Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новое газовое соглашение с РФ компенсирует Словакии потери от закрытия украинского транзита

Новое газовое соглашение с РФ компенсирует Словакии потери от закрытия украинского транзита

Вопрос энергетики и конкретно газового транзита является основой отношений России и Словакии – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков.

Словакию волнуют перспективы транзита российского газа

Отметим, что сегодня в Москве проходят широкоформатные переговоры между председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым и премьер-министром Словакии Петером Пеллегрини. Примечательно, что в них принимают участие министр энергетики РФ Александр Новак и глава «Росатома» Алексей Лихачев, поэтому главным вопросом на данном саммите будет наше энергетическое сотрудничество.

Если вопрос атомной энергетики является крайне специфическим – здесь Словакия давно ведет работу с «Росатомом», несмотря на то, что эта тема систематически сдерживается Евросоюзом, то газовый аспект представляет собой главный вопрос отношений Москвы и Братиславы.

Напомним, что Словакия является бенефициаром «украинского реверса», в рамка которого Киев делает вид, что покупает газ у словацкой компании SPP. На деле, это сырье является российским газом из ГТС Украины, который Братислава с наценкой перепродает Киеву.

Впрочем, реверс является временным явлением, вызванным политической конъюнктурой, и словаки это прекрасно понимают, поэтому Братиславу сегодня заботит то, как будут обстоять поставки российского газа в Словакию после окончательной реализации «Северного потока-2». 

Ведь полномасштабный ввод в эксплуатацию «Северного потока-2», который состоится после 2023 года, качественно изменит газовый рынок в Европе, поскольку главным транзитным хабом российского газа в Евросоюзе станет не соседняя к Словакии Украина, а Германия.

«Словаки сегодня действительно являются крупнейшими транзитерами российского газа. Ведь после того, как российский газ проходит Украину, то львиная его часть поставляется в Австрию, а затем и в Германию через словацкую территорию», - констатирует Юшков.

Это свидетельствует о том, что доходы словаков от транзита газа, в любом случае, просядут после строительства «Северного потока-2», и этот фактор является важным в переговорах между Словакией и Россией. Возможно, Москва в виде компенсации предложит Братиславе расширение сотрудничества в атомной энергетике – например, в настоящее время «Росатом» достраивает два энергоблока на АЭС «Моховце».

Другой вопрос, что словаки постоянно опасаются, что транзит российского газа через Украину может вообще прекратиться, а возможности обоих «Северных потоков» все-таки несколько лимитированы, не говоря уже о том, что закупка газа через Германию выйдет Братиславе дороже. 

Россия и Словакия имеют двусторонние обязательства

«В то же время, нельзя забывать про то, что, когда «Газпром» строил, как «Северный поток-1», так и «Северный поток-2», он постоянно говорил о том, что российская сторона сохранит газотранспортный заход в Словакию через территорию Украины или Германии», - заключает Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, это связано с тем, что контракт на поставку газа между «Газпромом» и SPP базируется на принципе «качай или плати», в результате чего, российской компании необходимо сохранить прямой газовый транзит словацким потребителям.

«Кроме того, это нужно для того, чтобы словаки активно не протестовали против строительства российских обходных газопроводов, поскольку это действительно грозит словацкой стороне значительными финансовыми потерями», - резюмирует Юшков.

Как отмечает эксперт, «Газпром» заверил словацкую сторону, что она будет напрямую получать российский газ. Впрочем, словаки продолжают периодически высказывать обеспокоенность по поводу новых газотранспортных проектов России, но если бы к ним труба не заходила напрямую, то позиция Братиславы стала бы гораздо жестче, чем сейчас, когда наши отношения успешно развиваются. 

«Словаки, безусловно, теряют от реализации «Северного потока-2», особенно в случае того, если транзит российского газа через украинскую территорию полностью прекратится, но это не отменяет возможности для компромисса», - констатирует Юшков.

Что касается реверса, то Украина по этой схеме закупает порядка 10,5 млрд кубов газа, из которых 7-8 млрд кубов приходится на SPP и другие словацкие структуры. Соответственно, это серьезный источник дохода, который Братислава хочет сохранять, как можно дольше.

«При этом, здесь нужно разделять государственный и частный интерес, поскольку больше всего на украинском реверсе зарабатывает не словацкий бюджет, а компании-трейдеры, поэтому Братислава вполне может позволить себе пойти на уступки», - заключает Юшков.

Это не критический вопрос, поэтому, как полагает Игорь Валерьевич, переговоры будут идти о том, как закрепить на государственном уровне ту договоренность, которую Братислава раньше заключила с «Газпромом». Это положение, по которому даже в случае прекращения транзита через Украину, российский газ будет заходить в Словакию крюком с «Северных потоков», минуя Австрию. 

«Ради того, чтобы это положение выполнялось, «Газпром» даже согласен построить специальный газопровод в Словакию, и именно это является основой достижения компромисса по транзиту российского газа между Россией и Словакией», - резюмирует Юшков.

Все это только подтверждает стратегию «Газпрома», согласно которой отказ от украинского транзита вызван экономическими причинами, причем основными из них является ненадежность Украины, как транзитера, а также высокие газотранспортные тарифы Киева.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 05.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики