Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Дивиденды вместо добычи

Дивиденды вместо добычи

Согласно обнародованным параметрам новой стратегии развития ЛУКОЙЛа, добыча нефти у компании через десятилетие не поднимется выше 100 млн тонн в год. Вместе с газом компания будет добывать около 135 млн тонн нефтяного эквивалента. Предыдущий же вариант стратегии на десять лет (утверждавшийся в 2006 году) предусматривал форсированное наращивание добычи «черного золота». Через десять лет ЛУКОЙЛ собирался добывать 125–145 млн тонн нефти, а с учетом газа 195 млн тонн нефтяного эквивалента. При этом сэкономленные на инвестпрограмме деньги увеличат свободный денежный компании поток до $45 млрд и более против нынешних $15 млрд, что позволит ЛУКОЙЛу существенно увеличить выплачиваемые своим акционерам дивиденды — с 15% до 30% чистой прибыли.

Часть экспертного сообщества уже успела поддержать бизнес-логику в действиях ЛУКОЙЛа. Действительно, в условиях мирового экономического кризиса наблюдается падение спроса на нефть, а вместе со спросом снизились и цены. Не слишком высокая (по меркам пика лета 2008) нынешняя цена на нефть объективно подталкивает многие мировые энергетические компании к снижению инвестиций, особенно в сложные месторождения, требующие существенных вложений.
 

Для ЛУКОЙЛа ставка на активное развитие добычи осложняется ещё и спецификой политических рисков работы в России, когда все ключевые месторождения так или иначе достаются двум государственным гигантам — «Газпрому» и «Роснефти» (в силу и закона о шельфе, и механизма контроля за иностранными инвестиция в российский upstream).
 

Однако, с другой стороны, действия ЛУКОЙЛа — это в некотором роде апофеоз столь полюбившейся российским компаниям линии поведения, которую можно условно назвать «дивиденды вместо добычи». Несмотря на явное понимание того факта, что мировой кризис закончится и спрос на углеводороды восстановится (и будет даже расти ещё несколько десятилетий по ряду фундаментальных причин вроде увеличения численности населения Земли и откровенной «пробуксовки» внедрения альтернативных источников энергии), компании не спешат вкладывать в будущее. Долгосрочные инвестиции явно не в приоритете — приветствуется логика «взять здесь и сейчас и тут же перевести в дивиденды». И хотя с точки зрения краткосрочных интересов бизнеса подобная линия поведения понятна, но в долгосрочном плане она может привести к весьма печальным последствия вроде существенного падения добычи нефти в РФ. С соответствующими эффектами и для бюджета всей страны, и для доходов её граждан.
 

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики