Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на топливо в России сдержит новый принцип регулирования

Цены на топливо в России сдержит новый принцип регулирования

После отмены соглашения о заморозке цен на бензин и дизель в оптовом сегменте, цены на топливо в пределах инфляции должен будет удерживать скорректированный демпфирующий механизм. Но как считают эксперты, для развития нефтепереработки в будущем нам предстоит модернизировать налоговую политику, иначе повышательной динамики роста цен избежать не удастся. 

Корректировка демпфирующего механизма

Законопроект о корректировке демпфирующего механизма на бензин и дизель внесен в Госдуму. В пояснительной записке к документу говорится, что целью корректировок является донастройка действующего механизма стабилизации цен с целью снижения давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты.

Законопроект предполагает также введение демпфера на авиакеросин и изменение формулы НДПИ. Одновременно размер компенсации НПЗ из бюджета разницы между фактической и условной ценой в 2019 году увеличивается с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизельного топлива. Кроме того, предусматрен дополнительный демпфер в 2 тысячи рублей на тонну для Дальнего Востока.

«Подобные меры нужны именно сейчас, так как скоро у нас начнется сбор урожая. Рост цен на топливо вызвал бы общественное недовольство, тема социально чувствительная, по ней поднимался и вопрос на прямой линии Путина с населением, Медведев говорил недавно на этот счет по поводу Дальнего Востока. Но я глубоко убежден, что текущие меры нельзя рассматривать в качестве долгосрочного решения, которое один раз приняли, и оно продолжит работать долгие годы.

Сохраняется уровень напряженности в треугольнике между компаниями, правительством и потребителями. Текущие поправки в демпфер действительно увеличат выплаты из бюджета за поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Улучшится и ситуация с авиакеросином, где напрямую авиакомпаниям будут компенсировать издержки при цене на нефть выше 70 долларов за баррель. Проблема в том, что все эти компенсации берутся из тех доходов, которые бюджет получает, обкладывая налогами нефтегазовые компании.

Одной рукой правительство дает из своего кармана деньги нефтяникам, а другой забирает. Если такой подход будет использован не как временное решение, а на протяжении многих лет, то у компаний пропадет всякий смысл инвестировать в нефтепереработку в России и в розничный бизнес. Какой смысл этим заниматься, если все в итоге оборачивается дополнительной социальной нагрузкой», - отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Изменение налоговой политики для модернизации НПЗ

Демпфирующий механизм был придуман в прошлом году. Как объяснил нам ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, его логика заключается в том, что при снижении прибылей от продажи топлива на внутреннем рынке, государство компенсирует издержки компаниям. Если же цены на внутренний рынок оказываются значительно выгоднее экспорта, то наоборот компании выплачивают государству дополнительные деньги.

Доработанный демпфирующий механизм должен прийти на смену соглашению нефтяников, Минэнерго и ФАС по стабилизации рынка топлива, срок действия которого закончился первого июля. В том соглашении были оговорены объемы и цены оптовых поставок, причем в нем гарантировалось, что цены на топливо за 2019 год плавно вырастут на 4-4,6%. 

«Нашему правительству необходимо все эти вопросы в перспективе заново осмыслить и либо все-таки скорректировать налоговую политику и сделать ее менее жесткой в отношении нефтяных компаний, либо на каком-то этапе предстоит согласовывать рост цен на бензин. Конечно, населению это не нравится, но все же цены на топливо у нас существенно ниже, чем на экспортных рынках, на той же Украине или Турции.

Многие приводят в пример Казахстан, где цены на топливо немного меньше, но там и акциз существенно ниже, так как в стране другая налоговая политика. Скорее всего, на каком-то этапе в Казахстане также начнут повышать налоги в отрасли, так как расходы бюджета у страны остаются существенными. Подводя итоги, нужно отметить, что на текущий момент демпфер поможет стабилизировать ситуацию на рынке.

Но если мы говорим о перспективе на несколько лет вперед и при этом заинтересованы в том, чтобы у нас развивалась нефтепереработка, заправки были современными, а бензин качественным, нам все-таки придется либо соглашаться на повышательную динамику роста цен, либо модернизировать налоговую политику. Я думаю, что последний вариант выглядит наиболее разумным», - резюмирует Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 13.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики