Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговые льготы для месторождений Арктики привлекут в РФ инвестиции и технологии

Налоговые льготы для месторождений Арктики привлекут в РФ инвестиции и технологии

Значительные льготы на развитие кластера из четырех месторождений в Арктике обернутся мультипликативным эффектом для российской экономики. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Компании, создающие совместное предприятие для реализации проекта арктического кластера, обратились к российским властям с просьбой о господдержке. Они готовы создать единый арктический кластер из четырех месторождений с общими ресурсами 1,9 млрд тонн нефти - принадлежащих "Роснефти" Тагульского, Сузунского, Лодочного месторождений и Пайяхского месторождения "Нефтегазхолдинга", но им требуется помощь в виде крупных налоговых льгот. Которую они, вероятнее всего, получат.

"Если Россия начала развитие крупных месторождений, добыча углеводородов на которых затруднена, то без серьезных налоговых послаблений не обойтись, - отмечает аналитик. – И речь идет не только об Арктике, где работа будет вестись в крайне суровых климатических условиях, а, к примеру, и обводненных месторождениях. В таких проектах приходится задействовать специализированное оборудование, которое требуется заказать и купить. И такие вложения должны окупаться, иначе работа не имеет смысла.

Налоги в принципе должны быть невысокими, чтобы давать возможность бизнесу развиваться. Это всегда дает мультипликативный эффект Нефтедобывающее предприятие размещает заказы для исполнителей соседних отраслей, что создает рабочие места, развивает технологии. Идея исследования новых способов добычи нефти не имеет смысла без разработки новых месторождений, где приходится задействовать инженерную мысль. Потому налоговые льготы просто необходимы".

Перспективный кластер

Проект арктического кластера предполагает соединение четырех крупных месторождений одним нефтепроводом, с которого в будущем можно будет отправлять до 100 млн тонн нефти в год на экспорт по Северному морскому пути в Европу и Азию. Президент России Владимир Путин во время послания Федеральному собранию указывал, что к 2025 году Севморпуть необходимо сделать "глобальной конкурентной транзитной артерией", увеличив его грузопоток в десять раз. 

"Нефтегазхолдинг" в марте обращался к курирующему Арктику вице-премьеру Юрию Трутневу с просьбой о новых мерах господдержки. Компания просила полностью освободить Пайяху от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), ввести для проекта налоговый вычет на геологоразведочные работы. А также поддержать из бюджета строительство международного пункта пропуска в бухте Север, профинансировать дноуглубительные работы в акватории, обеспечить госрегулирование тарифов на проход ледоколов от порта.

"Эти просьбы вполне правомерны и могут быть рассмотрены, но есть один нюанс. В России так и не введен единый налоговый режим, что часто порождает определенные вопросы со стороны игроков рынка. В частности, когда одни компании получают льготы, а другие в аналогичной ситуации сталкиваются с отказом. Такая история была, когда "Роснефть" получила льготы по НДПИ для Сухановского месторождения, а просьбы "Газпромнефти", "Сургутнефтегаза" и "Лукойла" в аналогичных преференциях для своих месторождений отклонили.

Но в целом идея льгот здравая – страна, развивающая Северный морской путь, не может добиться успеха без специальных послаблений для бизнеса. К этим проектам привязано строительство российских ледоколов, развитие атомной энергетики, арктической инфраструктуры. Если власти забирают максимум у добывающих предприятий, средств на новые проекты и технологии не останется. Мультипликативный эффект даст результат куда больший", - считает специалист.

Иностранные инвестиции

С просьбой о льготах компании обратились к президенту РФ Владимиру Путину весной, тот одобрил поддержку их совместного проекта. Пока правительство думает над формой налогового субсидирования. По одной из версий, совместному предприятию "Роснефти" и "Нефтегазхолдинга" могут снизить НДПИ на 85% для новых месторождений кластера. Другой вариант – прорабатывается возможность обнулить НДПИ и налог на прибыль для этих месторождений, пока совместное предприятие не выйдет на норму доходности 17,3%. 

Само СП еще не создано, рассматриваются различные варианты - с привлечением финансового партнера и без него. Первоначальные инвестиции в проект и начало добычи нефти должны составить $10 млрд. "Роснефть" и "Нефтегазхолдинг" прорабатывали вопрос включения в проект иностранных партнеров – предложения направлялись потенциальным инвесторам Японии и Китая. Однако, насколько известно, возможные партнеры из этих стран отнеслись к предложению довольно прохладно.

"Арктические проекты в силу своей сложности и климатических особенностей очень дорогие, потому иностранные инвесторы обычно ждут, когда российские компании предложат им максимально выгодные условия. Зарубежные компании обычно дают скрытый сигнал: мы войдем в проект, если российские участники добьются серьезных льгот. Именно так случилось с арктическими инициативами "Новатэка". "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ" получили инвесторов лишь когда руководство РФ вынесло решение о налоговых послаблениях.

Потому чем больше льгот, тем выше шансы на приход иностранного капитала. Логику Минфина России, стремящегося как можно больше доходов получить здесь и сейчас, понять можно. Однако отложенные экономические эффекты дадут России куда большую пользу, если задействовать специальные налоговые режимы", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 10.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики