Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отмена "Роттердам+" не спасет украинцев от повышения тарифов

Отмена "Роттердам+" не спасет украинцев от повышения тарифов

Отмена формулы «Роттердам+» не приведет к снижению тарифов на Украине – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Отмена «Роттердам+» не оздоровит украинскую энергетику

Дело в том, что представитель украинского президента в Кабинете министров Украины Андрей Герус заявил, что формула «Роттердам+» уже не работает, поскольку тарифы на тепловую энергетику сегодня ниже, чем должны быть. Герус отметил, что стоимость тепловой электроэнергии по формуле «Роттердам+» должна составлять на Украине 2 гривны за кВт-час, а в мае этот тариф снизился до 1,53 гривны за кВт-час.

Герус отметил, что в мае-июне 2018 года тарифы на Украине, согласно его подсчетам, были на 17-24 процента выше, чем сегодня. При этом, это заявление Геруса проходило в контексте поддержки законопроекта президента Владимира Зеленского об отмене формулы «Роттердам+».

При этом, с 1 июля на Украине запускается открытый рынок электроэнергии, который, согласно аргументации новых украинских властей, позволит оздоровить ситуацию в национальной экономике и снизить базовые энерготарифы, но в эти прожекты совсем не верится.

«Получается, что украинцы, таким образом, пытаются отказаться от регулирования цен на электроэнергию. Ведь все эти формулы, вроде «Роттердам+» или «Дюссельдорф+», когда цены привязываются к европейским, и импорт газа, угля и других товаров идет на Украину по данным показателям, являются вещью лукавой, которая не несет пользы украинской экономике», - заключает Юшков

Впрочем, основная проблема здесь в управлении украинской экономикой, поскольку после введения «Роттердам+» оказалось, что цена на уголь на шахтах западной Украины дороже чем в Евросоюзе, и что Киеву якобы нужно все эти предприятия просто закрыть.

Такого не должно быть, хотя бы из-за того, что стоимость рабочей силы на Украине многократно ниже, чем в Европе и даже в России, из-за чего подобная ситуация больше свидетельствует о наличии неких «серых схем» внутри украинской системы хозяйствования.

Примечательно здесь и то, что Украина сегодня полностью зависит от импорта антрацита из России – он еще завозится транзитом через Белоруссию, причем Киев от этого отказаться также не может. Донбасс заблокирован, а в украинской энергетике ничего не сделали для того, чтобы перейти с антрацита на уголь марки «г», который как раз и добывается на якобы нерентабельных шахтах Западной Украины.

Кроме того, складывается впечатление, что все эти противоречия никого на Украине не волнуют, поскольку все предложения на данный счет носят популистский характер и говорят о переделе сфер влияния, поскольку задачи реформирования украинской энергетики никто не ставит. 

«Украинские власти в рамках формулы «Роттердам+» предлагали потребителям на Украине посмотреть на высокие цены в Евросоюзе, и этим объясняли тарифы внутри страны. Другой вопрос, что и после отмены «Роттердам+» ситуация не изменится», - резюмирует Юшков.

Отметим, что цена тарифов на Украине самая большая в Европе, если брать в расчет не номинальную цену, а она тоже выше, чем в соседней Польше, а такой показатель, как уровень покупательной способности населения. Так что, перед нами настоящая беда данной страны.

Украинская энергетика продолжит эксплуатировать потребителей

«Украина продолжает добывать уголь в больших количествах, но без Донбасса она полностью обеспечить себя не может. То же самое имеет место быть с газом, где уровень собственной добычи равняется на сегодня 20 млрд кубов, а потребления – 30 млрд. Из-за этого от импорта украинцы не смогут отказаться, а это означает и высокие внутренние энергетические тарифы», - констатирует Юшков.

Например, от сотрудничества с МВФ Киев явно не будет отказываться, а основным требованием Фонда к Украине являются энерготарифы, т.е. отсутствие всяких субсидий со стороны государства. Это, по сути своей, означает невозможность снижения энерготарифов. 

«В рамках формулы «Роттердам+», прежде всего, зарабатывали внутренние украинские производители, а как сейчас будет обстоять дело в этой стране – пока непонятно, но очевидно, что здесь нельзя говорить о возможности снижения цены», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, переход Украины на рыночную цену на электроэнергию не приведет к удешевлению тарифов для конечных потребителей, поскольку всегда будет отсылка к тому, что котировки устанавливаются на основе цен самого дорого из поставщиков.

«В рамках рыночной модели все должны конкурировать между собой и снижать цену, но на Украине конкуренции нет, а есть поставщики, готовые продавать энергоресурсы по разным ценам, причем конечной ценой будет самая высокая из них», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, в условиях отсутствия конкуренции поставщиков энергоресурсов итоговая цена будет устанавливаться по самому высокому предложению, поэтому отмена «Роттердам+» не изменит к лучшему ситуацию в украинской экономике и энергетике. 

«Смысл в том, что никакого удешевления стоимости энергии на Украине не произойдет, поскольку вся система заточена на то, чтобы выкачивать деньги с конечных потребителей и передавать их местному украинскому бизнесу», - констатирует Юшков.

Именно поэтому все эти «формулы» по углю многие украинские энергетические эксперты называли результатом соглашения между бывшим президентом Украины Петром Порошенко и олигархом Ринатом Ахметовым, владеющим ведущей компанией ДТЭК.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 19.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики