Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Япония переходят на вертикальную интеграцию в энергетике через СПГ

Россия и Япония переходят на вертикальную интеграцию в энергетике через СПГ

Россия пытается выстроить с Японией вертикальную интеграцию в энергетической сфере по примеру сотрудничества с Китаем, предполагает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Например, японские компании войдут в проект «Арктик СПГ-2» и перегрузочный терминал на Камчатке, а российские компании примут участие в строительстве регазификационного терминала и газовых электростанций в Японии. 

Контракты РФ и Японии в сфере энергетики 

Россия и Япония планируют подписать ряд контрактов в энергетике в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Осаку. Об этом по итогам заседания российско-японского консультационного энергетического совета журналистам рассказал глава Минэнерго Александр Новак.

Перспективными направлениями сотрудничества он назвал участие японских компаний в перегрузочном комплексе СПГ, в развитии водородной энергетики и в сфере возобновляемых источников энергии. Как отметил министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, сфера энергетики вносит большой вклад в развитие внешнеторговых и инвестиционных отношений между двумя странами.

«Ранее российская компания «Новатэк» предлагала купить еще около 10% в проекте «Арктик СПГ-2» японским компаниям Mitsui и JOGMEC, потому что они рассматривали возможность вхождения еще в первый проект «Ямал СПГ». Тогда японцы хоть и не вошли в основной капитал, но стали одним из основных подрядчиков.

В «Арктик СПГ-2», вероятно, они захотят зайти комплексно – и в сам проект, и в перегрузочные хабы, которые будут строиться на Камчатке и в Мурманске. Прежде всего, японцам интересно войти в перегрузочный хаб Камчатки. Министерство энергетики здесь всячески поддерживает проект «Новатэка», так как одна из задач ведомства привлекать инвестиции в российские энергетические проекты и развивать их», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Как ранее обращал внимание глава «Новатэка» Леонид Михельсон, дальнейшее развитие логистической цепочки с использованием Северного морского пути и перевалочного терминала на Камчатке будет способствовать расширению поставок в Японию и укреплению торговых и экономических связей между странами.

Терминал на Камчатке строится для того, чтобы сократить время использования газовозов ледового класса, необходимых для прохода по Северному морскому пути. Загрузка терминала позволит снизить себестоимость поставок сжиженного газа в АТР и оптимизировать логистическую инфраструктуру. Как считают эксперты, строительство терминала на Камчатке заложит основу для создания в регионе глобального СПГ-хаба, что в свою очередь создаст условия для круглогодичного использования Северного морского пути. 

Вертикальная интеграция в энергетике

Японцы действительно интересуются проектом «Арктик СПГ-2», но проект для них важен не столько с точки зрения обеспечения доступа к рынку, сколько к контексте участия в поставках оборудования и газовозов, считает заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Другими словами, Япония ставит на синергетический эффект от реализации «Арктик СПГ-2».

«На первом месте для японцев, скорее всего, все же стоит вопрос доступа к ресурсной базе. Они хотят войти в проект, чтобы гарантировать поставки с Ямала и Гыдана на свои рынки. Конкуренция в Азии за сжиженный газа довольно высокая. А когда азиатские страны входят в проект, то они увеличивают прибыль, участвуя в реализации самого проекта.

Тем более, «Арктик СПГ-2» куда более безопасный проект чем «Ямал СПГ», где все начиналось с нуля. Сейчас там есть порт и строятся атомные ледоколы. Второй СПГ-проект на фоне успешной работы первого выглядит  гораздо привлекательнее и безопаснее для инвестиций. Кроме того, Япония пока остается крупнейшим рынком сбыта СПГ в мире, и только вторым идет  Китай, недавно обогнавший Южную Корею.

На японский рынок многие компании хотят выйти. В данном случае «Новтаэк» пытается выстроить с Японией вертикальную интеграцию в энергетической сфере по примеру сотрудничества с Китаем. Ранее китайские компании вошли в «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», сейчас они подписывают соглашение об управлении судами, о строительстве СПГ-терминалов и даже электростанции в Китае, которые будут работать на российском газе», - отмечает Игорь Юшков.

Постепенно с японцами может быть выстроена такая же схема. Например, японские компании войдут в проект «Арктик СПГ-2» и перегрузочный терминал на Камчатке, а российские компании примут участие в строительстве регазификационного терминала и газовых электростанций в Японии. Эксперт называет эти направления сотрудничества ключевыми, так как инвестиции в возобновляемую энергетику и водородные проекты гораздо меньше.

Но они так же достаточно важны для РФ, добавляет Юшков, так как нам важно привлечь японские технологии и их опыт в этой сфере. Стоит отметить, что именно проектам на водороде пророчат со временем ключевое значение для мировой энергетики. И хотя, по мнению эксперта, перспективы водородной энергетики пока выглядят спорно, российским компаниям важно наращивать здесь свои компетенции.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 28.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики