Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дальний Восток получит снижение цен на бензин за счет железной дороги и резервов

Дальний Восток получит снижение цен на бензин за счет железной дороги и резервов

Предложения Российского топливного союза по улучшению ситуации с топливом на Дальнем Востоке нужно рассматривать с учетом приоритетов правительства. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"По всей России утвержденные правительством нововведения в нефтяной отрасли улучшили ситуацию с ценами и наличием топлива, но лишь на Дальнем Востоке они не сработали. Компенсации производителям бензина и солярки привели к тому, что в РФ больше нет дефицита, а также нет необходимости повышать стоимость нефтепродуктов, чтобы компенсировать недополученные прибыли от экспорта. Но специфика дальневосточных областей отличается от остальных регионов страны.

В частности, там всего два нефтеперерабатывающих завода, которые при этом нужно останавливать на плановый ремонт и обслуживание. То есть край сталкивается с дефицитом топлива. Везти его из других субъектов РФ нерентабельно, а дефицит повышает отпускные цены. И по сути независимые игроки рынка покупают нефтепродукты дороже, чем их обязывают продавать договоренности. То есть компании несут убытки и находятся на грани закрытия. Это действительно кризисная ситуация", - отмечает эксперт.

Глава Российского топливного союза (РТС объединяет владельцев независимых АЗС по всей России) Евгений Аркуша направил главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолию Голомолзину предложения "по мерам стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов на территории Дальнего Востока". После окончания действия соглашений нефтяников с правительством 30 июня в регионе наблюдается превышение крупнооптовых цен НПЗ и биржи над мелкооптовыми и розничными ценами на дизельное топливо (на 7,3 тыс. руб. за тонну) и бензин (порядка 2,5 тыс. руб. за тонну).

За счет резервов

Аркуша предложил властям использовать запасы топлива Росрезерва для стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. Сейчас ежегодно заменяемые десятки тысяч тонн бензина и дизтоплива из российских резервов реализуются на закрытом аукционе. В итоге эти объемы, как правило, попадают в Минобороны и МЧС. Простые игроки розничного рынка топлива доступа на эти торги не имеют. Аркуша предлагает реализовывать эти объемы на открытом рынке – они снимут дефицит в регионе, исчезнет и "давление" на цены. 

В мае 2018 года антимонопольщики заявляли, уже несколько лет просят профильные министерства выработать четкий механизм, позволяющий быстро продавать топливо из Росрезерва. "ФАС выступает за разработку нормативного акта, который, во-первых, объясняет формирование запасов понятными принципами - с учетом спроса на рынке, объемов производства и т.д. А во-вторых, в нормативе должно быть прописано, к какой дате какой объем запасов наверняка должен быть в наличии", - говорили в ФАС.

"С одной стороны, залежавшееся топливо из резервов может не соответствовать российским стандартам "Евро-5", а значит, по закону его нельзя продавать на АЗС страны. Но здесь правительству стоит расставить приоритеты. Непростая ситуация на Дальнем Востоке может привести к двум сценариям. первый – АЗС начнут массово закрываться из-за нерентабельности, что лишь усугубит топливный кризис в регионе. Как следствие – повысится социальная напряженность, упадут экономические показатели.

Второй вариант не лучше – розничные реализаторы начнут разбавлять продаваемый бензин чем попало, чтобы добиться его рентабельности. Это сразу скажется на состоянии автомобильной и сельскохозяйственной техники в регионе. Потому стоит подумать, не будет ли меньшим злом маневр с резервами, который действительно снимет проблему дефицита? Географические и экономические особенности всегда делали ДФО особенным, почему бы ему не сделать исключение и в вопросе резервов топлива", - подчеркивает специалист.

Тарифные исключения

Другой мерой снятия накопившихся топливных проблем Дальнего Востока Аркуша видит субсидии. Он предлагает создать конкуренцию между производителями нефтепродуктов для нужд региона, стимулируя их за счет снижения железнодорожных тарифов на его поставку в ДФО на 60% или введения дополнительного демпфирующего механизма (компенсации владельцам НПЗ) от 5 тысяч рублей за тонну и выше. Открывшиеся возможности поставок из других регионов ликвидируют дефицит. 

"Вопрос субсидирования перевозок топлива на Дальний Восток поднимается не впервые – он уже не раз звучал в правительстве за последние месяцы. Это тоже один из действенных механизмов, которые могут решить проблему. Даже если субсидии будут прямыми из бюджета, государство потеряет не так много при решении проблемы целого региона. То есть и эксперты, и чиновники этот вариант прорабатывали.

Самое простое решение – разрешить местным продавцам повышать цены. Но такой вариант тут же ударит по карманам местных жителей, а значит, рассматриваться будет в самую последнюю очередь. Зато можно обратить внимание на акцизы, которые сейчас составляют до 60% в цене горючего. Если их снизить, то решится проблема рентабельность для розничных продавцов. А значит, ситуация будет стабилизирована путем недополучения государством части доходов.

То есть варианты решения проблемы есть, и правительству предстоит найти наиболее приемлемый. Причем в этой работе будут задействованы и ФАС, и Минэнерго, и Министерство транспорта. Столь комплексный подход, вероятнее всего, даст наиболее рациональный выход из непростой ситуации", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 06.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики