Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за ноябрь 2009 г.

Топ-лист событий за ноябрь 2009 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за ноябрь 2009 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Определены условия поставок газа на Украину

    Россия пошла на довольно существенные уступки, отказавшись от взимания штрафов в этом году и фактически письменно закрепив отказ от взимания штрафов за недобор газа в следующем. В совокупности это может составить около 12 млрд долларов за два года, что является довольно ощутимым подарком Украине с российской стороны. Однако нам кажется, что, конечно, лучше было бы оформить все эти обязательства как долг. Понятно, что у Украины денег нет, но в этой ситуации все же попытка поддержать премьер-министра Тимошенко оказалась более важной. Принятые решения несколько сократили вероятность новой газовой войны, но Украине еще предстоит заплатить за декабрь. Окончательный срок оплаты придется на начало января, как раз перед выборами. Соответственно, президент Украины Ющенко может не дать санкции на оплату. А мы знаем, что платят за газ сейчас из золотовалютных резервов через Нацбанк. И в этом плане вероятность войны все равно сохраняется..

  2. Выдача Швецией, Финляндией и Данией официального разрешения на строительство Nord Stream

    Неопределенность с Украиной в среднесрочной перспективе делает достаточно значимым создание обходных путей. Понятно, что речь не идет о поставке дополнительного газа на рынки Европы. Вопрос именно в замене Украины. В этом плане, конечно, продолжается активная переговорная фаза о сооружении и Nord Stream, и South Stream. Решения, которые приняты тремя скандинавскими странами, очень важны. Особенно неожиданно было решение Швеции. Швеция, председательствующая в ЕС, решила не портить саммит Россия – Евросоюз. Хотя президент России Медведев и намекал, что не готов туда приехать, он все же посетил мероприятия в Стокгольме. Оказалось, что без политической составляющей решения принимаются быстрее. Все оказывается не так страшно, в том числе и пресловутая зависимость от России. Швеция, в отличие от Финляндии и Дании, ничего особенного не выигрывает, не имеет никакой прямой экономической выгоды, что любопытно.

  3. Активные переговоры о вхождении французской EdF в акционерный капитал South Stream

    Об этом говорилось во время визита Путина во Францию. Это важное событие, потому что противники South Stream всегда изображают этот проект как «газпромовский», который делался в партнерстве с друзьями итальянцами. Теперь это уже проект на троих - полноценный европейский проект, что довольно важно. Условия вхождения пока не согласованы, потому что «Газпром» не хочет в равных долях отдавать акции EdF. Пока он настаивает на том, чтобы EdF вошла в проект за счет итальянской стороны. Если Украина поверит, что South Stream будет построен, у нее не остается никакого пути, кроме как идти на уступки и создавать консорциум по управлению своей ГТС. Иначе Украина может рухнуть как государство, поскольку реальной экономики там нет, и транзит – существенная часть ее доходов. В этом смысле, крайне любопытно, как развитие South Stream будет сказываться на перспективах управления украинской ГТС.

  4. Вступление в силу закона об энергоэффективности

    В этом вопросе Россия идет наравне с Европейским Союзом, для которого эта тема злободневна. Действительно, потенциал энергоэффективности в России огромен – речь идет о десятках миллионов долларов возможных упущенных выгод. Но, к огромному сожалению, новый закон так и не предложил четких механизмов повышения энергоэффективности, кроме локальных решений, типа замены лампочек на энергосберегающие или обязательной установки счетчиков в домах. По большому счету, этот закон сильно напоминает европейскую стратегию 20-20-20. Предполагается, что муниципалитеты должны сократить энергопотребление за 5 лет на 15 процентов. Это довольно ощутимая цифра. Но как ее достигнуть – никто не объясняет. Это означает, что, если муниципалитеты будут этот закон выполнять, они будут банально вырубать рубильник и сокращать потребление не путем внедрения новых технологий, а путем сокращения подачи электричества Как, например, повышает энергоэффективность Московский метрополитен, где половина эскалаторов не работает именно потому, что метрополитен экономит электричество. Есть опасения, что такой тупой подход возобладает.

  5. Обращение Медведева к теме попутного газа в Послании Федеральному Собранию РФ

    Один из классических примеров того, как на ровном месте мы теряем деньги и ресурсы. Несколько лет уже мы говорим про попутный газ и его утилизацию. Называют чудовищные цифры потерь, вплоть до 50 млрд кубов газа ежегодно. Фактически это целый Nord Stream. Что изменится в борьбе за утилизацию попутного газа после выступления Президента РФ не ясно. Механизмы практической реализации совершенно не продуманы.

  6. Назначение Евгения Дода главой РусГидро и Бориса Ковальчука главой ИнтерРАО

    Очень любопытные явления происходят в российской энергетике. Многие думают, что это некий шаг по слиянию активов и реанимации РАО «ЕЭС России», потому что после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС все чаще раздается мнение, что погорячились мы с реформой и нужно обратно все собирать. Считается, что последние кадровые перемещения свидетельствуют о собирании этого «терминатора» обратно. Однако Игорь Сечин и Ковальчук-старший представляют разные политические группы в путинском окружении. И если все государственное сливать в одну компанию, то возникнет сложный клубок политических согласований. Особенно, если туда добавить еще и вопрос сетей. Так что, возможно, что секрет последних перемещений вовсе не в намерении государства объединить все государственные активы в одну компанию. Скорее, речь идет о частных решениях, вызванных борьбой номенклатурных группировок за ресурсы.

  7. Визит главы Туркменистана в Москву и объявленные планы по резкому сокращению закупок туркменского газа

    «Газпром» объявил о намерении резко сократить объемы закупок природного газа в Средней Азии в ближайшие годы, что вызвало крайнее недовольство Туркмении. Это при том, что раньше президент Туркмении отказывал многим высокопоставленным чиновникам в аудиенции, вел себя как классический центральноазиатский диктатор. У Туркмении появляются новые возможности: 15 декабря будет запущен газопровод Туркмения – Китай потенциальной мощностью 40 млрд кубов, расширятся до 12 млрд кубов поставки газа в Иран. Это позволяет Гурбангулы Бердымухамедову шантажировать Россию на тему появления некоей альтернативы. И поставки в Иран, и поставки в Туркмению напрямую будут осуществляться с тех месторождений, с которых сейчас идут поставки газа в Россию. Поэтому мы считаем, что российская политика абсолютно правильная. Если мы все время будем делать ставку на центральноазиатский газ - который нам кажется очень дешевым, а на самом деле является очень дорогим - то, конечно, у нас проблемы в собственной добыче будут серьезными. Заметим также, что с Туркменского газа не платится 30-процентная экспортная пошлина, т.е., по большому счету, бюджет вообще ничего не зарабатывает на продаже туркменского газа в Европу. Какой смысл в таком транзите и в таких закупках?

  8. «Транснефть» предлагает объединить три тарифные зоны по поставкам нефти на Восток

    «Транснефть» уверяет, что все является ее приоритетом – и ВСТО, и БТС-2, но, тем не менее, мы видим, что в случае с ВСТО возникают довольно серьезные проблемы с ценой транспортировки. Президент «Транснефти» Николай Токарев честно признал, что, если бы все было по-правильному, то тариф, например, в бухту Козьмино составил бы 130 долларов за тонну. Это при том, что сейчас цена отгрузки до портов с дальнейшей поставкой в Европу не превышает 50 долларов за тонну. Т.е. фактически речь идет о том, что транспортировка нефти на Восток может оказаться в 2,5 раза дороже, чем поставка нефти в Европу. Поэтому и возникает идея сетевого тарифа, чтобы нефтяники субсидировали сами за счет своих поставок в Европу поставки нефти в Китай и Азию. Это очень странная политика. В «Транснефти» это понимают, предлагая идею трех тарифных зон, где самая дорогая нефть, с точки зрения транспортировки, будет с Ванкора. Это субсидирование – не очень разумная идея. И это еще при том, что, напомним, есть предложение полностью обнулить экспортную пошлину на поставки нефти с восточносибирских месторождений. Так для кого это добыча происходит - для нас или для Китая?

  9. «Газпром» опубликовал трехлетний инвестиционный план

    Ситуация крайне непростая, при этом «Газпром» пытается-таки держать инвестиции на довольно высоком уровне. Собственно, отступать ему все равно некуда. Новые газовые провинции вводить нужно. Думаем, у компании есть и внутренний потенциал оптимизации расходов. Надеемся, что большие ожидания оправдаются.

  10. Минюст обвинил Генпрокуратуру в том, что проверки предприятий ТЭК проходят с массовыми нарушениями

    Любопытное заявление, с точки зрения межведомственной конкуренции и борьбы. Обращает на себя внимание то, что это заявление последовало после активных попыток Федеральной таможенной службы пересмотреть схему взимания таможенных платежей с «Газпрома», от чего Газпром уверенно отбивается. Любопытно, конечно, не связаны ли эти события друг с другом?

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики