Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Летом рост цен на топливо будет умеренным, а на счет последующего времени есть вопросы

С. Митрахович: Летом рост цен на топливо будет умеренным, а на счет последующего времени есть вопросы

1 июля истекает срок действия соглашениянефтяных компаний с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о контроле цен на бензин и дизтопливо на розничном и мелкооптовом рынках. Подписание документа позволило добиться прекращения резкого роста цен на топливо, происходившего в 2018 году.

Нефтяные компании утверждают, что соглашение продлеваться не будет. Такое решение было принято на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и Козака с нефтяниками 17 июня. Тем не менее стороны на словах договорились, что рост цен на мелкооптовом рынке и на АЗС не будет превышать инфляцию.

О том, как отразится отмена соглашения на потребителях и что ждать рынку, если нефтяники нарушат договоренности, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Эпизод борьбы, в которой сошлись нефтяные ВИНКи, правительство и независимые заправщики, близится к завершению. Соглашение между нефтяниками и кабмином, условно называемое «соглашением Козака», не будет продлено, по крайней мере, в своем прежнем виде, после 1 июля 2019 года. Однако считать, что все ключевые проблемы решены и установился более-менее приемлемый для всех баланс интересов, пока рано.

Если говорить о ближайшем будущем, то вряд ли нефтяные компании и игроки рынка АЗС «сорвутся с цепи» и начнут резко задирать цены, компенсируя себе прошедший целый год ограничений. Все отлично видят, насколько социально чувствительной является тема стоимости моторного топлива: ее коснулся и Владимир Путин на «прямой линии» с населением, и Дмитрий Медведев, когда дал указание вице-премьеру Дмитрию Козаку проверить темпы роста цен на топливо на Дальнем Востоке. 

Потенциальное масштабное общественное недовольство вызовет давление на власти, а они тогда сами пойдут по жесткому пути вроде введения заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты. Поэтому летом рост цен будет умеренным, не сильно превышая инфляцию.

А вот насчет последующего времени есть вопросы. Ведь ключевые проблемы не решены, а именно - не решена проблема восприятия нефтяными компаниями действующей налоговой политики как излишне жесткой и даже репрессивной. «Налоговый маневр» в особенности бьет по перерабатывающему сегменту бизнеса. Переработка и розничный сбыт в условиях растущих налогов, имея в виду еще и акцизы на моторное топливо, и невозможности существенно повышать цены на заправках оказываются практически убыточными, компании высказывают эту позицию все более открыто. Причем если ВИНКи еще могут держать свой перерабатывающий сегмент и АЗС на плаву за счет внутрикорпоративного субсидирования, например, за счет доходов от экспорта сырой нефти, то независимые игроки рынка переработки и сбыта вообще рискуют оказаться на грани выживания - Антипинский НПЗ тому живой пример. В особой зоне риска традиционно окажется Дальний Восток, где особенно много независимых игроков, а не юрлиц, входящих в ВИНКи.

Правительство делает вид, что проблема будет решена за счет реформы демпфера с 1 июля в желаемую бизнесом сторону. Проблема только в том, что и обратные акцизы, и демпфер - это такие «поблажки» от правительства, которые потом нужно тому же правительству компенсировать за счет роста НДПИ. Минфин только на подобных условиях согласен на выплату нефтяникам из бюджета, да еще и предлагает дополнительное увеличение НДПИ с 2020 года. В этом вопросе правительственных финансистов могут поддержать и независимые участники рынка - не зря независимые поддерживают рост НДПИ под условной логикой: «пусть за все платят ВИНКи».

Надо понимать, что никакого волшебного решения в духе «и волки сыты, и овцы целы», все равно не будет. Кто-то должен поступиться своими интересами. Если на уступки не пойдет бюджет и ответственный за него Минфин, то должны будет платить либо потребители, либо все те же нефтяники. 

Первый вариант подразумевает рост цен на заправках за несколько лет к уровню экспортных рынков, куда-нибудь к уровню условных стран Восточной Европы, возможно, Турции. Уместно посмотреть на цены на моторное топливо на Украине, куда Россия продает в большом объеме дизель - украинские цены на топливо существенно выше.

Второй вариант предполагает, что ВИНКи будут и дальше субсидировать свои перерабатывающий и розничный сегменты бизнеса за счет иных доходов. К рыночной экономике это имеет мало отношения, поэтому стимулы вкладывать в переработку будут исчезать. И тогда в долгосрочной перспективе нас ждут куда большие проблемы, чем просто рост цен на нефтепродукты - появятся риски локальных дефицитов, снижения качества производимого моторного топлива на уровне НПЗ, а на уровне АЗС - риски недоливов, разбавлений и тому подобных ухищрений. Остается надеяться, что этого все же не произойдет, поскольку плохой бензин или его отсутствие - это еще хуже, чем рост цен на заправках или потери государственного бюджета из-за компенсационных выплат в пользу нефтяников. 

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 28.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики