Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отмена "Роттердам+" не спасет украинцев от повышения тарифов

Отмена "Роттердам+" не спасет украинцев от повышения тарифов

Отмена формулы «Роттердам+» не приведет к снижению тарифов на Украине – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Отмена «Роттердам+» не оздоровит украинскую энергетику

Дело в том, что представитель украинского президента в Кабинете министров Украины Андрей Герус заявил, что формула «Роттердам+» уже не работает, поскольку тарифы на тепловую энергетику сегодня ниже, чем должны быть. Герус отметил, что стоимость тепловой электроэнергии по формуле «Роттердам+» должна составлять на Украине 2 гривны за кВт-час, а в мае этот тариф снизился до 1,53 гривны за кВт-час.

Герус отметил, что в мае-июне 2018 года тарифы на Украине, согласно его подсчетам, были на 17-24 процента выше, чем сегодня. При этом, это заявление Геруса проходило в контексте поддержки законопроекта президента Владимира Зеленского об отмене формулы «Роттердам+».

При этом, с 1 июля на Украине запускается открытый рынок электроэнергии, который, согласно аргументации новых украинских властей, позволит оздоровить ситуацию в национальной экономике и снизить базовые энерготарифы, но в эти прожекты совсем не верится.

«Получается, что украинцы, таким образом, пытаются отказаться от регулирования цен на электроэнергию. Ведь все эти формулы, вроде «Роттердам+» или «Дюссельдорф+», когда цены привязываются к европейским, и импорт газа, угля и других товаров идет на Украину по данным показателям, являются вещью лукавой, которая не несет пользы украинской экономике», - заключает Юшков

Впрочем, основная проблема здесь в управлении украинской экономикой, поскольку после введения «Роттердам+» оказалось, что цена на уголь на шахтах западной Украины дороже чем в Евросоюзе, и что Киеву якобы нужно все эти предприятия просто закрыть.

Такого не должно быть, хотя бы из-за того, что стоимость рабочей силы на Украине многократно ниже, чем в Европе и даже в России, из-за чего подобная ситуация больше свидетельствует о наличии неких «серых схем» внутри украинской системы хозяйствования.

Примечательно здесь и то, что Украина сегодня полностью зависит от импорта антрацита из России – он еще завозится транзитом через Белоруссию, причем Киев от этого отказаться также не может. Донбасс заблокирован, а в украинской энергетике ничего не сделали для того, чтобы перейти с антрацита на уголь марки «г», который как раз и добывается на якобы нерентабельных шахтах Западной Украины.

Кроме того, складывается впечатление, что все эти противоречия никого на Украине не волнуют, поскольку все предложения на данный счет носят популистский характер и говорят о переделе сфер влияния, поскольку задачи реформирования украинской энергетики никто не ставит. 

«Украинские власти в рамках формулы «Роттердам+» предлагали потребителям на Украине посмотреть на высокие цены в Евросоюзе, и этим объясняли тарифы внутри страны. Другой вопрос, что и после отмены «Роттердам+» ситуация не изменится», - резюмирует Юшков.

Отметим, что цена тарифов на Украине самая большая в Европе, если брать в расчет не номинальную цену, а она тоже выше, чем в соседней Польше, а такой показатель, как уровень покупательной способности населения. Так что, перед нами настоящая беда данной страны.

Украинская энергетика продолжит эксплуатировать потребителей

«Украина продолжает добывать уголь в больших количествах, но без Донбасса она полностью обеспечить себя не может. То же самое имеет место быть с газом, где уровень собственной добычи равняется на сегодня 20 млрд кубов, а потребления – 30 млрд. Из-за этого от импорта украинцы не смогут отказаться, а это означает и высокие внутренние энергетические тарифы», - констатирует Юшков.

Например, от сотрудничества с МВФ Киев явно не будет отказываться, а основным требованием Фонда к Украине являются энерготарифы, т.е. отсутствие всяких субсидий со стороны государства. Это, по сути своей, означает невозможность снижения энерготарифов. 

«В рамках формулы «Роттердам+», прежде всего, зарабатывали внутренние украинские производители, а как сейчас будет обстоять дело в этой стране – пока непонятно, но очевидно, что здесь нельзя говорить о возможности снижения цены», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, переход Украины на рыночную цену на электроэнергию не приведет к удешевлению тарифов для конечных потребителей, поскольку всегда будет отсылка к тому, что котировки устанавливаются на основе цен самого дорого из поставщиков.

«В рамках рыночной модели все должны конкурировать между собой и снижать цену, но на Украине конкуренции нет, а есть поставщики, готовые продавать энергоресурсы по разным ценам, причем конечной ценой будет самая высокая из них», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, в условиях отсутствия конкуренции поставщиков энергоресурсов итоговая цена будет устанавливаться по самому высокому предложению, поэтому отмена «Роттердам+» не изменит к лучшему ситуацию в украинской экономике и энергетике. 

«Смысл в том, что никакого удешевления стоимости энергии на Украине не произойдет, поскольку вся система заточена на то, чтобы выкачивать деньги с конечных потребителей и передавать их местному украинскому бизнесу», - констатирует Юшков.

Именно поэтому все эти «формулы» по углю многие украинские энергетические эксперты называли результатом соглашения между бывшим президентом Украины Петром Порошенко и олигархом Ринатом Ахметовым, владеющим ведущей компанией ДТЭК.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 19.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики