, обогатила бы страну и дала большую политическую самостоятельность, нежели есть сегодня. Вместо этого болгары теперь зависят от Турции, которая стала транзитером, при этом потеряли колоссальные прибыли и объемы транзита куда скромнее. Причем вернуть уже ничего нельзя – ЕС принял третий энергопакет законов, запрещающий не состоящим в альянсе странам строить газопроводы и владеть ими в Европе", - подчеркивает эксперт.

Гарантии Брюсселя

"Южный поток" - нереализованный проект газопровода, по дну Чёрного моря из Анапского района РФ в болгарский порт Варну. Строительство началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015 году. Мощность должна была составить 63 млрд кубометров газа в год, стоимость проекта - 16 млрд евро. Болгария под внешним давлением несколько раз приостанавливала строительство. 1 декабря 2014 года Россия отказалась от проекта "из-за неконструктивной позиции Евросоюза". 

На смену "Южному потоку" Россия начала новый проект - "Турецкий поток". Он предполагает строительство газопровода, состоящего из двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Трубы проложены по дну Черного моря напрямую из РФ в Турцию. Первая нитка предназначена для поставок российского газа турецким потребителям, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Запуск газопровода планируется до конца 2019 года.

"Слова Лаврова о договоренностях с болгарами по энергетике – это большей частью официальный политес и дипломатическая вежливость. В свое время болгары показали, что являются несамостоятельным государством, и Москва это помнит. Соответственно заключать договоренности с Софией смысла нет – в очередной раз туда приедут американские сенаторы, и болгарские власти резко изменять свое мнение.

Потому Москва придерживается простой политики: если болгары заинтересованы в совместных с РФ проектах, им придется идти в Брюссель и договариваться об этом, выбивать лояльное отношение и гарантии. Если все это София получит, в переговоры с ЕС вступит уже российская сторона, чтобы закрепить все законодательно.

При этом сейчас формально переговоры с Евросоюзом все равно сводятся лишь к исполнению принятого в ЕС законодательства. Брюссель определил свод требований и условий к прокладке газопроводов, Россия в этих процессах участия принимать не имеет права – она может довести трубы лишь до границ Евросоюза. И если болгары хотя получить хоть что-то от сотрудничества с РФ после своей деструктивной деятельности, им придется и договариваться с ЕС, и искать деньги на трубопровод", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 30.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики