Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лето не бесконечно: Дания так или иначе ответит за «Северный поток-2»

Лето не бесконечно: Дания так или иначе ответит за «Северный поток-2»

Данию могут обязать компенсировать убытки, которые возникнут в результате задержки реализации проекта «Северный поток-2», говорят в «Газпроме». На сегодня Дания остается единственной страной, которая упорствует в выдаче разрешения на строительство газопровода в своих территориальных водах. Опрошенные ЕАД эксперты сомневаются, что ситуация зайдет настолько далеко, что Данию вынудят выплачивать некую компенсацию. С другой стороны, прогнозируют аналитики, ситуация так или иначе должна разрешиться, причем в ближайшее время.

«Маловероятно, что эта компенсация будет запрошена», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Если спор перейдет в судебную плоскость, это лишь отодвинет ввод в строй газопровода, процесс может затянуться на годы и стороны понесут дополнительные издержки и репутационные риски.

«В интересах каждой из сторон договориться и завершить строительство, — говорит Баранов, — что позволит европейским потребителям из разных стран быстрее получать российский газ как для промышленных, так и для бытовых целей, тем более что лето не бесконечно». Достичь компромисса тем проще, что предложено несколько вариантов прохождения трубопровода возле острова Борнхольм, нет принципиальных разногласий о необходимости данного проекта, напоминает эксперт.

В свою очередь, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян сомневается в том, что Дания пойдет на какие-либо компенсационные выплаты за задержку строительства «Северного потока-2». «Все-таки тут речь идет о задержке в сроках рассмотрения разрешения на строительство, то есть, по сути, Дания на себя пока никаких обязательств по этому проекту не взяла, — поясняет он в комментарии EADaily. — Максимум речь может пойти о несущественном штрафе за необоснованные задержки сроков рассмотрения, но только в том случае, если этот штраф действительно удастся как-то обосновать». Эксперт предполагает, что таким образом «Газпром» хочет «подтолкнуть датскую сторону более активно рассматривать вопрос с выдачей этого разрешения и ужесточение риторики может служить лишь этой цели». Что касается выдачи разрешения, то Авакян считает, что «этот процесс активизируется уже в ближайшие месяцы — максимум до конца лета должны начаться предметные переговоры».

Заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что шансы на получение компенсации все-таки есть, «поскольку все понимают, что Дания искусственно и необоснованно затягивает удовлетворение заявки компании-оператора». Однако пока рано принимать решения, так как выдача датским регулятором разрешения в ближайшие месяцы позволит завершить строительство в срок. «В Дании сменилось правительство, — напоминает Гривач. — Новое не столь связано политическими обязательствами предыдущего кабинета и может вывести ситуацию из опасного для репутации и казны Дании клинча».

«Если в Копенгагене действительно намерены больше не затягивать решение вопроса, возможно, они получили какие-то закулисные сигналы из США, побуждающие Данию сменить тактику», — заявил EADaily ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. С одной стороны, такое объяснение выглядит парадоксальным на фоне постоянных заявлений Соединенных Штатов о противодействии проекту «Северный поток-2». «Однако в международной политике нередко случается, что жесткая риторика в публичном пространстве прикрывает готовность к компромиссу в ходе закулисных переговоров», — говорит Нейжмаков.

В датских же политических СМИ ситуация вокруг «Северного потока-2» часто обсуждалась в свете одной проблемы — как затянуть принятие решения по данному вопросу, чтобы у Дании не появилось новых проблем в отношениях как с ФРГ и Россией с одной стороны, так и с США — с другой.

Однако, напоминает эксперт, «в последнее время Копенгаген довольно активно дает понять, что процесс может сдвинуться с мертвой точки».

Проект «Северный поток-2» предполагает сооружение двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год, который пройдет от побережья России по дну Балтийского моря до Германии. Проект планируют завершить к концу 2019 года. Газопровод пройдет через территориальные воды или исключительные экономические зоны РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Дания получила от оператора проекта — Nord Stream 2 AG уже три заявки. Последняя была подана в апреле и касалась исключительной экономической зоны Дании к югу от острова Борнхольм. Против проекта неоднократно высказывались США, заявляя о том, что его реализация усилит зависимость стран Европы от российского газа. С той же настойчивостью, с которой Соединенные Штаты противостоят «Северному потоку-2», они продолжают предлагать Европе свой сжиженный природный газ.

Источник: EADaily, 19.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики