Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубный занавес

Трубный занавес

Когда 60 с лишним лет назад в Фултоне Уинстон Черчилль провозглашал начало «холодной войны» с Советским Союзом, он использовал образ, ставший на десятилетия вперед символом отношений между капиталистическими странами и социалистическим лагерем, - «железный занавес». Хотя бывший британский премьер, несомненно, подразумевал под «железным занавесом» некий умозрительный набор политических и экономических мер, эта абстракция с успехом воплотилась в широкую гамму вполне реальных вещественных объектов - от Берлинской стены до укрепленных всеми мыслимыми и немыслимыми средствами государственных границ. Недаром символом падения «железного занавеса» стали не многочисленные договоры о нормализации отношений, не улыбки и рукопожатия политиков из противоборствующих лагерей, а именно разрушение материального воплощения этого самого занавеса - Берлинской стены.

Сегодня многие аналитики поговаривают о начале новой «холодной войны». Пожалуй, это все-таки преувеличение. Но, что примечательно, уже обозначился новый символ разногласий и соперничества между Россией и некоторыми странами Запада. Теперь это не бетонная стена и не ощерившийся колючей проволокой пограничный рубеж. Ныне эту роль играют... трубопроводы. Именно маршруты доставки на мировой рынок углеводородного сырья стали сегодня и одной из причин, и в то же время заложниками ухудшения отношений между недавними если не союзниками, то партнерами. США и ряд государств ЕС прилагают большие усилия к тому, чтобы создать своеобразный «трубный занавес» вокруг России, то есть «закрутить» в обход ее территории основные потоки нефти и газа. Наша страна, в свою очередь, наносит противнику то хук справа (торя путь в Северную Европу при помощи газопровода Nord Stream), то слева (пробиваясь на рынки Южной Европы за счет сооружения нефтепровода Бургас - Александруполис). У кого больше шансов выиграть в этой новой геополитической игре? Чтобы ответить на этот вопрос, журнал «Нефть России» обратился в этом номере к теме транспортировки углеводородного сырья и с помощью своих авторов попытался выяснить, насколько способна наша страна предотвратить создание вокруг себя своеобразного «трубного занавеса»?

По мнению генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в Европе сейчас идет активное внедрение в сознание граждан мысли о том, что именно Россия - основной источник угрозы для европейской энергобезопасности. А потому ее энергично пытаются вытолкнуть с этого рынка под лозунгом «диверсификации поставщиков». Россия, в свою очередь, пытается отвечать тем же «оружием» - диверсификацией, но уже рынков сбыта, в частности тиражируя тезис о возможности строительства нефте - и газопроводов в Китай и дальше на Восток. Какая-либо победа в этом противоборстве, как считает наш автор, по определению недостижима. Реален лишь временный выигрыш одной из сторон (см. статью "На «западном фронте» - переменные успехи...").

Как известно, в качестве некоего подобия «мирного соглашения», призванного избежать развязывания «трубопроводных войн», Европа предлагает России Транзитный протокол к Энергетической хартии. Но многие специалисты склонны видеть в нем скорее акт капитуляции, нежели равноправный договор, поэтому РФ до сих пор его не подписала, впрочем как и саму Хартию. "Кок мне представляется, оба эти документа в их нынешнем виде для нашей страны абсолютно неприемлемы. Возможны, конечно, варианты. Но если они, в конце концов, ток и не будут выработаны, то нам останется только вспомнить о так называемом американском подходе: в Вашингтоне даже не рассматривают те договоры, которые могут оказаться не то что невыгодными, но просто малоинтересными для этой страны. И ничего, все сходит с рук...", - отмечает аналитик ИГ «Университет» Ирина Мелихова (см. круглый стол с участием ведущих нефтегазовых аналитиков - "Трубами, танкерами, цистернами...").

Кстати говоря, пример США весьма показателен. Уж кто-кто, а они умеют отстаивать свои интересы... И особенно ярко это проявляется именно в попытках возведения «трубного занавеса» вокруг России. Казалось бы, Вашингтон должен мало интересоваться путями транспортировки наших углеводородов на европейский рынок, но он не только проявляет к данной теме глубочайший интерес, но и стремится играть в этом концерте первую скрипку. Так, США и страны ЕС в последнее время активизировали работу с государствами региона Каспийского моря, склоняя их к строительству новых трубопроводов и расширению существующей сети для доставки энергоносителей в обход России по дну Каспийского и Черного морей на Украину и в Европу. По замыслу американцев, реализация данных проектов не только понизит значение строящегося Северо-Европейского газопровода, но и создаст российской стороне серьезную конкуренцию на рынке энергоносителей (подробнее об этом см. в статье Дмитрия Завьялова «Диверсификация трубы»). Не надо быть глубоким аналитиком, чтобы углядеть за этой игрой скорее политические, чем чисто экономические мотивы.

Впрочем, у России имеется много своих козырей. И это не только новые трубопроводные проекты (включая озвученные по итогам недавнего визита Владимира Путина в Казахстан и Туркменистан), но и развитие других видов транспортировки углеводородов. Так, после многолетнего упадка вновь начинает возрождаться отечественное судостроение. Президент РФ недавно подписал Указ о создании «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), которая призвана стать мощным локомотивом для всей отрасли. Сооружение новых танкеров, газовозов, морских платформ позволит нашей стране укрепить энергетическую безопасность и еще более диверсифицировать маршруты поставок своих углеводородов на мировой рынок (см. на эту тему статьи Александра Андреева «Свистать всех наверх» и Руслана Гайсина «Возвращение в Мировой океан»).

Не дремлют и отечественные железнодорожники. Как отмечает в интервью нашему изданию заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко, в течение последних лет под влиянием благоприятной конъюнктуры международного и российского рынков нефти и нефтепродуктов наблюдается устойчивый рост перевозок этих товаров по железной дороге.

Однако в сфере транспортировки углеводородов не все так безоблачно, как кажется. И если зарубежных недоброжелателей мы пока обыгрываем по очкам, то со своими традиционными внутренними проблемами России справиться куда труднее. В частности, одним из препятствий в деле развития трубопроводных систем является отсутствие Закона «О трубопроводном транспорте», проект которого из-за постоянной волокиты и непонятной подковерной борьбы вот уже восемь лет как приведение блуждает по коридорам Государственной Думы, никак не обретая реальную плоть (см. статью Бориса Рубашкина «Трубопровод без просвета»).

Впрочем, так ли важна для России победа в «трубопроводной войне»? По сути, она может оказаться пирровой, ибо лишь закрепит сырьевую ориентацию отечественной экономики. На такую опасность указывают очень многие эксперты. Как избежать такого развития событий? Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края (удаленного как от европейских, так и от азиатских рынков на многие тысячи километров), дает такой рецепт: надо производить на экспорт только такую продукцию, в которой доля затрат на транспортировку не превышает 5-10%. Прежде всего, это инновационные технологии и уже переработанное сырье (см. интервью "Наращивая «экономические мускулы»).

Таким образом, Россия пока с успехом разрушает любые участки «трубной стены», которые пытаются возвести идеологи новой «холодной войны». Но, главное, чтобы эта игра не затянула ее полностью. Труба должна служить дорогой не только к потребителю углеводородов, но и к развитию самой России. Только в случае укрепления ее экономического потенциала стране не будут страшны никакие нападки оппонентов и сооружение любых преград на ее пути потеряет всяческий смысл.

Автор: Валерий АНДРИАНОВ

Источник: «Нефть России» Дата: 07.06.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики