Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дальний Восток получит снижение цен на бензин за счет железной дороги и резервов

Дальний Восток получит снижение цен на бензин за счет железной дороги и резервов

Предложения Российского топливного союза по улучшению ситуации с топливом на Дальнем Востоке нужно рассматривать с учетом приоритетов правительства. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"По всей России утвержденные правительством нововведения в нефтяной отрасли улучшили ситуацию с ценами и наличием топлива, но лишь на Дальнем Востоке они не сработали. Компенсации производителям бензина и солярки привели к тому, что в РФ больше нет дефицита, а также нет необходимости повышать стоимость нефтепродуктов, чтобы компенсировать недополученные прибыли от экспорта. Но специфика дальневосточных областей отличается от остальных регионов страны.

В частности, там всего два нефтеперерабатывающих завода, которые при этом нужно останавливать на плановый ремонт и обслуживание. То есть край сталкивается с дефицитом топлива. Везти его из других субъектов РФ нерентабельно, а дефицит повышает отпускные цены. И по сути независимые игроки рынка покупают нефтепродукты дороже, чем их обязывают продавать договоренности. То есть компании несут убытки и находятся на грани закрытия. Это действительно кризисная ситуация", - отмечает эксперт.

Глава Российского топливного союза (РТС объединяет владельцев независимых АЗС по всей России) Евгений Аркуша направил главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолию Голомолзину предложения "по мерам стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов на территории Дальнего Востока". После окончания действия соглашений нефтяников с правительством 30 июня в регионе наблюдается превышение крупнооптовых цен НПЗ и биржи над мелкооптовыми и розничными ценами на дизельное топливо (на 7,3 тыс. руб. за тонну) и бензин (порядка 2,5 тыс. руб. за тонну).

За счет резервов

Аркуша предложил властям использовать запасы топлива Росрезерва для стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. Сейчас ежегодно заменяемые десятки тысяч тонн бензина и дизтоплива из российских резервов реализуются на закрытом аукционе. В итоге эти объемы, как правило, попадают в Минобороны и МЧС. Простые игроки розничного рынка топлива доступа на эти торги не имеют. Аркуша предлагает реализовывать эти объемы на открытом рынке – они снимут дефицит в регионе, исчезнет и "давление" на цены. 

В мае 2018 года антимонопольщики заявляли, уже несколько лет просят профильные министерства выработать четкий механизм, позволяющий быстро продавать топливо из Росрезерва. "ФАС выступает за разработку нормативного акта, который, во-первых, объясняет формирование запасов понятными принципами - с учетом спроса на рынке, объемов производства и т.д. А во-вторых, в нормативе должно быть прописано, к какой дате какой объем запасов наверняка должен быть в наличии", - говорили в ФАС.

"С одной стороны, залежавшееся топливо из резервов может не соответствовать российским стандартам "Евро-5", а значит, по закону его нельзя продавать на АЗС страны. Но здесь правительству стоит расставить приоритеты. Непростая ситуация на Дальнем Востоке может привести к двум сценариям. первый – АЗС начнут массово закрываться из-за нерентабельности, что лишь усугубит топливный кризис в регионе. Как следствие – повысится социальная напряженность, упадут экономические показатели.

Второй вариант не лучше – розничные реализаторы начнут разбавлять продаваемый бензин чем попало, чтобы добиться его рентабельности. Это сразу скажется на состоянии автомобильной и сельскохозяйственной техники в регионе. Потому стоит подумать, не будет ли меньшим злом маневр с резервами, который действительно снимет проблему дефицита? Географические и экономические особенности всегда делали ДФО особенным, почему бы ему не сделать исключение и в вопросе резервов топлива", - подчеркивает специалист.

Тарифные исключения

Другой мерой снятия накопившихся топливных проблем Дальнего Востока Аркуша видит субсидии. Он предлагает создать конкуренцию между производителями нефтепродуктов для нужд региона, стимулируя их за счет снижения железнодорожных тарифов на его поставку в ДФО на 60% или введения дополнительного демпфирующего механизма (компенсации владельцам НПЗ) от 5 тысяч рублей за тонну и выше. Открывшиеся возможности поставок из других регионов ликвидируют дефицит. 

"Вопрос субсидирования перевозок топлива на Дальний Восток поднимается не впервые – он уже не раз звучал в правительстве за последние месяцы. Это тоже один из действенных механизмов, которые могут решить проблему. Даже если субсидии будут прямыми из бюджета, государство потеряет не так много при решении проблемы целого региона. То есть и эксперты, и чиновники этот вариант прорабатывали.

Самое простое решение – разрешить местным продавцам повышать цены. Но такой вариант тут же ударит по карманам местных жителей, а значит, рассматриваться будет в самую последнюю очередь. Зато можно обратить внимание на акцизы, которые сейчас составляют до 60% в цене горючего. Если их снизить, то решится проблема рентабельность для розничных продавцов. А значит, ситуация будет стабилизирована путем недополучения государством части доходов.

То есть варианты решения проблемы есть, и правительству предстоит найти наиболее приемлемый. Причем в этой работе будут задействованы и ФАС, и Минэнерго, и Министерство транспорта. Столь комплексный подход, вероятнее всего, даст наиболее рациональный выход из непростой ситуации", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 06.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики