Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый пат начинающего гроссмейстера Зеленского

Газовый пат начинающего гроссмейстера Зеленского

Пока украинские политики борются за контроль над газовой сферой страны, в Украине может случиться очередной энергетический кризис

Вступив в должность президента Украины, Владимир Зеленский так и не смог предложить внятных решений по судьбе газового транзита, действующий договор по которому истекает 1 января 2020 г. Следующей контрольной отметкой для Зеленского станут выборы Верховной рады, назначенные на 21 июля, после чего новый президент Украины, возможно, предпримет решительную попытку замкнуть на себя газовую сферу, по-прежнему находящуюся под контролем ставленников Петра Порошенко. Но ставка на откладывание решений даже на обозримое будущее может не сыграть — очередной газовый кризис на Украине может случиться в любое время. 

Куда ни кинь — всюду ЧП

«В связи с дефицитом средств „Укртрансгаз“ не имеет возможности вовремя рассчитываться по контрактам закупок газа для собственных производственно-технологических нужд (ПТН). Остаточных объемов газа на ПТН, которые были закуплены по предварительным договорам, достаточно для обеспечения работы газотранспортной системы только до 24 июня», — сообщило руководство компании-оператора украинской ГТС на минувших выходных.

Задолженность «Укртрансгаза» за март-апрель перед поставщиками топливного газа составляет 4,1 млрд гривен ($10,8 млн). Сложившуюся финансовую ситуацию компания оценивает как критическую, обвиняя в этом прежде всего экономически необоснованные временные тарифы для оператора ГТС, принятые Национальной комиссией по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в конце 2018 г., незадолго до президентских выборов.

Как утверждают в «Укртрансгазе», тарифы позволяют своевременно рассчитываться за закупку газа на ПТН в объеме не более 60% от необходимого годового уровня, а некоторые поставщики уже отказываются передавать определенные действующими контрактами объемы газа.

«Укртрансгаз» сообщает, что не урегулирована проблема несанкционированного отбора газа из ГТС операторами газораспределительной системы (ГРС). Участники рынка с 2016 г. по нынешний февраль накопили долг за услуги балансирования более 35 млрд гривен ($92,3 млн), из которых 91% — задолженность облгазов.

«После перехода газового рынка Украины на суточное балансирование с 1 марта 2019 г. ситуация существенно не изменилась: операторы ГРС продолжают незаконно отбирать газ из ГТС, в том числе для собственных производственно-технологических расходов, и не рассчитываются. За период марта — апреля 2019 г. задолженность операторов ГРС выросла еще на 2,5 млрд гривен», — проинформировал оператор украинской ГТС.

О нехватке денег на текущую деятельность сообщает и головная структура «Укртрансгаза» — НАК «Нафтогаз Украины». 6 июня ее гендиректор Андрей Коболев сообщил о ходе закачки газа в подземные хранилища (ПХГ): к началу лета ее объем составил 11,5 млрд куб. м — на 1,8 млрд куб. м больше, чем годом ранее. Такие темпы позволяют к началу отопительного сезона выйти на необходимый уровень 20 млрд куб. м и быть готовым к «любым действиям „Газпрома“». Но, уточнил Коболев, этому может помешать дефицит оборотных средств «Нафтогаза».

Причинами этого глава компании назвал задолженность за газ со стороны газовых сбытов и производителей тепла в размере 61,4 млрд гривен ($162 млн), а также требование правительства Украины выплатить 90% прибыли «Нафтогаза» в качестве дивидендов до конца июня.

«Именно сейчас, когда нам нужны деньги на закупку газа на зиму, это для нас чрезвычайный вызов. Приходится выбирать — дивиденды сейчас или защита от кризиса», — охарактеризовал ситуацию Коболев.

Правительство Украины со своей стороны в очередной раз обвинило «Нафтогаз» в отсутствии прозрачности.

Министерство энергетики и угольной промышленности не может получить от компании информацию относительно поставок газа и другой хозяйственной деятельности, сообщил на днях в Верховной раде глава профильного ведомства Игорь Насалик, аттестовав «Нафтогаз» как «достаточно странную организацию». Глава Кабмина Владимир Гройсман на заседании правительства в начале июня стеснялся в выражениях еще меньше. Назвав «Нафтогаз» ненасытным монополистом, он потребовал от компании снизить цены на газ для населения еще на 800–900 гривен за кубометр, пригрозив расследованием механизма ценообразования с участием всех контролирующих ведомств. Собственно, после этого Коболев и намекнул кабмину, что «Нафтогаз» не очень склонен делиться дивидендами. 

Капитан Очевидность в ожидании выборов

Заявления руководителей газовых компаний о чрезвычайной ситуации в отрасли, возможно, не стоит преувеличивать: не исключено, что тем самым они просто посылают сигналы Зеленскому, который пока произносит совершенно ожидаемые банальности. В середине мая, за несколько дней до инаугурации, команда нового президента распространила сообщение, что «готова к консультациям с правительством для принятия решений, которые обеспечат тепло в домах украинцев зимой». А через несколько дней после вступления в должность Зеленский в ходе визита в Варшаву заявил о необходимости сохранения стратегической роли украинской ГТС и противодействия «Северному потоку — 2».

Тем временем список «вершителей судеб» ГТС и в целом украинской энергетики остается неизменным.

Андрей Коболев возглавляет «Нафтогаз Украины» с марта 2014 г., а Насалик и Гройсман занимают посты с апреля 2016 г. — инициированная Зеленским кадровая ротация в кабмине и госкомпаниях этих «тяжеловесов» пока не затронула.

«Зеленскому пока точно не до газа, он по инерции продолжает старую политику, предлагая, например, остановить „Северный поток — 2“, — комментирует сложившуюся ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Зеленский просто не погрузился в газовую проблематику и по-прежнему вряд ли что-то в ней понимает. Круги, которые за ним стоят, к газу имеют косвенное отношение.

Если принять версию, что Зеленский — ставленник Игоря Коломойского, то это совсем другие интересы — например, металлы и нефтепереработка».

По мнению Юшкова, сдвиг с мертвой точки в газовом вопросе можно ожидать лишь после парламентских выборов. Связано это с тем, что Украина по политическому устройству близка к парламентской республике — правительство и парламент играют большую роль в принятии многих решений. Если Зеленский сможет создать в новом составе Рады коалицию с минимальными потерями и сформировать дружественное правительство, можно будет говорить, что он смог взять на себя всю полноту власти и способен влиять на принципиальные вопросы, включая газовый транзит. Но пока в руководстве «Нафтогаза» сидят люди, назначенные при Порошенко, и у Зеленского нет даже формальных инструментов, чтобы их сместить.

Зеленский, сразу после избрания оказавшийся актером первого плана в сложнейшей и запутанной ситуации с участием множества игроков, выглядит пока не готовым к своей роли, соглашается российский политолог Станислав Смагин. По его словам, пробуксовки с окончательным формированием и началом деятельности президентской команды, с одной стороны, выглядят причиной размытой позиции по транзитному договору, а с другой — прекрасной отговоркой, почему эта позиция размыта. Видимо, предполагает Смагин, Зеленский до последнего будет прятаться за грудой вашингтонских рекомендаций и уходить от конкретики — как и по другим вопросам. 

Донбасский катализатор

Украинские эксперты смотрят на очередной акт газовой трагикомедии философски, исходя из того, что самый неприятный для страны сценарий, при котором будущей зимой придется сидеть без отопления, скорее всего, не состоится. По словам киевского экономического аналитика Дениса Гаевского, последние заявления «Укртрансгаза» и «Нафтогаза» можно интерпретировать двояко. Либо это разборки внутри одной структуры за финансовые потоки («Нафтогаз», в состав которого входит «Укртрансгаз», бывает, забирает платежи себе), либо это создание искусственной проблемы, которую потом можно героически решить, выписывая себе премии.

«Не может быть убыточной компания, перекачивающая такой объем российского газа и контролирующая самые большие в Европе ПГХ. В любом случае на эту зиму газа точно хватит, а что будет потом — никто так далеко не планирует», — отмечает эксперт.

По мнению Гаевского, газовый кризис на стыке 2019 и 2020 гг. пока представляется маловероятным — скорее всего, какое-то временное соглашение по транзиту будет заключено поздней осенью или в декабре. До 2021 г., когда ожидаются последние заседания Стокгольмского арбитража по иску «Нафтогаза» к «Газпрому», ожидать прямых поставок газа из Россию на Украину сложно. Плюс стоит учитывать фактор Коболева: пока он возглавляет «Нафтогаз», забронировать мощности украинской ГТС для прямых поставок у «Газпрома» не получится.

При таком развитии событий Зеленский действительно пока выглядит некой «вишенкой» на торте, особенно если учесть, что Коболев на Украине имеет репутацию прямого ставленника США.

«Сам Коболев при всей его раздражающей „Газпром“ позиции не является критической фигурой: он играет ту роль, что поручена ему его кураторами, — отмечает Юшков. — Но вряд ли он найдет свое место в новой политической элите Украины, а его команда едва ли заинтересована в подписании транзитного контракта. Их задача — помогать США, ограничивая поставки газа на европейский рынок, что подтолкнет цены вверх и поможет приходу в Европу американского СПГ. Заодно можно и дискредитировать действующую власть, поскольку в случае коллапса все шишки полетят на Зеленского, а не на руководство „Нафтогаза“. Так что у команды Коболева и Порошенко нет оснований вести конструктивный диалог. Пока от „Нафтогаза“ исходят только угрожающие заявления: продления транзитного договора не будет, транзит остановится по вине России и т. д.».

Сейчас, полагает Юшков, стороны готовятся к худшему: Украина старается закачать побольше газа в свои ПХГ, а «Газпром», скорее всего, предпримет аналогичные меры в Европе, плюс он имеет контракт на поставку газа с «Ямала СПГ». В худшем сценарии, добавляет эксперт, «Газпром» будет использовать европейские ПХГ и работать по нижней планке контрактных обязательств, чтобы продержаться с января по март в случае отсутствия украинского транзита. Иными словами, можно предположить, что обязательства «Газпрома» перед Европой предстоящей зимой будут так или иначе выполнены.

Однако в решение по судьбе транзита может вмешаться один фактор, по которому Владимир Зеленский также пока не готов четко аргументировать свою позицию, — будущее непризнанных республик Донбасса. По мнению Смагина, решение о выдаче российских паспортов жителям ДНР и ЛНР куда больше продиктовано «транзитным» контекстом, а не заявленными благородными гуманитарными мотивами. И если переговоры по судьбе ГТС будут проходить в тяжелом кризисном ключе, не исключено даже официальное признание Москвой ДНР и ЛНР — с оговорками и лазейками для отзыва. Неожиданных решений, считает Смагин, можно ждать и от украинской стороны — например, привлечения к переговорам в формальном или неформальном статусе Юлии Тимошенко, чей давний товарищ и союзник министр внутренних дел Украины Арсен Аваков с избранием Зеленского существенно укрепил свои позиции.

«Ситуативной попутчицей России в борьбе со смычкой Киева и Вашингтона оказалась „старая“ Европа, заинтересованная в российском газе, — добавляет политолог. — К тому же у европейцев схожие с Россией и несхожие с американцами воззрения на кризис вокруг Ирана, который сейчас для Вашингтона более приоритетен, чем украинское направление. Именно этой суммой временных совпадений позиций и интересов следует объяснить, например, ставший для многих неожиданным отказ Совета Евросоюза обсуждать санкции против России за паспортизацию Донбасса».

Но и здесь горизонт событий выглядит предельно кратким — месяц, оставшийся до выборов Верховной Рады. Судя по последнему обострению обстановки на Донбассе, идея «маленькой победоносной войны» не оставляет руководство Украины в покое. И это явно не лучший момент для каких-либо принципиальных решений по газовой «трубе».

Автор: Николай Проценко

Источник: OilCapital.ru, 18.06.2019

 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики