Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники диктуют правительству Медведева: Цены на бензин готовятся к скачку

Нефтяники диктуют правительству Медведева: Цены на бензин готовятся к скачку

Стоимость топлива может взлететь в августе-сентябре, если власть не договорится с нефтедобывающими компаниями

1 июля истекает срок действия соглашения нефтяных компаний, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о контроле цен на бензин и дизельное топливо на розничном и мелкооптовом рынках. Напомним, что это соглашение действует с ноября прошлого года и предусматривает фиксированные максимальные цены на Аи-92, Аи-95 и дизтопливо. Кроме того, в нем прописана индексация стоимости с января 2019 года на величину инфляции, а также ежемесячное увеличение поставок топлива на внутренний рынок.

Юридически обязывающий документ между 10 нефтяными компаниями и ФАС с Минэнерго истек еще в апреле, но в дальнейшем стороны действовали по совместному протоколу с вице-премьером Дмитрием Козаком.

Соглашение позволило затормозить рост цен на топливо, который резко ускорился летом 2018-го. За год стоимость бензина Аи-92 повысилась на 8,9% до 41,6 руб. за литр, Аи-95 — на 9,1% до 44,7 руб. за 1 л, а дизельное топливо подорожало на 15% до 46,9 руб. за литр.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на четырех сотрудников нефтяных компаний и двух федеральных чиновников, с 1 июля это соглашение продлеваться не будет. Но стороны на словах договорились о том, что рост цен на мелкооптовом рынке и на АЗС не будет превышать инфляцию.

Впрочем, так ли это — большой вопрос. На всякий случай, правительство сохраняет возможность ввести заградительные экспортные пошлины на все виды нефтепродуктов — 90% от нефтяных. По мнению источника издания в аппарате правительства, нет смысла продлевать соглашение, поскольку налоговый маневр работает и без него. А с 1 июля начнет работать новая формула для механизма компенсации нефтяным компаниям за поставку моторного топлива на внутренний рынок, и выплаты со стороны государства возрастут.

ТАСС, в свою очередь, пишет, что законопроект о корректировке демпфера еще должен быть принят Госдумой до 25 августа, хотя задним числом сможет заработать с 1 июля 2019 года. То есть у правительства еще есть время на согласование его параметров и источников финансирования. Демпфирующий механизм — это комплекс методов для компенсации нефтяным компаниям доли разницы между экспортной ценой топлива и его стоимостью на внутреннем рынке. В частности, это обратный акциз в рамках налогового маневра плюс различные коэффициенты.

Несмотря на это, еще в конце мая Независимый топливный союз заявил о риске резкого скачка цен на бензин. Дело в том, что за месяц биржевые цены на топливо выросли примерно на 20%, и компаниям стало выгоднее продавать его на экспорт, чем заниматься переработкой внутри страны. Поэтому, по мнению представителей Союза, летом цены на бензин могут вырасти еще на 10−13%.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что в июле цены на топливо вряд ли вырастут, так как между властями и нефтяниками существуют неформальные договоренности, однако уже в августе-сентябре возможен заметный рост.

— Формально если правительство не пойдет на определенные меры, отмена соглашения вызовет рост цен на бензин. Более того, мне кажется, что в правительстве не уверены, что этого роста удастся избежать, потому и запланировали этот момент уже после прямой линии с президентом. Иначе могло получиться так, как в прошлом году, когда шквал вопросов задавали именно о росте цен на топливо.

Но, думаю, сейчас правительству удалось договориться с нефтяниками о компромиссном варианте. Власть повысит для них демпферную надбавку, а они будут сдерживать рост цен, по крайней мере, на начальном этапе. Поэтому с 1 июля роста цен на бензин, скорее всего, не произойдет. А дальше, если этой надбавки будет хватать, чтобы покрыть разницу, все так и будет продолжаться. Если же нет — тогда компании постепенно начнут повышать цены на топливо, и произойдет это, скорее всего, в августе-сентябре, потому что правительство вряд ли решит еще раз поднять надбавку.

Рынок как бы уходит в свободное плавание, но некая неформальная договоренность, по крайней мере, на июль, есть. От этой схемы выигрывают все, кроме Минфина. Люди удовлетворены тем, что резкого роста цен не произошло, и социальная напряженность снимется. Нефтяники получат свои деньги и тоже будут довольны. В минусе останется только Минфин, задача которого в том, чтобы меньше потратить и больше заработать.

«СП»: — Законопроект о демпфере еще не принят, а если с ним возникнут какие-то трудности?

— Посмотрим. Может быть, законодатели, напротив, ускорятся. Если они будут тянуть с принятием поправок, это сразу приведет к тому, что нефтяники поднимут цены на АЗС. Или же производители начнут направлять большие объемы нефти на экспорт. И тогда это приведет к росту цен, но уже не потому, что их сознательно подняли в рознице, а из-за возникшего дефицита на внутреннем рынке. То есть формально они будут соблюдать договоренности, но цены пойдут вверх из-за того, что не будет бензина, и на бирже цены взлетят из-за этого дефицита. 

Из-за налогового маневра сейчас больше всего страдает именно переработка. Нефтяников не устраивает нынешняя ситуация, и если так пойдет и дальше, они просто перестанут перерабатывать нефтепродукты. Поэтому нынешнее соглашение и отменяется. Ручное регулирование в отрасли, которая вроде бы выстроена по рыночной модели, ведет к дефициту. Можно два, три, четыре месяца работать себе в убыток. Но дальше производители просто не будут перерабатывать нефтепродукты и этот рынок схлопнется. Поэтому правительство вынуждено отпускать эту историю, в противном случае возникнет дефицит топлива на рынке.

Глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов считает, что пока на рынке существует шаткое равновесие, и отмена соглашения не должна вызвать роста цен. Хотя если возникнут какие-то внешние шоки, этого роста не избежать.

— Заморозка цен на бензин продлеваться не будет, да она и не особо нужна. У наших регуляторов достаточно инструментов для того, чтобы административно, в ручном режиме в случае необходимости сдерживать цены внутреннего рынка. Зачем что-то морозить, когда всегда можно позвонить?

«СП»: — Но не приведет ли это к росту цен?

— Сегодня общая ситуация на нашем рынке несколько скорректировалась и сбалансировалась. Во-первых, выросли оптовые цены.

Во-вторых, в том числе и благодаря этому значительно скорректировалась ситуация с нетбэком (netback — это рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства. То есть то, что идет «в карман» производителю нефти, — прим. ред.) Если до этого нетбэк на 20−30 тысяч рублей был более привлекателен по отношению к ценам внутреннего рынка, то сегодня спред, то есть разница между экспортом и внутренним рынком — 3−5 тысяч рублей. Это нормальная ситуация.

Кроме того, сейчас принято решение по расширению формулы демпфера. Снижают цену отсечения, от которой считается нетбэк. Соответственно, расширяется компенсация для нефтепереработки. Понятно, что до сих пор идет торг, связанный с тем, откуда будут брать средства на эту компенсацию. Минфин предлагает частично брать ее, увеличив НДПИ.

Так как мы представляем розницу и нефтепереработку, мы считаем, что любое увеличение налогов — это не хорошо для рынка, однако увеличение НДПИ, на наш взгляд, — это более разумный источник доходов, чем акциз. НДПИ платится и в случае экспорта, и в случае продаж на внутренний рынок и не влияет на значение нетбэка.

Ценообразование на нефть у нас внутри страны рыночное, и, пусть и с некоторым дисконтом, соответствует внешнему рынку. Если НДПИ увеличивается, это снизит только доходность компаний и норму их прибыли, но не несет такого выраженного влияния на цены, как акциз.

Поэтому мы, как и раньше, выступаем за отмену или, в лучшем случае, кратное снижение акциза. Но сегодня, понимая, что этот процесс длительный и оперативно такие решения вряд ли могут быть приняты, считает, что нужно как можно быстрее определяться с ситуацией по демпферу. Компенсация за счет НДПИ не кажется нам неправильным шагом. Мы уже подготовили соответствующее письмо в Минфин и уже завтра подготовим пресс-релиз относительно этой инициативы.

«СП»: — То есть пока не стоит волноваться о резком скачке цен на топливо?

— Сегодня мы на рынке имеем некое шаткое равновесие, и вряд ли отмена решения о заморозке способна привести к стремительному скачкообразному росту розничных цен. Скорее всего, мы обречены на картину медленного и постепенного роста как розницы, так и оптовых цен в рамках инфляции. В нынешних условиях заморозка, по большому счету, не нужна.

Если же что-то выйдет из-под контроля, регулятор всегда может подключить административный ресурс, чтобы сдерживать цены вручную, как делал и до заморозок. Есть понятный круг хозяйствующих субъектов, которым достаточно позвонить и сказать: «Вы что делаете? Розницу не повышаем!» И, как правило, это работает.

Повторю, что мы не ожидаем серьезного скачка, пока сохраняется шаткое равновесие. Если будет внешний шок, изменение конъюнктуры, например, обвал курса рубля или резкий скачок цен на нефть, тогда будут проблемы. Пока, хотя все и криво настроено, и не понятно, как заработает расширенный демпфер, мнимая временная и шаткая стабильность сохраняется. 

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 25.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики