Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Плюсы и минусы сделки ОПЕК+

Плюсы и минусы сделки ОПЕК+

Экспертное сообщество разделилось во мнении, действительно ли США уже в краткосрочном периоде смогут обойти Россию по объему экспорта нефти на мировом рынке. Действительно ли для России в этом плане все складывается не так удачно, как хотелось бы российским властям, а сделка ОПЕК+ не нужна?

Напомним, ранее первый вице-премьер и глава Минфина России Антон Сидуанов говорил, что сделка ОПЕК+ по сокращению объемов добычи нефти хоть и сдерживает падение цен на нефть, но несет большие риски для России. Поскольку США, пользуясь моментом и не участвуя в сделке, только наращивают добычу, захватывая большую долю мирового рынка «черного золота».

Ранее о таких же рисках предупреждал российского президента и глава «Роснефти» Игорь Сечин. 

Что по этому поводу думают эксперты?

В сложившейся на глобальном рынке нефти ситуации общий экспорт жидких углеводородов из США, включая нефть, нефтепродукты и газовый конденсат, уже к концу текущего года может превысить 10 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия, участвующей в сделке ОПЕК+, передаст статус крупнейшего экспортера нефти в мире США, поскольку саудовский экспорт останется на уровне 9 млн баррелей в сутки. Об этом, в частности, говорится в прогнозе международной консалтинговой компании IHS Markit.

По мнению эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, в полной мере всем этим прогнозам не суждено сбыться – как правило, прогнозы ни по цене нефти, ни по объемам добычи и экспорта от подобных консалтинговых компаний если и сбываются, то очень условно. На нефтяном рынке вообще очень сложно давать долгосрочные прогнозы. 

Как считает Пасечник, что бы ни говорили, но цены на нефть политизированы, они во многом зависят от целого ряда факторов, а не лишь от соотношения спроса и предложения, которым опять-таки искусно управляют в ручном режиме.

Действительно, Минэнерго США ждет роста добычи и экспорта сланцевой нефти американских компаний, поскольку, как утверждается, некоторые нефтедобытчики в США уже якобы добились рентабельности большинства скважин на территории Пермского нефтеносного бассейна при цене нефти 30 долларов за баррель. Проверить сегодня эту информацию сложно, так как нефть на текущий момент стоит более чем вдвое дороже. Поэтому те ценовые уровни, как говорится, еще не прошли проверку «на слабо».

По мнению Пасечника, существует несколько проблем, которые мешают США агрессивно наращивать экспорт нефти.

Во-первых, в США существует дефицит соответствующей инфраструктуры. То есть, не хватает нефтепроводов, по которым сланцевая нефть должна идти к местам отгрузки от месторождений – например, до танкеров, находящихся в Мексиканском заливе. Но новые нефтепроводы строятся – причем  к концу следующего года их планируется построить в США аж семь. И по ним можно будет транспортировать до 4,6 млн баррелей ежесуточно. Во-вторых, в мире спрос на нефть растет, но растет он и на внутреннем рынке США – местным НПЗ требуется все больше и больше нефти.

И страхи Силуанова, вероятно, также преувеличены, но в любом случае позиция главы Минфина по отношению к сделке ОПЕК+ выглядит несколько странно.

«Если Россия в рамках ОПЕК+ не будет регулировать добычу, то цена на нефть упадет. Кто от этого больше пострадает – нефтяные компании или бюджет? Конечно, бюджет. Чем цена выше, тем больше доходов получает бюджет и тем больше накапливаем резервов. Для компаний же не так важно, сколько стоит нефть – 40, 50 или 60 долларов за баррель. Для нефтяных компаний сделка менее выгодна, чем для бюджета. Поэтому в краткосрочной перспективе Силуанов не прав», – считает Игорь Юшков из Фонда национальной энергетической безопасности.

Российский бюджет уже получил дополнительно 6 трлн рублей с момента начала действия сделки ОПЕК+ в 2016 году по декабрь 2018 года. По крайней мере, такие расчеты сделали в РФПИ. А прибыль российских нефтяных компаний выросла в 2,5 раза лишь за девять месяцев прошлого года.

Но в долгосрочной перспективе эти опасения, скорее всего, обоснованы, так как США становятся нетто-экспортерами.

«Сделка ОПЕК+, конечно, имеет свои минусы, но если мы откажемся от нее, то есть риск падения цены на нефть до 30 долларов за баррель. Умрет ли от этого американская добыча? У них будет кризис, банкротства, как это было в 2014–2015 годах, но полностью их добычу это не убьет. А долго ли российская экономика продержится при 30 долларах за баррель?» – задается риторическим вопросом Юшков.

Не от хорошей жизни пошла на сделку и Саудовская Аравия, имевшая куда большие резервы, чем Россия в 2016 году. Уж слишком быстро они испарялись в 2014–2015 годах, когда цены на нефть рухнули ниже 30 долларов за баррель. Так что, говоря о сделке ОПЕК+, можно рассуждать как о своих плюсах, так и о минусах. Однако пока плюсы все же перевешивают минусы, считают некоторые эксперты.

По оценке IHS Markit, ежегодные нефтяные доходы России, США и Саудовской Аравии достигают примерно 280 млрд долларов у каждой страны, но вот в структуре ВВП их доля совершенно различная. У США – это лишь 1% валового продукта, у России – 19%, а у Саудовской Аравии и того больше – 35%. Экономика США может в целом и не ощутить резкого падения цен на «черное золото». И в США даже найдут свои плюсы – подешевеет бензин на внутреннем рынке. А это в свою очередь будет стимулировать потребление и производство внутри США. Именно этого и добивается сегодня американский президент Дональд Трамп.

«Возможно, Силуанов как министр финансов опасается, что на фоне снижения добычи нефти в России, снизится налогооблагаемая база, – предполагает Юшков. – Однако снизится она не из-за сделки ОПЕК+, а из-за того, что у нас не запускаются новые нефтяные проекты. А они не запускаются, потому что у нас нет рентабельных технологий добычи «сложной» нефти, например, Баженовской свиты».

Как считает Юшков, Минфину прежде всего нужно беспокоится не о соглашении ОПЕК+, так как деньги в бюджет приходят изрядно, а о том, как запустить и эффективно эксплуатировать новые проекты по добыче нефти, так как постепенно она в РФ будет снижаться – в том числе и из-за естественного истощения скважин.

Да и риски завоевания США новых рынков, вероятно, также преувеличены, так как у России пока никаких проблем со сбытом нет – сколько добывается, столько и продается. А вот компаниям по большому счету выгоднее больше добывать и продавать нефти – тогда будет больше прибыли, ведь от цены на «черное золото» они практически не зависят, так от определенного уровня все «излишки» уходят в российский бюджет. Поэтому вполне и понятен интерес к завершению сделки ОПЕК+ того же Сечина. А вот у Силуанова этот самый интерес вроде как должен быть совсем противоположным.

К тому же, совсем пока непонятно, как будет развиваться ситуация с санкциями против Ирана и Венесуэлы, против которых США ввели санкции.

«В рамках ОПЕК+ надо быстрей реагировать и самим занимать место Ирана и Венесуэлы на мировом рынке. Думаю, что в этом направлении и будет происходить трансформация сделки ОПЕК+. Придем к тому, чтобы устанавливать такие объемы добычи, чтобы цена не поднималась к 80 долларам за баррель, а оставалась, например, на уровне 60 долларов за баррель. Чтобы это устраивало экспортеров нефти и не давало американцам активно наращивать добычу», – полагает Юшков.  

Источник: ТЭКНО:///блог, 31.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики