Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Лучше заниматься развитием технологий, чем сидеть и ждать, когда упадут цены на нефть»

«Лучше заниматься развитием технологий, чем сидеть и ждать, когда упадут цены на нефть»

Компания «Роснефть» предложила освоения арктических месторождений - «Восток ойл», который предполагает строительство морских терминалов с перевалкой до 100 млн тонн в год. Будет построено 5500 км трубопроводов, аэропорты, линии электропередачи и т. д. Инвестиции компаний составят от 5 до 8,5 трлн руб. По сути, речь идет о создании целого региона. При этом компания просит у государства налоговые преференции, которые оценили в 2,6 триллиона рублей. Что даст реализация столь масштабного проекта экономике России и стоит ли федерации вкладывать в него средства — об этом «ФедералПресс» поговорил с ведущим экспертом Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станиславом Митраховичем.

«На ситуацию можно посмотреть с двух сторон: с точки зрения Минфина РФ, которого заботят расходы федерального бюджета, и с позиции тех компаний, которые планируют реализовывать этот проект. «Роснефть» говорит не просто о развитии месторождений, а о создании целого региона нефтегазодобычи. В проект компания планирует вложить собственные средства. Плюс привлечь инвестиции партнеров. Это будет сопряжено с развитием «Северного морского пути», новых технологий, с загрузкой научно-технических институтов и вместо просиживания штанов люди будут заниматься инновациями. Таким образом, создается мультипликативный эффект для других сегментов экономики и общего научно-технического развития России. Поэтому инвестиции в проект – это не просто потраченные деньги, а вложения в будущее.

Вообще логика «Роснефти», которая говорит: «Мы хотим развивать технологии, осваивать Арктику, но нам нужны налоговые льготы», понятна и оправдана. Более того, в России уже есть примеры того, как это успешно можно применять. Достаточно вспомнить проекты «Новатэка» — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», который подается не просто как способ освоить месторождения Ямала, но как способ развития российских технологий, импортозамещения. Они обещают, например, создать российскую технологию крупнотоннажного сжижения газа и планируют загружать заказами судоверфь «Звезда», которая без этого проекта вообще не была бы, наверное, так востребована. «Роснефть» с проектом «Восток ойл» в принципе делает то же самое. Надо загрузить «Севморпуть», тем более, что президент лично дал указание. Если это будет сделано, то у нас будут заказы и на ледоколы, и на атомную энергетику, и на все остальное.

Вообще мне кажется более правильной стратегия развития технологий вместо того, чтобы сидеть и ждать, что потом когда-нибудь нефть упадет в цене и бюджет возместит нам потери за счет каких-нибудь накопленных резервов. Лучше зарабатывать сейчас, а не ждать, что через десять лет нефть будет стоить 30 долларов за баррель. Она может и 200 долларов стоить, никто не может предугадать, вдруг война будет на Ближнем Востоке, а это, кстати, совершенно не исключенный сценарий.

Что касается бюджетных средств, то если уж государство взяло курс на развитие Арктики, о чем говорится на всех значимых мероприятиях, то оно могло бы пожертвовать выпадающими доходами ради будущего всей нефтедобывающей отрасли». 

Автор: Юлия Литвиненко

Источник: ФедералПресс, 18.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики