Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Дивиденды вместо добычи

Дивиденды вместо добычи

Согласно обнародованным параметрам новой стратегии развития ЛУКОЙЛа, добыча нефти у компании через десятилетие не поднимется выше 100 млн тонн в год. Вместе с газом компания будет добывать около 135 млн тонн нефтяного эквивалента. Предыдущий же вариант стратегии на десять лет (утверждавшийся в 2006 году) предусматривал форсированное наращивание добычи «черного золота». Через десять лет ЛУКОЙЛ собирался добывать 125–145 млн тонн нефти, а с учетом газа 195 млн тонн нефтяного эквивалента. При этом сэкономленные на инвестпрограмме деньги увеличат свободный денежный компании поток до $45 млрд и более против нынешних $15 млрд, что позволит ЛУКОЙЛу существенно увеличить выплачиваемые своим акционерам дивиденды — с 15% до 30% чистой прибыли.

Часть экспертного сообщества уже успела поддержать бизнес-логику в действиях ЛУКОЙЛа. Действительно, в условиях мирового экономического кризиса наблюдается падение спроса на нефть, а вместе со спросом снизились и цены. Не слишком высокая (по меркам пика лета 2008) нынешняя цена на нефть объективно подталкивает многие мировые энергетические компании к снижению инвестиций, особенно в сложные месторождения, требующие существенных вложений.
 

Для ЛУКОЙЛа ставка на активное развитие добычи осложняется ещё и спецификой политических рисков работы в России, когда все ключевые месторождения так или иначе достаются двум государственным гигантам — «Газпрому» и «Роснефти» (в силу и закона о шельфе, и механизма контроля за иностранными инвестиция в российский upstream).
 

Однако, с другой стороны, действия ЛУКОЙЛа — это в некотором роде апофеоз столь полюбившейся российским компаниям линии поведения, которую можно условно назвать «дивиденды вместо добычи». Несмотря на явное понимание того факта, что мировой кризис закончится и спрос на углеводороды восстановится (и будет даже расти ещё несколько десятилетий по ряду фундаментальных причин вроде увеличения численности населения Земли и откровенной «пробуксовки» внедрения альтернативных источников энергии), компании не спешат вкладывать в будущее. Долгосрочные инвестиции явно не в приоритете — приветствуется логика «взять здесь и сейчас и тут же перевести в дивиденды». И хотя с точки зрения краткосрочных интересов бизнеса подобная линия поведения понятна, но в долгосрочном плане она может привести к весьма печальным последствия вроде существенного падения добычи нефти в РФ. С соответствующими эффектами и для бюджета всей страны, и для доходов её граждан.
 

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики