Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Риск разрушения ГТС»: энерготрейдеры ЕС заявили о возможном «крахе доверия» к Украине из-за долгов по оплате газа

«Риск разрушения ГТС»: энерготрейдеры ЕС заявили о возможном «крахе доверия» к Украине из-за долгов по оплате газа

Газотранспортная система (ГТС) Украины может начать разрушаться из-за отсутствия необходимых объёмов топлива для прокачки. Об этом заявили в Европейской федерации энерготрейдеров (EFET). Там пояснили, что из-за накопившейся задолженности «Укртрансгаза» некоторые поставщики отказываются выполнять обязательства по договорам. Эта ситуация негативно влияет на имидж Киева и может привести «к краху доверия» к украинскому энергетическому сектору, добавили в EFET, напомнив, что стране необходимо подготовиться к отопительному сезону. По мнению экспертов, подобные высказывания могут подтолкнуть украинские власти к более конструктивной позиции на переговорах по продлению контракта на транзит российского газа.

Украину ожидают негативные последствия, если не будет погашена задолженность за поставки технического газа, накопившаяся у компании «Укртрансгаз». Об этом говорится в письме генсекретаря Европейской федерации энерготрейдеров (EFET) Яна ван Акена на имя главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева.

Причиной беспокойства европейцев стал долг «Укртрансгаза» в размере 4,1 млрд гривен (9,8 млрд рублей) перед компаниями EFET по контрактам на поставку газа для технических нужд. В связи с тем, что украинская компания перестала рассчитываться с европейскими партнёрами, они перестали осуществлять закачку голубого топлива. В результате 14 июня «Укртрансгаз» заявил о чрезвычайной ситуации. Отмечается, что в итоге компания получила технический газ от «Нафтогаза», но это уже не восстановит доверия рынка.

«Ситуация крайне деликатная и вызывает обеспокоенность», — заявил генсек EFET.

Он добавил, что если в ближайшее время не будет произведена оплата, то украинская ГТС из-за отсутствия необходимых объёмов подвергнется риску разрушения, что, в свою очередь, приведёт «к краху доверия» к энергетическому сектору Украины со стороны международных партнёров и «к изоляции страны».

«Если деньги не будут выплачены в самое ближайшее время, это приведёт к приостановке коммерческих поставок, результатом чего станет риск коллапса системы», — говорится в сообщении.

Кроме того, сложившаяся ситуация негативно влияет на позицию Киева в предстоящих трёхсторонних переговорах по транзиту газа с участием России и ЕС.

В этой связи Европейская федерация энерготрейдеров, куда входят свыше 100 компаний из 27 стран, призывает главу «Нафтогаза» и «компетентные органы власти» как можно скорее произвести оплату просроченных платежей.

«Это следует сделать немедленно, чтобы Украина могла провести необходимую подготовку к приближающейся зиме 2019—2020 годов», — констатировал Ян ван Акен. 

Ранее Коболев заявил об угрозе «техногенной катастрофы» на Украине, если к началу отопительного сезона не будет закачано 20 млрд кубометров газа.

Между тем в начале июля в рамках процесса анбандлинга — юридического и операционного отделения функций транспортировки газа от его добычи и продажи — «Укртрансгаз», являющийся «дочкой» НАК «Нафтогаз Украины», передал собственной дочерней компании «Оператор ГТС Украины» обязанности по технической эксплуатации газотранспортной системы страны.

Напомним, что в конце 2019 года истекают действующие контракты на поставку и транзит российского газа через Украину. Российская сторона неоднократно указывала, что готова продлить соглашения на взаимовыгодных условиях, тогда как Киев выдвигает заведомо неприемлемые требования, при этом обвиняя Москву в нежелании заключать договор. В сентябре должен состояться очередной раунд трёхсторонних консультаций.

«Новому премьеру Украины предстоит решать множество проблем» 

Как считает глава Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко, будущему премьер-министру Украины достанутся очень большие проблемы в энергетическом секторе — это и транзитный вопрос, и регулирование цен для населения, и разрешение ситуации с задолженностями.

«К сожалению, за времена Гройсмана и Яценюка столько наворовали, столько создали проблем, что новому премьер-министру придётся серьёзно поработать. В Киеве постоянно говорили о реформах, но в действительности никаких реформ не проводили, а выстраивали коррупционные схемы и воровали деньги. И теперь цены на газ очень высокие и накоплены громадные долги», — заявил собеседник RT. 

«Посмотрим, как это будет решать новый премьер. Решить можно. Если заключить нормальный договор о транзите газа из России через Украину, то технические вопросы можно решить. Но это надо сделать. Если этого не сделать, то проблемы будут усугубляться», — добавил Охрименко.

Отметим, что, как ранее указывал президент Украины Владимир Зеленский, новым главой правительства страны должен стать профессиональный и при этом не зависимый ни от кого экономист.

Европейские трейдеры озаботились ситуацией, поскольку не хотят терять источник дохода, заметил в разговоре с RT ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Европейцы получают российский газ транзитом через Украину и продают его обратно украинцам. Их бизнес зависит от надёжности транзита. Не будет транзита — не будет реверсной схемы, а для европейских трейдеров это выгодный бизнес. Они покупают у «Газпрома» чуть подешевле, перепродают Украине с надбавкой и кладут разницу в карман. Это замечательная схема, которую европейский бизнес терять не хочет. Поэтому они озаботились этой проблемой: ведь без технического газа «Укртрансгаз» не сможет работать», — заметил он.

Аналитик предположил, что на ситуацию должны обратить внимание и европейские политики.

«Это может подстегнуть переговорный процесс, потому что нужно подписывать новый договор на транзит через Украину в 2020 году. Он всем нужен — России, Украине, Европе, хотя руководство «Нафтогаза» и пытается саботировать подписание соглашения. Поэтому необходимо, чтобы европейцы активно давили на Украину, чтобы те заняли конструктивную позицию и подписали договор на транзит», — добавил эксперт. 

Авторы: Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Полина Полетаева

Источник: RT, 24.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики