Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Торговый оборот: как сотрудничают Россия и Литва

Торговый оборот: как сотрудничают Россия и Литва

Несмотря на санкционный режим и антироссийскую позицию Литвы, Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером республики.

Россия остается главным торговым партнером Литвы. В 2018 году объем экспорта и импорта Вильнюса вырос по сравнению с предыдущим годом, свидетельствуют данные литовского Департамента статистики.

В 2018 году Литва экспортировала товаров на 28,27 млрд евро, а импортировала – на 30,94 млрд евро. Экспорт товаров литовского происхождения составил 17,29 млрд евро.

Больше всего Литва экспортировала в Россию – 14% от всего объема. В Латвию размер экспорта составил 9,8%, в Польшу 8,2%, в Германию 7,4%.  Доля импорта российских товаров составила 14,2%, из Германии – 12%, Польши – 11,5%, а из Латвии – 7,2%. 

Объем товарооборота между Россией и Литвой вырос по сравнению с 2017 годом. Рост импорта составил 22,5%, а экспорта – 1,1%.

Товары литовского производства в основном экспортировались в Германию, Латвию, Польшу, США и Швецию.

В прошлом году большую часть экспорта и импорта Литвы занимали минеральные продукты, а также машины, электрооборудование и механические приборы. Товары литовского происхождения, которые пошли на экспорт, в основном были представлены нефтепродуктами, промышленными товарами, полуфабрикатами, а также алкогольными и безалкогольными напитками, табаком и его переработанными заменителями.

При этом с начала 2019 года отмечается некоторое замедление: в первом квартале товарооборот между странами составил 1,1 млрд долларов, что на 12% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Замедление, в первую очередь, связано со снижением поставок топлива и нефтепродуктов.

Что касается энергетического сотрудничества, в первом квартале 2019 года закупки Литвой российского трубопроводного газа увеличились на 13% или до 0,7 миллиарда кубометров по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Двойные стандарты

Торговые отношения с Россией очень выгодны Литве. После того, как Москва в 2014 году в том числе и против Вильнюса ввела запрет на импорт некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия, литовская экономика недосчиталась значительного объема финансов.

Однако сама республика продолжает диктовать другим странам Евросоюза, например, Германии, как следует себя вести во взаимоотношениях с Россией. Литва выступает против строительства "Северного потока–2", который является экономически выгодным проектом для Германии и многих стран Европы. Однако Вильнюс призывает Берлин отказаться от реализации данного проекта.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, главный принцип, которому должны быть привержены все страны Евросоюза, гласит о необходимости учитывать национальные интересы каждой страны-участницы.

Он отметил, что в Евросоюзе активно поддерживают российский газовый проект, поскольку он отражает интересы этих стран.

"Все деловые круги полностью поддерживают этот проект. Тут сложно представить какую-либо компанию, которая будет выступать против. В том числе и в Литве. Литовские власти пытаются всех убедить в том, что Евросоюз должен отказываться от российского газа, хотя сами литовские компании максимально делают закупки по трубопроводу из России, потому что он дешевле. Когда их законодательно обязали долю потребляемого газа брать через СПГ-терминал в Клайпеде, который экономически нерентабелен и никому не нужен, то компании были вынуждены подчиниться. Однако, когда недавно в России заработал СПГ-завод в Ленинградской области в Высоцке, все стали закупать сжиженный газ там, потому что он там дешевле. И литовские политики тут испугались: как же так, мы же строили терминал против России, а тут опять российский газ прошел", – подчеркнул аналитик.

По словам Юшкова, позиция Литвы не отражает реального отношения стран Европы к газопроводу, а попытка диктовать им свои условия противоречит европейской политике. 

"По сути это попытка выдать желаемое за действительное. Никакого консенсуса против российского газа и "Северного потока–2" в Европе нет. Литва навязывает остальным странам Евросоюза свою точку зрения, и это неэтично. Это не отвечает духу Евросоюза. Если этот проект Литвы не касается, то почему она должна запрещать другим странам его реализовывать, которым он будет полезен?" – заявил Юшков.

По его мнению, "Литва делает очень эгоистичное заявление". "У них есть СПГ-терминал, у них есть газопровод из России. Вильнюс же не отказывается от российской трубы и продолжает большую часть газа от него. А почему, например, Германия не должна строить для себя прямой газопровод? Почему она должна зависеть от стран-транзитеров? Здесь у Литвы очень эгоистичная позиция, которая не отражает дух Евросоюза, согласно которому страны-участники должны учитывать интерес друг друга", – заключил эксперт. 

Источник: baltnews.lt, 26.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики