Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Позиция Дании по "Северному потоку-2" разбивается об аргумент России по "Северному потоку-1"

Позиция Дании по "Северному потоку-2" разбивается об аргумент России по "Северному потоку-1"

Политизированная позиция по проекту газопровода «Северный поток-2» может привести Данию в суд, где Россия прибегнет к аргументу «Северного потока-1», считают эксперты. Первый проект в штатном режиме работает уже несколько лет и не нарушает экосистему акватории Дании, никаких претензий со стороны других стран также не звучало. У Дании просто нет поводов для отказа. 

Политизированная позиция Дании по "Северному потоку-2"

Дания заняла политизированную позицию по проекту газопровода «Северный поток-2» и медлит с выдачей разрешения на прокладку трубопровода в своей исключительной экономической зоне, отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, такой шаг идет вразрез с принципами международного морского права, позволяющими сооружать объекты энергетической инфраструктуры в акваториях.

«В Дании действительно сохраняется проблема с проектом «Северный поток-2», так как ранее там был принят закон, который в отличии от других стран теперь требует согласия парламента для прокладки трубопровода. Вопрос имеет политическую подоплеку. Скорее всего, позиция Дании отличается от других европейских стран, потому что датские компании и государство активно не участвуют в реализации проекта.

Они даже не потребляют российский газ, предпочитая покупать его у Норвегии. Германия или Австрия считаются главными бенефициарами проекта, потому что газ из «Северного потока-2» будет способствовать развитию их промышленности.

Они готовы отстаивать газопровод на международной арене, но у Дании такого интереса нет, и она начинает придумывать различные предлоги по остановке или торможению проекта, в том числе в части экологии и охраны окружающей среды. Осложняет ситуацию новый закон Дании, согласно которому решение по трубе должно принимать не правительство, а парламент», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.

Задержать строительство «Северного потока-2» не личная инициатива датских властей, на них серьезно давят США, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Изначально Копенгаген собирался выдать разрешение, так как нет никаких оснований придраться к проекту. И первая заявка «Газпрома» на прокладку трубопровода содержала тот же самый маршрут, который одобряла сама Дания при строительстве «Северного потока-1». 

Перспективы суда ЕС для Дании 

По словам эксперта, датчане сами признали, что этот маршрут наиболее экологичен и безопасен. «Северный поток-1» был проложен и введен в эксплуатацию, за ним уже годами ведется наблюдение. Результаты показывают, что подобные газопроводы в принципе не наносят какого-либо ущерба в принципе. Именно американцы настояли на изменении законодательства Дании, согласно которому газопровод следует рассматривать не только с точки зрения экологии, но и с учетом вопросов нацбезопасности, что звучит довольно абсурдно.

«Американцы активно поднимают вопрос остановки «Северного потока-2» и датчане здесь пошли у них на поводу. Интерес США вполне понятен, «Северный поток-2» является конкурентом американским СПГ-проектам. Есть и ряд сил в Европе, которые недовольны прокладкой этого газопровода, в том числе восточные страны во главе с Польшей. Запуск «Северного потока-2» принесет им убытки в случае прекращения прокачки газа через ГТС Украины в пользу нового маршрута.

Политические факторы здесь имеют место, и они оказывают серьезное влияние на конечную позицию датских властей. Ситуация находится в подвешенном состоянии, что даже сильнее осложняет работу, чем отказ. Строительство «Северного потока-2» переходит в заключительную фазу. К декабрю 2019 года все монтажные работы должны быть закончены и начаться техническая прогонка газа по трубе.

Судя по всему, произойдет задержка, и запуск проекта случится в начала 2020 года. Можно проблему решить, обойти территориальные воды Дании, но тогда произойдет небольшое удорожание проекта. Плюс технически предстоит прорабатывать маршрут, исследовать дно, чтобы все было безопасно, согласовать изменения с партнерами. На все это потребуются дополнительные усилия и время», - объясняет Николай Топорнин.

В то же время юристы компании Bech-Bruun, представляющей интересы проекта «Северный поток-2», уведомили Копенгаген о возможных последствиях. Если в кратчайшие сроки не будут выданы необходимые разрешения на прокладку газопровода, датские власти вынуждены будут отвечать в суде. И в отсутствии аргументов вероятность проигрыша в суде ЕС для Копенгагена очень велика. В итоге Дания вынуждена будет компенсировать задержку проекта.

Если говорить о размере компенсаций, которые может выплатить Дания, то они зависят от понесенного ущерба. Как ранее объяснил нам директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, ущерб всегда состоит из совокупности издержек, которые понесут участники проекта. Другими словами, чем дольше датчане тянут с выдачей разрешения, тем выше будет сумма, которую им предъявят в качестве убытков. В итоге речь может идти о миллиардах долларов.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 18.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики