Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Дивиденды вместо добычи

Дивиденды вместо добычи

Согласно обнародованным параметрам новой стратегии развития ЛУКОЙЛа, добыча нефти у компании через десятилетие не поднимется выше 100 млн тонн в год. Вместе с газом компания будет добывать около 135 млн тонн нефтяного эквивалента. Предыдущий же вариант стратегии на десять лет (утверждавшийся в 2006 году) предусматривал форсированное наращивание добычи «черного золота». Через десять лет ЛУКОЙЛ собирался добывать 125–145 млн тонн нефти, а с учетом газа 195 млн тонн нефтяного эквивалента. При этом сэкономленные на инвестпрограмме деньги увеличат свободный денежный компании поток до $45 млрд и более против нынешних $15 млрд, что позволит ЛУКОЙЛу существенно увеличить выплачиваемые своим акционерам дивиденды — с 15% до 30% чистой прибыли.

Часть экспертного сообщества уже успела поддержать бизнес-логику в действиях ЛУКОЙЛа. Действительно, в условиях мирового экономического кризиса наблюдается падение спроса на нефть, а вместе со спросом снизились и цены. Не слишком высокая (по меркам пика лета 2008) нынешняя цена на нефть объективно подталкивает многие мировые энергетические компании к снижению инвестиций, особенно в сложные месторождения, требующие существенных вложений.
 

Для ЛУКОЙЛа ставка на активное развитие добычи осложняется ещё и спецификой политических рисков работы в России, когда все ключевые месторождения так или иначе достаются двум государственным гигантам — «Газпрому» и «Роснефти» (в силу и закона о шельфе, и механизма контроля за иностранными инвестиция в российский upstream).
 

Однако, с другой стороны, действия ЛУКОЙЛа — это в некотором роде апофеоз столь полюбившейся российским компаниям линии поведения, которую можно условно назвать «дивиденды вместо добычи». Несмотря на явное понимание того факта, что мировой кризис закончится и спрос на углеводороды восстановится (и будет даже расти ещё несколько десятилетий по ряду фундаментальных причин вроде увеличения численности населения Земли и откровенной «пробуксовки» внедрения альтернативных источников энергии), компании не спешат вкладывать в будущее. Долгосрочные инвестиции явно не в приоритете — приветствуется логика «взять здесь и сейчас и тут же перевести в дивиденды». И хотя с точки зрения краткосрочных интересов бизнеса подобная линия поведения понятна, но в долгосрочном плане она может привести к весьма печальным последствия вроде существенного падения добычи нефти в РФ. С соответствующими эффектами и для бюджета всей страны, и для доходов её граждан.
 

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики