Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за ноябрь 2009 г.

Топ-лист событий за ноябрь 2009 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за ноябрь 2009 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Определены условия поставок газа на Украину

    Россия пошла на довольно существенные уступки, отказавшись от взимания штрафов в этом году и фактически письменно закрепив отказ от взимания штрафов за недобор газа в следующем. В совокупности это может составить около 12 млрд долларов за два года, что является довольно ощутимым подарком Украине с российской стороны. Однако нам кажется, что, конечно, лучше было бы оформить все эти обязательства как долг. Понятно, что у Украины денег нет, но в этой ситуации все же попытка поддержать премьер-министра Тимошенко оказалась более важной. Принятые решения несколько сократили вероятность новой газовой войны, но Украине еще предстоит заплатить за декабрь. Окончательный срок оплаты придется на начало января, как раз перед выборами. Соответственно, президент Украины Ющенко может не дать санкции на оплату. А мы знаем, что платят за газ сейчас из золотовалютных резервов через Нацбанк. И в этом плане вероятность войны все равно сохраняется..

  2. Выдача Швецией, Финляндией и Данией официального разрешения на строительство Nord Stream

    Неопределенность с Украиной в среднесрочной перспективе делает достаточно значимым создание обходных путей. Понятно, что речь не идет о поставке дополнительного газа на рынки Европы. Вопрос именно в замене Украины. В этом плане, конечно, продолжается активная переговорная фаза о сооружении и Nord Stream, и South Stream. Решения, которые приняты тремя скандинавскими странами, очень важны. Особенно неожиданно было решение Швеции. Швеция, председательствующая в ЕС, решила не портить саммит Россия – Евросоюз. Хотя президент России Медведев и намекал, что не готов туда приехать, он все же посетил мероприятия в Стокгольме. Оказалось, что без политической составляющей решения принимаются быстрее. Все оказывается не так страшно, в том числе и пресловутая зависимость от России. Швеция, в отличие от Финляндии и Дании, ничего особенного не выигрывает, не имеет никакой прямой экономической выгоды, что любопытно.

  3. Активные переговоры о вхождении французской EdF в акционерный капитал South Stream

    Об этом говорилось во время визита Путина во Францию. Это важное событие, потому что противники South Stream всегда изображают этот проект как «газпромовский», который делался в партнерстве с друзьями итальянцами. Теперь это уже проект на троих - полноценный европейский проект, что довольно важно. Условия вхождения пока не согласованы, потому что «Газпром» не хочет в равных долях отдавать акции EdF. Пока он настаивает на том, чтобы EdF вошла в проект за счет итальянской стороны. Если Украина поверит, что South Stream будет построен, у нее не остается никакого пути, кроме как идти на уступки и создавать консорциум по управлению своей ГТС. Иначе Украина может рухнуть как государство, поскольку реальной экономики там нет, и транзит – существенная часть ее доходов. В этом смысле, крайне любопытно, как развитие South Stream будет сказываться на перспективах управления украинской ГТС.

  4. Вступление в силу закона об энергоэффективности

    В этом вопросе Россия идет наравне с Европейским Союзом, для которого эта тема злободневна. Действительно, потенциал энергоэффективности в России огромен – речь идет о десятках миллионов долларов возможных упущенных выгод. Но, к огромному сожалению, новый закон так и не предложил четких механизмов повышения энергоэффективности, кроме локальных решений, типа замены лампочек на энергосберегающие или обязательной установки счетчиков в домах. По большому счету, этот закон сильно напоминает европейскую стратегию 20-20-20. Предполагается, что муниципалитеты должны сократить энергопотребление за 5 лет на 15 процентов. Это довольно ощутимая цифра. Но как ее достигнуть – никто не объясняет. Это означает, что, если муниципалитеты будут этот закон выполнять, они будут банально вырубать рубильник и сокращать потребление не путем внедрения новых технологий, а путем сокращения подачи электричества Как, например, повышает энергоэффективность Московский метрополитен, где половина эскалаторов не работает именно потому, что метрополитен экономит электричество. Есть опасения, что такой тупой подход возобладает.

  5. Обращение Медведева к теме попутного газа в Послании Федеральному Собранию РФ

    Один из классических примеров того, как на ровном месте мы теряем деньги и ресурсы. Несколько лет уже мы говорим про попутный газ и его утилизацию. Называют чудовищные цифры потерь, вплоть до 50 млрд кубов газа ежегодно. Фактически это целый Nord Stream. Что изменится в борьбе за утилизацию попутного газа после выступления Президента РФ не ясно. Механизмы практической реализации совершенно не продуманы.

  6. Назначение Евгения Дода главой РусГидро и Бориса Ковальчука главой ИнтерРАО

    Очень любопытные явления происходят в российской энергетике. Многие думают, что это некий шаг по слиянию активов и реанимации РАО «ЕЭС России», потому что после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС все чаще раздается мнение, что погорячились мы с реформой и нужно обратно все собирать. Считается, что последние кадровые перемещения свидетельствуют о собирании этого «терминатора» обратно. Однако Игорь Сечин и Ковальчук-старший представляют разные политические группы в путинском окружении. И если все государственное сливать в одну компанию, то возникнет сложный клубок политических согласований. Особенно, если туда добавить еще и вопрос сетей. Так что, возможно, что секрет последних перемещений вовсе не в намерении государства объединить все государственные активы в одну компанию. Скорее, речь идет о частных решениях, вызванных борьбой номенклатурных группировок за ресурсы.

  7. Визит главы Туркменистана в Москву и объявленные планы по резкому сокращению закупок туркменского газа

    «Газпром» объявил о намерении резко сократить объемы закупок природного газа в Средней Азии в ближайшие годы, что вызвало крайнее недовольство Туркмении. Это при том, что раньше президент Туркмении отказывал многим высокопоставленным чиновникам в аудиенции, вел себя как классический центральноазиатский диктатор. У Туркмении появляются новые возможности: 15 декабря будет запущен газопровод Туркмения – Китай потенциальной мощностью 40 млрд кубов, расширятся до 12 млрд кубов поставки газа в Иран. Это позволяет Гурбангулы Бердымухамедову шантажировать Россию на тему появления некоей альтернативы. И поставки в Иран, и поставки в Туркмению напрямую будут осуществляться с тех месторождений, с которых сейчас идут поставки газа в Россию. Поэтому мы считаем, что российская политика абсолютно правильная. Если мы все время будем делать ставку на центральноазиатский газ - который нам кажется очень дешевым, а на самом деле является очень дорогим - то, конечно, у нас проблемы в собственной добыче будут серьезными. Заметим также, что с Туркменского газа не платится 30-процентная экспортная пошлина, т.е., по большому счету, бюджет вообще ничего не зарабатывает на продаже туркменского газа в Европу. Какой смысл в таком транзите и в таких закупках?

  8. «Транснефть» предлагает объединить три тарифные зоны по поставкам нефти на Восток

    «Транснефть» уверяет, что все является ее приоритетом – и ВСТО, и БТС-2, но, тем не менее, мы видим, что в случае с ВСТО возникают довольно серьезные проблемы с ценой транспортировки. Президент «Транснефти» Николай Токарев честно признал, что, если бы все было по-правильному, то тариф, например, в бухту Козьмино составил бы 130 долларов за тонну. Это при том, что сейчас цена отгрузки до портов с дальнейшей поставкой в Европу не превышает 50 долларов за тонну. Т.е. фактически речь идет о том, что транспортировка нефти на Восток может оказаться в 2,5 раза дороже, чем поставка нефти в Европу. Поэтому и возникает идея сетевого тарифа, чтобы нефтяники субсидировали сами за счет своих поставок в Европу поставки нефти в Китай и Азию. Это очень странная политика. В «Транснефти» это понимают, предлагая идею трех тарифных зон, где самая дорогая нефть, с точки зрения транспортировки, будет с Ванкора. Это субсидирование – не очень разумная идея. И это еще при том, что, напомним, есть предложение полностью обнулить экспортную пошлину на поставки нефти с восточносибирских месторождений. Так для кого это добыча происходит - для нас или для Китая?

  9. «Газпром» опубликовал трехлетний инвестиционный план

    Ситуация крайне непростая, при этом «Газпром» пытается-таки держать инвестиции на довольно высоком уровне. Собственно, отступать ему все равно некуда. Новые газовые провинции вводить нужно. Думаем, у компании есть и внутренний потенциал оптимизации расходов. Надеемся, что большие ожидания оправдаются.

  10. Минюст обвинил Генпрокуратуру в том, что проверки предприятий ТЭК проходят с массовыми нарушениями

    Любопытное заявление, с точки зрения межведомственной конкуренции и борьбы. Обращает на себя внимание то, что это заявление последовало после активных попыток Федеральной таможенной службы пересмотреть схему взимания таможенных платежей с «Газпрома», от чего Газпром уверенно отбивается. Любопытно, конечно, не связаны ли эти события друг с другом?

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики