Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Позиция Дании по "Северному потоку-2" разбивается об аргумент России по "Северному потоку-1"

Позиция Дании по "Северному потоку-2" разбивается об аргумент России по "Северному потоку-1"

Политизированная позиция по проекту газопровода «Северный поток-2» может привести Данию в суд, где Россия прибегнет к аргументу «Северного потока-1», считают эксперты. Первый проект в штатном режиме работает уже несколько лет и не нарушает экосистему акватории Дании, никаких претензий со стороны других стран также не звучало. У Дании просто нет поводов для отказа. 

Политизированная позиция Дании по "Северному потоку-2"

Дания заняла политизированную позицию по проекту газопровода «Северный поток-2» и медлит с выдачей разрешения на прокладку трубопровода в своей исключительной экономической зоне, отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, такой шаг идет вразрез с принципами международного морского права, позволяющими сооружать объекты энергетической инфраструктуры в акваториях.

«В Дании действительно сохраняется проблема с проектом «Северный поток-2», так как ранее там был принят закон, который в отличии от других стран теперь требует согласия парламента для прокладки трубопровода. Вопрос имеет политическую подоплеку. Скорее всего, позиция Дании отличается от других европейских стран, потому что датские компании и государство активно не участвуют в реализации проекта.

Они даже не потребляют российский газ, предпочитая покупать его у Норвегии. Германия или Австрия считаются главными бенефициарами проекта, потому что газ из «Северного потока-2» будет способствовать развитию их промышленности.

Они готовы отстаивать газопровод на международной арене, но у Дании такого интереса нет, и она начинает придумывать различные предлоги по остановке или торможению проекта, в том числе в части экологии и охраны окружающей среды. Осложняет ситуацию новый закон Дании, согласно которому решение по трубе должно принимать не правительство, а парламент», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.

Задержать строительство «Северного потока-2» не личная инициатива датских властей, на них серьезно давят США, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Изначально Копенгаген собирался выдать разрешение, так как нет никаких оснований придраться к проекту. И первая заявка «Газпрома» на прокладку трубопровода содержала тот же самый маршрут, который одобряла сама Дания при строительстве «Северного потока-1». 

Перспективы суда ЕС для Дании 

По словам эксперта, датчане сами признали, что этот маршрут наиболее экологичен и безопасен. «Северный поток-1» был проложен и введен в эксплуатацию, за ним уже годами ведется наблюдение. Результаты показывают, что подобные газопроводы в принципе не наносят какого-либо ущерба в принципе. Именно американцы настояли на изменении законодательства Дании, согласно которому газопровод следует рассматривать не только с точки зрения экологии, но и с учетом вопросов нацбезопасности, что звучит довольно абсурдно.

«Американцы активно поднимают вопрос остановки «Северного потока-2» и датчане здесь пошли у них на поводу. Интерес США вполне понятен, «Северный поток-2» является конкурентом американским СПГ-проектам. Есть и ряд сил в Европе, которые недовольны прокладкой этого газопровода, в том числе восточные страны во главе с Польшей. Запуск «Северного потока-2» принесет им убытки в случае прекращения прокачки газа через ГТС Украины в пользу нового маршрута.

Политические факторы здесь имеют место, и они оказывают серьезное влияние на конечную позицию датских властей. Ситуация находится в подвешенном состоянии, что даже сильнее осложняет работу, чем отказ. Строительство «Северного потока-2» переходит в заключительную фазу. К декабрю 2019 года все монтажные работы должны быть закончены и начаться техническая прогонка газа по трубе.

Судя по всему, произойдет задержка, и запуск проекта случится в начала 2020 года. Можно проблему решить, обойти территориальные воды Дании, но тогда произойдет небольшое удорожание проекта. Плюс технически предстоит прорабатывать маршрут, исследовать дно, чтобы все было безопасно, согласовать изменения с партнерами. На все это потребуются дополнительные усилия и время», - объясняет Николай Топорнин.

В то же время юристы компании Bech-Bruun, представляющей интересы проекта «Северный поток-2», уведомили Копенгаген о возможных последствиях. Если в кратчайшие сроки не будут выданы необходимые разрешения на прокладку газопровода, датские власти вынуждены будут отвечать в суде. И в отсутствии аргументов вероятность проигрыша в суде ЕС для Копенгагена очень велика. В итоге Дания вынуждена будет компенсировать задержку проекта.

Если говорить о размере компенсаций, которые может выплатить Дания, то они зависят от понесенного ущерба. Как ранее объяснил нам директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, ущерб всегда состоит из совокупности издержек, которые понесут участники проекта. Другими словами, чем дольше датчане тянут с выдачей разрешения, тем выше будет сумма, которую им предъявят в качестве убытков. В итоге речь может идти о миллиардах долларов.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 18.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики