Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Япония переходят на вертикальную интеграцию в энергетике через СПГ

Россия и Япония переходят на вертикальную интеграцию в энергетике через СПГ

Россия пытается выстроить с Японией вертикальную интеграцию в энергетической сфере по примеру сотрудничества с Китаем, предполагает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Например, японские компании войдут в проект «Арктик СПГ-2» и перегрузочный терминал на Камчатке, а российские компании примут участие в строительстве регазификационного терминала и газовых электростанций в Японии. 

Контракты РФ и Японии в сфере энергетики 

Россия и Япония планируют подписать ряд контрактов в энергетике в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Осаку. Об этом по итогам заседания российско-японского консультационного энергетического совета журналистам рассказал глава Минэнерго Александр Новак.

Перспективными направлениями сотрудничества он назвал участие японских компаний в перегрузочном комплексе СПГ, в развитии водородной энергетики и в сфере возобновляемых источников энергии. Как отметил министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, сфера энергетики вносит большой вклад в развитие внешнеторговых и инвестиционных отношений между двумя странами.

«Ранее российская компания «Новатэк» предлагала купить еще около 10% в проекте «Арктик СПГ-2» японским компаниям Mitsui и JOGMEC, потому что они рассматривали возможность вхождения еще в первый проект «Ямал СПГ». Тогда японцы хоть и не вошли в основной капитал, но стали одним из основных подрядчиков.

В «Арктик СПГ-2», вероятно, они захотят зайти комплексно – и в сам проект, и в перегрузочные хабы, которые будут строиться на Камчатке и в Мурманске. Прежде всего, японцам интересно войти в перегрузочный хаб Камчатки. Министерство энергетики здесь всячески поддерживает проект «Новатэка», так как одна из задач ведомства привлекать инвестиции в российские энергетические проекты и развивать их», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Как ранее обращал внимание глава «Новатэка» Леонид Михельсон, дальнейшее развитие логистической цепочки с использованием Северного морского пути и перевалочного терминала на Камчатке будет способствовать расширению поставок в Японию и укреплению торговых и экономических связей между странами.

Терминал на Камчатке строится для того, чтобы сократить время использования газовозов ледового класса, необходимых для прохода по Северному морскому пути. Загрузка терминала позволит снизить себестоимость поставок сжиженного газа в АТР и оптимизировать логистическую инфраструктуру. Как считают эксперты, строительство терминала на Камчатке заложит основу для создания в регионе глобального СПГ-хаба, что в свою очередь создаст условия для круглогодичного использования Северного морского пути. 

Вертикальная интеграция в энергетике

Японцы действительно интересуются проектом «Арктик СПГ-2», но проект для них важен не столько с точки зрения обеспечения доступа к рынку, сколько к контексте участия в поставках оборудования и газовозов, считает заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Другими словами, Япония ставит на синергетический эффект от реализации «Арктик СПГ-2».

«На первом месте для японцев, скорее всего, все же стоит вопрос доступа к ресурсной базе. Они хотят войти в проект, чтобы гарантировать поставки с Ямала и Гыдана на свои рынки. Конкуренция в Азии за сжиженный газа довольно высокая. А когда азиатские страны входят в проект, то они увеличивают прибыль, участвуя в реализации самого проекта.

Тем более, «Арктик СПГ-2» куда более безопасный проект чем «Ямал СПГ», где все начиналось с нуля. Сейчас там есть порт и строятся атомные ледоколы. Второй СПГ-проект на фоне успешной работы первого выглядит  гораздо привлекательнее и безопаснее для инвестиций. Кроме того, Япония пока остается крупнейшим рынком сбыта СПГ в мире, и только вторым идет  Китай, недавно обогнавший Южную Корею.

На японский рынок многие компании хотят выйти. В данном случае «Новтаэк» пытается выстроить с Японией вертикальную интеграцию в энергетической сфере по примеру сотрудничества с Китаем. Ранее китайские компании вошли в «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», сейчас они подписывают соглашение об управлении судами, о строительстве СПГ-терминалов и даже электростанции в Китае, которые будут работать на российском газе», - отмечает Игорь Юшков.

Постепенно с японцами может быть выстроена такая же схема. Например, японские компании войдут в проект «Арктик СПГ-2» и перегрузочный терминал на Камчатке, а российские компании примут участие в строительстве регазификационного терминала и газовых электростанций в Японии. Эксперт называет эти направления сотрудничества ключевыми, так как инвестиции в возобновляемую энергетику и водородные проекты гораздо меньше.

Но они так же достаточно важны для РФ, добавляет Юшков, так как нам важно привлечь японские технологии и их опыт в этой сфере. Стоит отметить, что именно проектам на водороде пророчат со временем ключевое значение для мировой энергетики. И хотя, по мнению эксперта, перспективы водородной энергетики пока выглядят спорно, российским компаниям важно наращивать здесь свои компетенции.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 28.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики