Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство не успевает создать условия для развития конкурентного рынка газа

Правительство не успевает создать условия для развития конкурентного рынка газа

Результаты должны быть представлены через месяц, но чиновники еще спорят по некоторым вопросам

Правительство перенесло сроки пяти мероприятий, рассчитанных на развитие конкуренции в области газоснабжения. Об этом говорится в распоряжении премьера Дмитрия Медведева от 29 мая. Указанные в нем пункты – часть плана по развитию конкуренции в отраслях экономики, который планируется реализовать к концу 2020 г.

В срок мероприятия не были выполнены тремя ведомствами – Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Минэнерго и Минэкономразвития, уточняется в распоряжении. Последнее на запрос «Ведомостей» не ответило. В Минэнерго сказали, что с их стороны поставленные задачи были выполнены в срок, а о выполнении остальных задач и плана в целом следует обращаться в ФАС. «Вопросы дорожной карты по газу очень дискуссионные: большинство из них проработаны, но на уровне ведомств, а в правительстве еще идут споры по ним», – сказал представитель ФАС.

Четыре пункта, указанные в распоряжении, должны быть реализованы уже во II квартале 2019 г. Изначально они относились к III и IV кварталам 2018 г. В них речь идет о повышении доступности к газотранспортной системе (ГТС) независимых компаний и об установлении единого тарифа на транспортировку газа по магистральным трубопроводам, о пересмотре квоты продаж газа «Газпрома» на бирже, а также о создании стимулов для расширения биржевых торгов газом.

Для реализации пятого пункта предоставлено больше времени – его перенесли с IV квартала 2018 г. на II квартал 2020 г. Речь идет о закреплении минимальных объемов газа, которые компании, занимающие доминирующее положение на рынке, должны продавать на бирже.

Пока достичь компромисса по перечисленным вопросам не удалось. Так, например, ФАС и «Газпром» до сих пор не могут договориться о тарифах на газ для независимых компаний. Все магистральные газопроводы России принадлежат «Газпрому». Независимые (в том числе крупнейшие – «Роснефть» и «Новатэк») платят концерну за прокачку газа по ним, уровень оплаты устанавливает ФАС. «Газпром» считает, что независимые компании должны платить больше, последние же, напротив, выступают за снижение тарифа. Последний раз тариф для независимых компаний индексировался в 2015 г. – повысился на 2%. В социально-экономическом прогнозе Минэкономразвития 2018 г. закладывалось увеличение тарифа на 3,4%, но решение по этому вопросу принято не было. На 2019 г. заложена индексация на 1,4%. ФАС не пересматривает тарифы, поскольку «Газпром» не раскрывает «свои прозрачные данные», говорил в конце апреля руководитель ведомства Игорь Артемьев. В то же время «Газпром» продает газ на внутреннем рынке по тем тарифам, которые устанавливает ФАС, а независимые могут устанавливать цены самостоятельно, что позволяет им более гибко реагировать на изменения рынка.

Вопросы с торгами на бирже также вызывают ряд вопросов. Общий объем продаж не должен превышать 35 млрд куб. м: «Газпрому» разрешено реализовывать не больше половины – 17,5 млрд куб. м в год., остальной объем предназначен для независимых. На практике же независимые свою квоту не выбирают: в 2018 г., например, общий объем продаж газа на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) составил 15,13 млрд куб. м, из которых на «Газпром» пришлась большая часть – 13,6 млрд куб. м.

«Конечно, мы бы хотели, чтобы в биржевых торгах участвовали и независимые компании», – говорил в интервью «Интерфаксу» замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в начале 2019 г. В последний год в основном продает только «Газпром», отмечал он: снять ограничение по паритету необходимо, поскольку по факту оно не работает. «Еще далеко до того, чтобы на биржевом рынке газа произошли качественные изменения, – сначала нам нужно преодолеть большой путь законодательных нововведений в этой сфере», – резюмировал он.

О том, что ФАС и Минэнерго планируют создать совместный приказ, регулирующий торги на бирже, Голомолзин говорил еще в марте 2018 г. «Мы обсуждали эти вопросы и договорились, что совместно подготовим предложения о том, чтобы скорректировать верхнее ограничение по объемам газа, торгуемого на бирже, до такого предела, который позволял бы обеспечивать ликвидные параметры торгов в не менее 10% от объема поставок на внутренний рынок. То есть от 35 млрд до 50 млрд куб. м газа в год», – отмечал он (цитата по «Интерфаксу»).

«Срыв сроков связан с тем, что у правительства нет понимания, как развивать газовый рынок», – категоричен замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. Также несоблюдение сроков может быть связано с тем, что у участников рынка разное видение параметров регулирования, добавляет старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Обновленные сроки выглядят странно: II квартал 2019 г. закончится через месяц – за это время подготовить работоспособную конструкцию не очень реально, отмечает Гривач. К тому же предложенные пункты либо неактуальны, либо противоречат друг другу, продолжает он. Либерализация цен на газ внутри страны, сближение с экспортным паритетом на повестке дня давно не стоят: с точки зрения экспорта трубопроводного газа привилегированное положение «Газпрома» сохраняется, поясняет Маринченко. Правила недискриминационного доступа по факту не нужны, поскольку у независимых производителей давно нет проблем с доступом к ГТС: все технически обоснованные заявки удовлетворяются, утверждает Гривач.

Стимулирование роста объема биржевых торгов внутри страны, вместе с выравниванием тарифов на транспортировку газа и недискриминационным доступом независимых к трубе – правильная мера, которая в итоге должна привести к росту конкуренции между «Газпромом» и независимыми производителями и, потенциально, к некоторому снижению цен, заключает Маринченко. Но пока нет главного – комплексного представления о том, какова цель указанных мероприятий, резюмирует Гривач

Автор: Анна Червонная

Источник: Ведомости, 02.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики