Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украине грозят изоляцией из-за транзита газа

Украине грозят изоляцией из-за транзита газа

Европейские энерготрейдеры поставили Киеву ультиматум по неоплаченным долгам

Украина впервые получила от европейских партнеров «черную метку», как ненадежная страна-транзитер. Главная претензия — непогашенная задолженность перед поставщиками технического газа со стороны оператора украинской ГТС «Укртрансгаза», которая заставляет их усомниться в надежности партнерства с Киевом.

Примерно таков смысл письма, которое Европейская федерация энерготрейдеров (EFET) (объединяет более ста компаний из 27 стран), направила главе «Нафтогаза» Андрею Коболеву.

Напомним, что еще в июне долг «Укртрансгаза» по заключенным договорам на закупку технического газа достиг 4,1 млрд. гривен (155 млн. долларов). В связи с чем, трейдеры не вышли на тендер и перестали осуществлять закачку голубого топлива. А в самой компании тогда даже заговорили об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Теперь же партнеры требуют срочной оплаты. Иначе, как указывается в обращении генсекретаря EFET Яна ван Акена, украинская ГТС из-за отсутствия необходимых объемов подвергнется риску разрушения. Что, в свою очередь, приведёт «к краху доверия» к энергетическому сектору Украины со стороны международных партнёров и «к изоляции страны».

«Если деньги не будут выплачены в самое ближайшее время, это приведёт к приостановке коммерческих поставок, результатом чего станет риск коллапса системы», — говорится в сообщении.

Авторы послания призвали Коболева «при поддержке компетентных органов» как можно скорее вмешаться в ситуацию и обеспечить оплату просроченных счетов.

«Это необходимо сделать немедленно, чтобы Украина могла провести необходимую подготовку к приближающейся зиме 2019/2020», — отметили в федерации.

В чем причина такой озабоченности со стороны европейских участников энергорынка? И какой реакции следует ждать теперь от Украины?

Эти и другие вопросы «СП» адресовала ведущему эксперту Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателю Финансового университета при правительстве РФ Игорю Юшкову:

— Проблема действительно актуальная. Если не будет технического газа, то «Укртрансгаз» не сможет осуществлять транзит российского газа в Европу.

Почему европейские трейдеры этим озаботились — тоже понятно. Их волнует даже не газоснабжение европейских потребителей, а нарушение той схемы, по которой они сейчас зарабатывают на реверсе: покупают газ у «Газпрома» чуть дешевле и продают украинским компаниям, в том числе «Нафтогазу», с надбавкой. Ничего не делая де-факто, получают неплохие прибыли.

Если не будет транзита российского газа, то они не смогут таким образом зарабатывать. Это значит, что на поверхности лежат чисто экономические интересы трейдеров.

Но то, что они сейчас обратили на это внимание, на самом деле, выгодно и для России. Потому что к ним прислушиваются европейские политики, которые, в свою очередь, будут давить на украинское руководство.

«СП»: — Поясните.

— Когда мы говорим о том, что по вине «Нафтогаза» (или «Укртрансгаза») с транзитом могут возникнуть проблемы, это воспринимается обычно как-то предвзято. А вот когда уже сами европейцы бьют в набат, то тут ситуация серьезная.

Но почему вообще такие вещи происходят? 

Официальная версия Украины такая: «Укртрансгаз» покупает у «Нафтогаза» газ по ценам выше, чем зарабатывает на транзите. И получается, что у него просто нет денег на то, чтобы осуществлять какую-то свою деятельность. Он истощил бюджет и, по сути, становится банкротом.

Казалось бы, какие-то средства, чтобы оператор ГТС вышел из этой ситуации, могла бы дать головная компания «Нафтогаз»… Но здесь уже проблема, наверное, во внутренней борьбе на Украине разных политических кланов за контроль над энергетикой. Потому что судьба самого «Нафтогаза» тоже непонятна.

Люди, которые сейчас находятся во главе «Нафтогаза», ратуют за сохранение компании. Но есть и те, кто предлагает разделить «Нафтогаз» — выделить из него добывающие и сбытовые компании. А также — отдельно — оператора газотранспортной системы. В 2005 году, по-моему, там даже был принят закон о том, что оператор ГТС будет называться «Газотранспортные системы Украины» — именно он будет управлять трубой.

Но когда нет окончательного понимания — сохранится «Нафтогаз» или нет, никто деньги ему выделять, естественно, не хочет. И складывается ситуация, что «Укртрансгазу» не на что даже купить технический газ, из-за чего может произойти остановка транзита, потому что газокомпрессорные станции работать не будут.

«СП»: — Но в самом «Укртрансгазе» объясняют финансовые проблемы еще и несанкционированным отбором газа из системы…

— Здесь еще один интересный момент…

Я напомню, в 2009 году, когда еще не был подписан договор на поставку газа для самой Украины, Киев начал отбирать транзитные объемы, а «Газпром» — в ответ на то, что у него забирают газ — прекратил поставку.

Нас тогда стали учить: мол, Украина отбирает на свои технические нужды, как раз на то, чтобы запитывать газокомпрессорные станции. И это — не воровство. Потому что они не должны покупать технический газ, они просто так должны его брать.

А сейчас, оказывается, те же самые европейцы, которые критиковали нас, не хотят отдавать бесплатно «Нафтогазу» такой же технический газ, и очень сильно удивляются, когда Украина берет этот газ и не платит за это деньги.

По сути, они обожглись на том же, на чем в свое время «Газпром». И теперь прекрасно понимают, что газ может оставаться неоплаченным.

«СП»: — Как, по-вашему, эта ситуация отразится на трехсторонних переговорах по транзиту с участием России, ЕС и Украины, очередной раунд которых намечен на сентябрь? «Нафтогаз» перестанет выдвигать необоснованные требования?

— Из-за того, что на Украине происходит активная политическая борьба за активы, сам «Нафтогаз» и энергетическая отрасль в целом мало предсказуемы.

Из-за дефицита денег может остановиться весь транзит. А это — риск. Поэтому не надо заставлять «Газпром» оставлять весь транзит в украинской трубе. И не надо вставлять палки в колеса, когда мы строим дополнительные газопроводы, чтобы повысить надежность газоснабжения самих европейцев.

Должна быть, по крайней мере, возможность качать по альтернативным газопроводам. Поэтому дайте нам их построить, для того чтобы была резервная система, как система страховки.

Так что, России, в какой-то степени, даже выгодно, что поднялась вся эта шумиха. Она снимает, так сказать, пелену наивности с европейцев и показывает, что на Украине куча проблем, и все это может негативным образом сказаться на обеспечении их газом.

Причем, для украинских политических элит это не является какой-то большой неприятностью. Если это не их личных актив, они исповедуют принцип — «после нас хоть потом». И не остановятся даже перед срывом поставок газа на европейский рынок.

Вообще-то, европейским партнерам надо учитывать, что Украина не является надежным транзитером.

Сейчас им не хватает денег на технический газ, а что тогда говорить о модернизации тех же газокомпрессорных установок… О модернизации самой линейной части газопровода…

А что будет через два-четыре-пять лет? Что он газопровода останется?

Вот почему европейцам это надо учитывать и не заставлять Россию сохранять транзит исключительно через Украину.

«СП»: — Сама-то Украина переживёт зиму, если условия, обозначенные трейдерами, не будут выполнены? Понятно, что от российского «прямого» газа она как бы отказались, но реверс-то ей необходим…

— Если не будет транзита, то и реверса — в прямом понимании — конечно, не будет. Потому что сейчас весь газ, который Украина закупает за рубежом, в реальности — российский, просто купленный у европейского посредника.

Не будет транзита — надо будет физически искать где-то других поставщиков.

Американцы украинцев активно подталкивают к этому. Не зря на инаугурации Зеленского делегацию США возглавлял министр энергетики Рик Перри. Что он там говорил? Говорил: «Вы молодцы, что закупаете американский уголь, но надо закупать еще и американский газ».

Смысл такой: вы покупаете американский СПГ, транспортируете до Польши, в Польше его рекондексируете и по трубе возвращаете к себе. То есть, физически берете именно американский СПГ.

Но, опять же, это возможно только при условии газового транзита, потому что трубы работают только на запад.

Поэтому американцы подталкивают Украину как раз-таки к срыву транзита. Они — основные выгодоприобретатели остановки транзита, потому что тогда возникнет дефицит на европейском рынке, цены поднимутся, и американским поставщикам будет выгодно поставлять газ не только в Азию, но и в Европу.

Но следует также понимать, что если ты будешь искать газ в Европе, особенно, в январе, феврале, марте — на пике отопительного сезона, когда спрос повышен, то тебе это очень дорого обойдется.

Цены будут высокими, и не факт что ты вообще найдешь такие объёмы, которые тебе нужны.

Поэтому здесь риски для Украины огромные.

К тому же, встает еще вопрос, как вообще может работать система газоснабжения населения и любых потребителей на Украине, если нет транзита? Вся система газоснабжения там рассчитана на хранение больших объемов транзита — по-моему, больше 40 млрд. кубов должно быть.

То есть, чтобы работать без транзита, надо перестраивать всю ГТС и решать кучу проблем. Подготовительный период здесь большой и затратный. Но пока что мы ничего этого не видим со стороны Украины. 

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 25.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики