Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Торговый оборот: как сотрудничают Россия и Литва

Торговый оборот: как сотрудничают Россия и Литва

Несмотря на санкционный режим и антироссийскую позицию Литвы, Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером республики.

Россия остается главным торговым партнером Литвы. В 2018 году объем экспорта и импорта Вильнюса вырос по сравнению с предыдущим годом, свидетельствуют данные литовского Департамента статистики.

В 2018 году Литва экспортировала товаров на 28,27 млрд евро, а импортировала – на 30,94 млрд евро. Экспорт товаров литовского происхождения составил 17,29 млрд евро.

Больше всего Литва экспортировала в Россию – 14% от всего объема. В Латвию размер экспорта составил 9,8%, в Польшу 8,2%, в Германию 7,4%.  Доля импорта российских товаров составила 14,2%, из Германии – 12%, Польши – 11,5%, а из Латвии – 7,2%. 

Объем товарооборота между Россией и Литвой вырос по сравнению с 2017 годом. Рост импорта составил 22,5%, а экспорта – 1,1%.

Товары литовского производства в основном экспортировались в Германию, Латвию, Польшу, США и Швецию.

В прошлом году большую часть экспорта и импорта Литвы занимали минеральные продукты, а также машины, электрооборудование и механические приборы. Товары литовского происхождения, которые пошли на экспорт, в основном были представлены нефтепродуктами, промышленными товарами, полуфабрикатами, а также алкогольными и безалкогольными напитками, табаком и его переработанными заменителями.

При этом с начала 2019 года отмечается некоторое замедление: в первом квартале товарооборот между странами составил 1,1 млрд долларов, что на 12% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Замедление, в первую очередь, связано со снижением поставок топлива и нефтепродуктов.

Что касается энергетического сотрудничества, в первом квартале 2019 года закупки Литвой российского трубопроводного газа увеличились на 13% или до 0,7 миллиарда кубометров по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Двойные стандарты

Торговые отношения с Россией очень выгодны Литве. После того, как Москва в 2014 году в том числе и против Вильнюса ввела запрет на импорт некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия, литовская экономика недосчиталась значительного объема финансов.

Однако сама республика продолжает диктовать другим странам Евросоюза, например, Германии, как следует себя вести во взаимоотношениях с Россией. Литва выступает против строительства "Северного потока–2", который является экономически выгодным проектом для Германии и многих стран Европы. Однако Вильнюс призывает Берлин отказаться от реализации данного проекта.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, главный принцип, которому должны быть привержены все страны Евросоюза, гласит о необходимости учитывать национальные интересы каждой страны-участницы.

Он отметил, что в Евросоюзе активно поддерживают российский газовый проект, поскольку он отражает интересы этих стран.

"Все деловые круги полностью поддерживают этот проект. Тут сложно представить какую-либо компанию, которая будет выступать против. В том числе и в Литве. Литовские власти пытаются всех убедить в том, что Евросоюз должен отказываться от российского газа, хотя сами литовские компании максимально делают закупки по трубопроводу из России, потому что он дешевле. Когда их законодательно обязали долю потребляемого газа брать через СПГ-терминал в Клайпеде, который экономически нерентабелен и никому не нужен, то компании были вынуждены подчиниться. Однако, когда недавно в России заработал СПГ-завод в Ленинградской области в Высоцке, все стали закупать сжиженный газ там, потому что он там дешевле. И литовские политики тут испугались: как же так, мы же строили терминал против России, а тут опять российский газ прошел", – подчеркнул аналитик.

По словам Юшкова, позиция Литвы не отражает реального отношения стран Европы к газопроводу, а попытка диктовать им свои условия противоречит европейской политике. 

"По сути это попытка выдать желаемое за действительное. Никакого консенсуса против российского газа и "Северного потока–2" в Европе нет. Литва навязывает остальным странам Евросоюза свою точку зрения, и это неэтично. Это не отвечает духу Евросоюза. Если этот проект Литвы не касается, то почему она должна запрещать другим странам его реализовывать, которым он будет полезен?" – заявил Юшков.

По его мнению, "Литва делает очень эгоистичное заявление". "У них есть СПГ-терминал, у них есть газопровод из России. Вильнюс же не отказывается от российской трубы и продолжает большую часть газа от него. А почему, например, Германия не должна строить для себя прямой газопровод? Почему она должна зависеть от стран-транзитеров? Здесь у Литвы очень эгоистичная позиция, которая не отражает дух Евросоюза, согласно которому страны-участники должны учитывать интерес друг друга", – заключил эксперт. 

Источник: baltnews.lt, 26.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики