Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уход Neste подтвердил изменение "правил игры" на топливном рынке РФ

Уход Neste подтвердил изменение "правил игры" на топливном рынке РФ

Решение компании Neste продать свой заправочный бизнес компании «Татнефть» и уйти из России не связано с событиями на отечественном топливном рынке – считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. 

Уход Neste не имеет отношения к регулированию цен на бензин в России

Напомним, что финны из Neste решили продать свои 75 АЗС в России компании «Татнефть» и свернуть работу в нашей стране. Это связано с желанием данной финской компании сосредоточиться на «стратегических проектах» и не распыляться на частности.

Другой вопрос, что это событие, по крайней мере – по времени, коррелирует с последними изменениями на российском топливном рынке, которые связаны с мерами правительства РФ по поддержанию стабильных розничных цен на бензин. Ведь реализация в нашей стране налогового маневра привела к тому, что в России появился риск внутреннего дефицита нефти и, соответственно, явный драйвер роста цен на топливо.

Сейчас все это купируется путем «ручного управления», в результате чего, пострадали частные заправки, которые в отличие от ВИНК – вертикально интегрированных компаний, включающих в себя весь цикл производства топлива, подчас не имеют возможности брать с потребителя ту норму прибыли при продаже топлива, что нужна им для нормального функционирования такого бизнеса.

Neste является знаковой компанией для северо-запада России, которая появилась у нас в начале девяностых – первой из западных топливных франшиз, и продавала на российском рынке высокооктановый бензин. Он тогда почти не производился российскими НПЗ. 

«Никакого отношения к современным процессам на отечественном топливном рынке эта сделка не имеет. Она начала обговариваться давно и просто только сейчас пришла к результату, т.е. к продаже сети заправок Neste компании «Татнефть», - констатирует Аркуша.

По словам Евгения Александровича, сложно говорить о том, что лежит в основе данного решения Neste о продаже своих заправок в России, но то, что это не связано буквально с последствиями налогового маневра в России, можно говорить наверняка.

«Эта коммерческая история тянется с прошлого года и не является новинкой для нашего топливного рынка», - резюмирует Аркуша.

В России идет ослабление позиций частных АЗС

С другой стороны, возникает вопрос, а не говорит ли данный случай о том, что в ближайшем будущем в России «отомрет» большинство частных сетей АЗС, включая и такие крупные иностранные франшизы, как Neste, а топливный рынок останется за ВИНК. Для центральной России – это, наверное, не будет проблемой, а вот если брать отдаленные российские регионы, то это может привести к серьезным рискам. 

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что перед нами косвенное следствие изменений на топливном рынке.

При этом, эти изменения не касаются общих проблем с извлечением прибыли с продажи бензина после решения о налоговом маневре, а связаны с тем, что структура заправочного бизнеса в России значительно изменилась, и больше не может строиться только вокруг топлива.

«ВИНКам работать в России действительно гораздо удобней и проще, чем независимым АЗС. Интересно, что независимые АЗС хоть и продают меньше половины топлива в России, но заправок имеют существенно больше, чем российские ВИНКи», - заключает Юшков.

Как полагает эксперт, это говорит о том, что пропускная способность у заправок ВИНК шире, чем у независимых АЗС, а что касается Neste, то эта финская компания, судя по всему, просто не видит перспектив для своего развития в нашей стране. 

В России изменилась структура АЗС, как коммерческой точки

«Причины этого решения Neste, видимо, банальны – низкая маржинальность и отсутствие перспектив развития. К тому же, в последнее время государство напрямую заходит в топливную отрасль и, по сути своей, диктует компаниям, какой должна быть цена на бензин в России. Это создает особую специфику, которая, естественно, не нравится зарубежным компаниям», - констатирует Юшков.

Сегодня не регулируется стоимость нефти на опте, а регулируются цены в розницу. Вот это, наверное, и стало причиной решения Neste уйти, хотя тот факт, что финны нашли покупателя на свои активы, показывает, что их бизнес в России продолжает оставаться рентабельным.

«Ведь многие независимые АЗС или те заправки, которые входят в небольшие российские сети, также бы с удовольствием продались, но их собственникам никто не дает нормальную цену, а вот финнам дали, и это говорит о многом», - резюмирует Юшков.

Игорь Валерьевич отмечает, что тот, кто сегодня может уйти с рынка АЗС, уходит, поскольку непонятно, что будет в России с топливным рынком дальше, учитывая активное государственное регулирование розничных цен на бензин и другие нефтепродукты. 

«Если маржинальность продажи бензина будет падать и дальше, то привлекательность данного рынка также уменьшится. И перед любым игроком сегодня стоит выбор, либо он закрывается, либо, наоборот, развивается и создает из своей АЗС многотоварные комплексы. Не только топливо продавать, но и сопутствующие товары, да и продукты питания вместе, и это обязательно, с кофе», - заключает Юшков.

Это означает серьезные вложения в АЗС, а финны не захотели хотели этого делать. Ведь сейчас без продажи кофе на заправках выжить очень сложно, в результате чего, данный напиток стал на АЗС даже более маржинальным товаром, чем само топливо.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 05.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики