Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Летом рост цен на топливо будет умеренным, а на счет последующего времени есть вопросы

С. Митрахович: Летом рост цен на топливо будет умеренным, а на счет последующего времени есть вопросы

1 июля истекает срок действия соглашениянефтяных компаний с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о контроле цен на бензин и дизтопливо на розничном и мелкооптовом рынках. Подписание документа позволило добиться прекращения резкого роста цен на топливо, происходившего в 2018 году.

Нефтяные компании утверждают, что соглашение продлеваться не будет. Такое решение было принято на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и Козака с нефтяниками 17 июня. Тем не менее стороны на словах договорились, что рост цен на мелкооптовом рынке и на АЗС не будет превышать инфляцию.

О том, как отразится отмена соглашения на потребителях и что ждать рынку, если нефтяники нарушат договоренности, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Эпизод борьбы, в которой сошлись нефтяные ВИНКи, правительство и независимые заправщики, близится к завершению. Соглашение между нефтяниками и кабмином, условно называемое «соглашением Козака», не будет продлено, по крайней мере, в своем прежнем виде, после 1 июля 2019 года. Однако считать, что все ключевые проблемы решены и установился более-менее приемлемый для всех баланс интересов, пока рано.

Если говорить о ближайшем будущем, то вряд ли нефтяные компании и игроки рынка АЗС «сорвутся с цепи» и начнут резко задирать цены, компенсируя себе прошедший целый год ограничений. Все отлично видят, насколько социально чувствительной является тема стоимости моторного топлива: ее коснулся и Владимир Путин на «прямой линии» с населением, и Дмитрий Медведев, когда дал указание вице-премьеру Дмитрию Козаку проверить темпы роста цен на топливо на Дальнем Востоке. 

Потенциальное масштабное общественное недовольство вызовет давление на власти, а они тогда сами пойдут по жесткому пути вроде введения заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты. Поэтому летом рост цен будет умеренным, не сильно превышая инфляцию.

А вот насчет последующего времени есть вопросы. Ведь ключевые проблемы не решены, а именно - не решена проблема восприятия нефтяными компаниями действующей налоговой политики как излишне жесткой и даже репрессивной. «Налоговый маневр» в особенности бьет по перерабатывающему сегменту бизнеса. Переработка и розничный сбыт в условиях растущих налогов, имея в виду еще и акцизы на моторное топливо, и невозможности существенно повышать цены на заправках оказываются практически убыточными, компании высказывают эту позицию все более открыто. Причем если ВИНКи еще могут держать свой перерабатывающий сегмент и АЗС на плаву за счет внутрикорпоративного субсидирования, например, за счет доходов от экспорта сырой нефти, то независимые игроки рынка переработки и сбыта вообще рискуют оказаться на грани выживания - Антипинский НПЗ тому живой пример. В особой зоне риска традиционно окажется Дальний Восток, где особенно много независимых игроков, а не юрлиц, входящих в ВИНКи.

Правительство делает вид, что проблема будет решена за счет реформы демпфера с 1 июля в желаемую бизнесом сторону. Проблема только в том, что и обратные акцизы, и демпфер - это такие «поблажки» от правительства, которые потом нужно тому же правительству компенсировать за счет роста НДПИ. Минфин только на подобных условиях согласен на выплату нефтяникам из бюджета, да еще и предлагает дополнительное увеличение НДПИ с 2020 года. В этом вопросе правительственных финансистов могут поддержать и независимые участники рынка - не зря независимые поддерживают рост НДПИ под условной логикой: «пусть за все платят ВИНКи».

Надо понимать, что никакого волшебного решения в духе «и волки сыты, и овцы целы», все равно не будет. Кто-то должен поступиться своими интересами. Если на уступки не пойдет бюджет и ответственный за него Минфин, то должны будет платить либо потребители, либо все те же нефтяники. 

Первый вариант подразумевает рост цен на заправках за несколько лет к уровню экспортных рынков, куда-нибудь к уровню условных стран Восточной Европы, возможно, Турции. Уместно посмотреть на цены на моторное топливо на Украине, куда Россия продает в большом объеме дизель - украинские цены на топливо существенно выше.

Второй вариант предполагает, что ВИНКи будут и дальше субсидировать свои перерабатывающий и розничный сегменты бизнеса за счет иных доходов. К рыночной экономике это имеет мало отношения, поэтому стимулы вкладывать в переработку будут исчезать. И тогда в долгосрочной перспективе нас ждут куда большие проблемы, чем просто рост цен на нефтепродукты - появятся риски локальных дефицитов, снижения качества производимого моторного топлива на уровне НПЗ, а на уровне АЗС - риски недоливов, разбавлений и тому подобных ухищрений. Остается надеяться, что этого все же не произойдет, поскольку плохой бензин или его отсутствие - это еще хуже, чем рост цен на заправках или потери государственного бюджета из-за компенсационных выплат в пользу нефтяников. 

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 28.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики