Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Лучше заниматься развитием технологий, чем сидеть и ждать, когда упадут цены на нефть»

«Лучше заниматься развитием технологий, чем сидеть и ждать, когда упадут цены на нефть»

Компания «Роснефть» предложила освоения арктических месторождений - «Восток ойл», который предполагает строительство морских терминалов с перевалкой до 100 млн тонн в год. Будет построено 5500 км трубопроводов, аэропорты, линии электропередачи и т. д. Инвестиции компаний составят от 5 до 8,5 трлн руб. По сути, речь идет о создании целого региона. При этом компания просит у государства налоговые преференции, которые оценили в 2,6 триллиона рублей. Что даст реализация столь масштабного проекта экономике России и стоит ли федерации вкладывать в него средства — об этом «ФедералПресс» поговорил с ведущим экспертом Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станиславом Митраховичем.

«На ситуацию можно посмотреть с двух сторон: с точки зрения Минфина РФ, которого заботят расходы федерального бюджета, и с позиции тех компаний, которые планируют реализовывать этот проект. «Роснефть» говорит не просто о развитии месторождений, а о создании целого региона нефтегазодобычи. В проект компания планирует вложить собственные средства. Плюс привлечь инвестиции партнеров. Это будет сопряжено с развитием «Северного морского пути», новых технологий, с загрузкой научно-технических институтов и вместо просиживания штанов люди будут заниматься инновациями. Таким образом, создается мультипликативный эффект для других сегментов экономики и общего научно-технического развития России. Поэтому инвестиции в проект – это не просто потраченные деньги, а вложения в будущее.

Вообще логика «Роснефти», которая говорит: «Мы хотим развивать технологии, осваивать Арктику, но нам нужны налоговые льготы», понятна и оправдана. Более того, в России уже есть примеры того, как это успешно можно применять. Достаточно вспомнить проекты «Новатэка» — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», который подается не просто как способ освоить месторождения Ямала, но как способ развития российских технологий, импортозамещения. Они обещают, например, создать российскую технологию крупнотоннажного сжижения газа и планируют загружать заказами судоверфь «Звезда», которая без этого проекта вообще не была бы, наверное, так востребована. «Роснефть» с проектом «Восток ойл» в принципе делает то же самое. Надо загрузить «Севморпуть», тем более, что президент лично дал указание. Если это будет сделано, то у нас будут заказы и на ледоколы, и на атомную энергетику, и на все остальное.

Вообще мне кажется более правильной стратегия развития технологий вместо того, чтобы сидеть и ждать, что потом когда-нибудь нефть упадет в цене и бюджет возместит нам потери за счет каких-нибудь накопленных резервов. Лучше зарабатывать сейчас, а не ждать, что через десять лет нефть будет стоить 30 долларов за баррель. Она может и 200 долларов стоить, никто не может предугадать, вдруг война будет на Ближнем Востоке, а это, кстати, совершенно не исключенный сценарий.

Что касается бюджетных средств, то если уж государство взяло курс на развитие Арктики, о чем говорится на всех значимых мероприятиях, то оно могло бы пожертвовать выпадающими доходами ради будущего всей нефтедобывающей отрасли». 

Автор: Юлия Литвиненко

Источник: ФедералПресс, 18.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики