Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Позиция Дании по "Северному потоку-2" разбивается об аргумент России по "Северному потоку-1"

Позиция Дании по "Северному потоку-2" разбивается об аргумент России по "Северному потоку-1"

Политизированная позиция по проекту газопровода «Северный поток-2» может привести Данию в суд, где Россия прибегнет к аргументу «Северного потока-1», считают эксперты. Первый проект в штатном режиме работает уже несколько лет и не нарушает экосистему акватории Дании, никаких претензий со стороны других стран также не звучало. У Дании просто нет поводов для отказа. 

Политизированная позиция Дании по "Северному потоку-2"

Дания заняла политизированную позицию по проекту газопровода «Северный поток-2» и медлит с выдачей разрешения на прокладку трубопровода в своей исключительной экономической зоне, отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, такой шаг идет вразрез с принципами международного морского права, позволяющими сооружать объекты энергетической инфраструктуры в акваториях.

«В Дании действительно сохраняется проблема с проектом «Северный поток-2», так как ранее там был принят закон, который в отличии от других стран теперь требует согласия парламента для прокладки трубопровода. Вопрос имеет политическую подоплеку. Скорее всего, позиция Дании отличается от других европейских стран, потому что датские компании и государство активно не участвуют в реализации проекта.

Они даже не потребляют российский газ, предпочитая покупать его у Норвегии. Германия или Австрия считаются главными бенефициарами проекта, потому что газ из «Северного потока-2» будет способствовать развитию их промышленности.

Они готовы отстаивать газопровод на международной арене, но у Дании такого интереса нет, и она начинает придумывать различные предлоги по остановке или торможению проекта, в том числе в части экологии и охраны окружающей среды. Осложняет ситуацию новый закон Дании, согласно которому решение по трубе должно принимать не правительство, а парламент», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.

Задержать строительство «Северного потока-2» не личная инициатива датских властей, на них серьезно давят США, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Изначально Копенгаген собирался выдать разрешение, так как нет никаких оснований придраться к проекту. И первая заявка «Газпрома» на прокладку трубопровода содержала тот же самый маршрут, который одобряла сама Дания при строительстве «Северного потока-1». 

Перспективы суда ЕС для Дании 

По словам эксперта, датчане сами признали, что этот маршрут наиболее экологичен и безопасен. «Северный поток-1» был проложен и введен в эксплуатацию, за ним уже годами ведется наблюдение. Результаты показывают, что подобные газопроводы в принципе не наносят какого-либо ущерба в принципе. Именно американцы настояли на изменении законодательства Дании, согласно которому газопровод следует рассматривать не только с точки зрения экологии, но и с учетом вопросов нацбезопасности, что звучит довольно абсурдно.

«Американцы активно поднимают вопрос остановки «Северного потока-2» и датчане здесь пошли у них на поводу. Интерес США вполне понятен, «Северный поток-2» является конкурентом американским СПГ-проектам. Есть и ряд сил в Европе, которые недовольны прокладкой этого газопровода, в том числе восточные страны во главе с Польшей. Запуск «Северного потока-2» принесет им убытки в случае прекращения прокачки газа через ГТС Украины в пользу нового маршрута.

Политические факторы здесь имеют место, и они оказывают серьезное влияние на конечную позицию датских властей. Ситуация находится в подвешенном состоянии, что даже сильнее осложняет работу, чем отказ. Строительство «Северного потока-2» переходит в заключительную фазу. К декабрю 2019 года все монтажные работы должны быть закончены и начаться техническая прогонка газа по трубе.

Судя по всему, произойдет задержка, и запуск проекта случится в начала 2020 года. Можно проблему решить, обойти территориальные воды Дании, но тогда произойдет небольшое удорожание проекта. Плюс технически предстоит прорабатывать маршрут, исследовать дно, чтобы все было безопасно, согласовать изменения с партнерами. На все это потребуются дополнительные усилия и время», - объясняет Николай Топорнин.

В то же время юристы компании Bech-Bruun, представляющей интересы проекта «Северный поток-2», уведомили Копенгаген о возможных последствиях. Если в кратчайшие сроки не будут выданы необходимые разрешения на прокладку газопровода, датские власти вынуждены будут отвечать в суде. И в отсутствии аргументов вероятность проигрыша в суде ЕС для Копенгагена очень велика. В итоге Дания вынуждена будет компенсировать задержку проекта.

Если говорить о размере компенсаций, которые может выплатить Дания, то они зависят от понесенного ущерба. Как ранее объяснил нам директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, ущерб всегда состоит из совокупности издержек, которые понесут участники проекта. Другими словами, чем дольше датчане тянут с выдачей разрешения, тем выше будет сумма, которую им предъявят в качестве убытков. В итоге речь может идти о миллиардах долларов.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 18.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики