Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Участием в "Турецком потоке" Болгария надеется занять место Украины в транзите газа РФ в ЕС

Участием в "Турецком потоке" Болгария надеется занять место Украины в транзите газа РФ в ЕС

Кооперация по "Турецкому потоку" с Россией дает возможность Болгарии вернуть хотя бы часть упущенных прибылей из-за отказа от "Южного потока". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Основных возможностей для усиления кооперации России и Болгарии по газопроводу "Турецкий поток" две. Одна – поставки российского газа этой стране, которая сейчас покупает его примерно по 3,5 млрд кубометров в год. "Голубое топливо" в настоящее время идет транзитом через Украину, Молдавию и Румынию. на сегодняшний день Болгария еще и является транзитером газа РФ в Турцию, но вскоре эта ситуация изменится. Первая нитка "Турецкого потока" дает возможность Москве поставлять газ туркам напрямую.

А вторая нитка, когда она будет запущена, делает Болгарию транзитером уже в обратном направлении. То есть по болгарской территории газ из Турции пойдет в Сербию, далее – в Венгрию и Австрию. При этом София не потеряет транзитные доходы, которые для относительно бедной страны являются значимыми. Но и существенно болгары не выигрывают. Во всяком случае, получают куда меньше, чем могли бы сейчас иметь, если бы в свое время не заблокировали "Южный поток", - отмечает специалист.

Глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал, что проект газопровода "Турецкий поток" открывает возможности для наращивания кооперации между Россией и Болгарией. "Его продолжение по территории Болгарии укрепит энергетическую безопасность вашей страны. С учетом печального опыта "Южного потока" необходимо добиться твердых гарантий со стороны Еврокомиссии относительно того, что имеющиеся планы не будут сорваны произвольным решением Брюсселя", - сказал министр.

"Проект "Южный поток" подразумевал создание совместного предприятия "Газпрома" с болгарами и строительство полномасштабной инфраструктуры по перекачке газа от берега Болгарии до Сербии. Причем половину оплачивала российская сторона. Если бы проект был реализован, София только за транзит получала бы свыше 2 млрд долларов ежегодно. Болгары понимают, чего лишились, и сейчас хотят хоть часть упущенных возможностей от кооперации с Россией вернуть. Для этого, по сути, нужно занять место Украины в новой схеме транзита.

Реализация "Южного потока" существенно бы повысила статус транзитера Болгарии в Евросоюзе, обогатила бы страну и дала большую политическую самостоятельность, нежели есть сегодня. Вместо этого болгары теперь зависят от Турции, которая стала транзитером, при этом потеряли колоссальные прибыли и объемы транзита куда скромнее. Причем вернуть уже ничего нельзя – ЕС принял третий энергопакет законов, запрещающий не состоящим в альянсе странам строить газопроводы и владеть ими в Европе", - подчеркивает эксперт.

Гарантии Брюсселя

"Южный поток" - нереализованный проект газопровода, по дну Чёрного моря из Анапского района РФ в болгарский порт Варну. Строительство началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015 году. Мощность должна была составить 63 млрд кубометров газа в год, стоимость проекта - 16 млрд евро. Болгария под внешним давлением несколько раз приостанавливала строительство. 1 декабря 2014 года Россия отказалась от проекта "из-за неконструктивной позиции Евросоюза". 

На смену "Южному потоку" Россия начала новый проект - "Турецкий поток". Он предполагает строительство газопровода, состоящего из двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Трубы проложены по дну Черного моря напрямую из РФ в Турцию. Первая нитка предназначена для поставок российского газа турецким потребителям, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Запуск газопровода планируется до конца 2019 года.

"Слова Лаврова о договоренностях с болгарами по энергетике – это большей частью официальный политес и дипломатическая вежливость. В свое время болгары показали, что являются несамостоятельным государством, и Москва это помнит. Соответственно заключать договоренности с Софией смысла нет – в очередной раз туда приедут американские сенаторы, и болгарские власти резко изменять свое мнение.

Потому Москва придерживается простой политики: если болгары заинтересованы в совместных с РФ проектах, им придется идти в Брюссель и договариваться об этом, выбивать лояльное отношение и гарантии. Если все это София получит, в переговоры с ЕС вступит уже российская сторона, чтобы закрепить все законодательно.

При этом сейчас формально переговоры с Евросоюзом все равно сводятся лишь к исполнению принятого в ЕС законодательства. Брюссель определил свод требований и условий к прокладке газопроводов, Россия в этих процессах участия принимать не имеет права – она может довести трубы лишь до границ Евросоюза. И если болгары хотя получить хоть что-то от сотрудничества с РФ после своей деструктивной деятельности, им придется и договариваться с ЕС, и искать деньги на трубопровод", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 30.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики