Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конгресс США и Дания могут затормозить "Северный поток – 2"

Конгресс США и Дания могут затормозить "Северный поток – 2"

Американские санкции ударят по главным партнерам "Газпрома"

В ближайшее время Конгресс США может принять закон об энергетической безопасности Европы, который нанесет самый чувствительный удар по строителям газопровода «Северный поток – 2» (СП-2). Комитет по иностранным делам единогласно одобрил законопроект о наказании владельцев судов-трубоукладчиков, участвующих в строительстве СП-2 или «Турецкого потока». Собственных кораблей-трубоукладчиков у РФ нет.

Комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США одобрил проект закона «О защите энергетической безопасности Европы 2019 года», предложенный республиканцем Адамом Кинзингером. Законопроект предусматривает запрет на въезд в США и заморозку находящихся в юрисдикции США активов лиц, причастных к «продаже, аренде, предоставлению» судов для укладки в море российских трубопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».

Судя по информации на сайте Конгресса, атака законопроектами российских трубопроводов идет по методу «москитного флота» – с вариантами названий и разными «спонсорами», то есть конгрессменами, которые заявляют их к рассмотрению в различных комитетах. 14 июня законопроект с санкциями против «Северного потока – 2»  и других российских газопроводов вносил сенатор Джон Баррассо, в середине мая – Тед Круз, тот же Джон Баррассо, Том Коттон (республиканец) и Джин Шейхин (демократ). Один из первых вариантов проекта закона Баррассо и Кори Гарднер заявляли еще в августе 2018-го. Санкции против СП-2 президент США Дональд Трамп мог вводить и на основании закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который он подписал в августе 2017-го, но в нем не было конкретики. К тому же пока его останавливала резкая реакция Германии, заинтересованной в строительстве СП-2. Немцы обращали внимание на то, что в строительстве задействовано свыше 600 европейских фирм, ущерб от санкций ударил бы слишком по многим из числа союзников.

Трамп 12 июня заявлял, что изучает вопрос о введении санкции против «СП–2», хотя и считает, что лучший способ противостоять российскому влиянию в энергетической сфере в Европе – продажа сжиженного природного газа (СПГ) из США в Евросоюз. Ранее эксперты «НГ» поясняли, что это труднореализуемый сценарий, так как американский газ гораздо дороже российского.

Что касается «Турецкого потока», то законопроект уже опоздал, две трубы по 1820 км на дно Черного моря уложены. В ноябре 2018-го за церемонией завершения стройки в режиме телеконференции из Стамбула наблюдали президенты РФ и Ткрции Владимир Путин и  Реджеп Тайип Эрдоган. Глава «Газпрома» Алексей Миллер находился в это время на борту судна-трубоукладчика Pioneering Spirit, принадлежащего итальянской компании Saipem.

Под удар американского законопроекта как раз и попадает и сама эта компания, и ее собственники. На строительстве СП-2 в Балтийском море работают судно Castoro Dieci, принадлежащее Saipem, и два морских трубоукладчика (Audacia и Pioneering Spirit) швейцарской компании Allseas. 

Вообще в мире не так много фирм и судов, которые могут выполнять такие работы. Это, по сути, плавучие заводы. «Газпром» пытался подстраховаться – в мае 2016 года компания объявила, что купила 150-метровое судно Jascon 18 (получившее новое имя «Академик Черский») и переоборудовала его в морской трубоукладчик, однако в прокладывании экспортных трубопроводов «Газпром» его не задействует.

В одном из вариантов законопроекта предлагалось наказывать подрядчиков «Газпрома» даже задним числом, но в последнем тексте говорится о вступлении санкций «в день или после даты вступления закона в силу». «Не думаю, что введение санкций против компаний задним числом, за ранее выполненные работы, было бы просто провести через Сенат США. Сомневаюсь, что это в принципе возможно, так как действие новых законов не может распространяться на уже произошедшие ранее события», – сказал «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. 

Угрозу введения санкций против строительства российских морских газопроводов эксперт оценивает как малосущественную. «Запрет на въезд в США и заморозка активов – это неприятно, но не настолько, чтобы прекратить работы, большая часть которых уже выполнена», – говорит Калачев. По последним сведениям «Газпрома», проложено уже около 60% подводной части «СП-2», а в настоящее время укладка ведется в водах Финляндии. 

Однако ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков считает, что угроза введения санкций против СП-2, предполагающих запрет на предоставление судов трубоукладчиков, является основным риском для этого трубопроводного проекта. «Компания – оператор СП-2 получила кредиты на финансирование проекта фактически в полном объеме, все материалы закуплены. Поэтому запрет на предоставление финансирования уже не сработает. А вот работы по укладке трубы продолжаются. Проблема для «Газпрома» заключается в том, что у компании нет собственных судов трубоукладчиков, которые гарантированно могли бы построить такой газопровод, как СП-2. Если бы «Академик Черский» мог проложить трубу, то «Газпром» привлек бы его к работам, чтобы ускорить строительство, но пока это судно стоит в Находке без движения».

Вместе с тем Юшков обращает внимание, что одобрение законопроекта одним из комитетов – это еще далеко не принятие закона. «Есть веские основания считать, что газопровод все-таки будет достроен. Европейский бизнес и часть стран поддерживают СП-2, им важно достроить трубопровод, чтобы гарантировать получение российского газа без стран-транзитеров», – говорит Юшков. По его мнению, в Европе все прекрасно понимают, почему США так активно противодействуют СП-2.

«Вашингтон хочет запереть Россию на украинском транзитном коридоре, а дальше либо руководство украинского «Нафтогаза» откажется подписывать транзитный договор, либо «радикалы» взорвут участок трубы и не пустят туда ремонтников, как это было с ЛЭП в Крыму. В результате поставка российского газа в Европу сократится, нас обвинят в ненадежности поставок, а возникший при этом дефицит газа в Европе поднимет цены, и тогда компаниям – поставщикам американского СПГ будет выгодно продавать его на европейском рынке», – поясняет Юшков.

Эксперт считает, что даже введение санкций не гарантирует того, что швейцарская Allsea будет выполнять ограничения. «Это семейная фирма, интересов в США у нее не так много, а заказы «Газпрома» для нее очень важны», – говорит Юшков. Кроме того, он считает, что США могут просто не успеть ввести в действие новые ограничения, так как процесс принятия санкций небыстрый.

Но кроме угрозы американских санкций остается еще один фактор, который может значительно задержать сдачу СП-2 в эксплуатацию. Глава австрийской компании OMV Райнер Зеле считает, что срыв сроков ввода в эксплуатацию газопровода в связи с позицией Дании, затягивающей согласование проекта, может стать реальностью (эта страна пока единственная, не предоставившая «Газпрому» разрешение на прохождение трубы по ее водам). «Это теоретическая возможность. Nord Stream 2 AG (оператор строительства СП-2. – «НГ») может выполнить план. Но нам неизвестно, когда будет предоставлено разрешение датских властей. Чем позднее мы его получим, тем задержка в запуске газопровода может стать реальнее», – сказал Зеле.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 27.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики