Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на топливо в России сдержит новый принцип регулирования

Цены на топливо в России сдержит новый принцип регулирования

После отмены соглашения о заморозке цен на бензин и дизель в оптовом сегменте, цены на топливо в пределах инфляции должен будет удерживать скорректированный демпфирующий механизм. Но как считают эксперты, для развития нефтепереработки в будущем нам предстоит модернизировать налоговую политику, иначе повышательной динамики роста цен избежать не удастся. 

Корректировка демпфирующего механизма

Законопроект о корректировке демпфирующего механизма на бензин и дизель внесен в Госдуму. В пояснительной записке к документу говорится, что целью корректировок является донастройка действующего механизма стабилизации цен с целью снижения давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты.

Законопроект предполагает также введение демпфера на авиакеросин и изменение формулы НДПИ. Одновременно размер компенсации НПЗ из бюджета разницы между фактической и условной ценой в 2019 году увеличивается с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизельного топлива. Кроме того, предусматрен дополнительный демпфер в 2 тысячи рублей на тонну для Дальнего Востока.

«Подобные меры нужны именно сейчас, так как скоро у нас начнется сбор урожая. Рост цен на топливо вызвал бы общественное недовольство, тема социально чувствительная, по ней поднимался и вопрос на прямой линии Путина с населением, Медведев говорил недавно на этот счет по поводу Дальнего Востока. Но я глубоко убежден, что текущие меры нельзя рассматривать в качестве долгосрочного решения, которое один раз приняли, и оно продолжит работать долгие годы.

Сохраняется уровень напряженности в треугольнике между компаниями, правительством и потребителями. Текущие поправки в демпфер действительно увеличат выплаты из бюджета за поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Улучшится и ситуация с авиакеросином, где напрямую авиакомпаниям будут компенсировать издержки при цене на нефть выше 70 долларов за баррель. Проблема в том, что все эти компенсации берутся из тех доходов, которые бюджет получает, обкладывая налогами нефтегазовые компании.

Одной рукой правительство дает из своего кармана деньги нефтяникам, а другой забирает. Если такой подход будет использован не как временное решение, а на протяжении многих лет, то у компаний пропадет всякий смысл инвестировать в нефтепереработку в России и в розничный бизнес. Какой смысл этим заниматься, если все в итоге оборачивается дополнительной социальной нагрузкой», - отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Изменение налоговой политики для модернизации НПЗ

Демпфирующий механизм был придуман в прошлом году. Как объяснил нам ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, его логика заключается в том, что при снижении прибылей от продажи топлива на внутреннем рынке, государство компенсирует издержки компаниям. Если же цены на внутренний рынок оказываются значительно выгоднее экспорта, то наоборот компании выплачивают государству дополнительные деньги.

Доработанный демпфирующий механизм должен прийти на смену соглашению нефтяников, Минэнерго и ФАС по стабилизации рынка топлива, срок действия которого закончился первого июля. В том соглашении были оговорены объемы и цены оптовых поставок, причем в нем гарантировалось, что цены на топливо за 2019 год плавно вырастут на 4-4,6%. 

«Нашему правительству необходимо все эти вопросы в перспективе заново осмыслить и либо все-таки скорректировать налоговую политику и сделать ее менее жесткой в отношении нефтяных компаний, либо на каком-то этапе предстоит согласовывать рост цен на бензин. Конечно, населению это не нравится, но все же цены на топливо у нас существенно ниже, чем на экспортных рынках, на той же Украине или Турции.

Многие приводят в пример Казахстан, где цены на топливо немного меньше, но там и акциз существенно ниже, так как в стране другая налоговая политика. Скорее всего, на каком-то этапе в Казахстане также начнут повышать налоги в отрасли, так как расходы бюджета у страны остаются существенными. Подводя итоги, нужно отметить, что на текущий момент демпфер поможет стабилизировать ситуацию на рынке.

Но если мы говорим о перспективе на несколько лет вперед и при этом заинтересованы в том, чтобы у нас развивалась нефтепереработка, заправки были современными, а бензин качественным, нам все-таки придется либо соглашаться на повышательную динамику роста цен, либо модернизировать налоговую политику. Я думаю, что последний вариант выглядит наиболее разумным», - резюмирует Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 13.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики