Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неспособность Украины договориться по транзиту грозит разрушением украинской ГТС

Неспособность Украины договориться по транзиту грозит разрушением украинской ГТС

Чтобы сохранить приемлемые объемы транзита российского газа, Украине необходимо сесть за стол переговоров и договориться с Россией – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

На Украине озаботились финансовыми потерями

Таким образом Станислав Павлович прокомментировал заявление секретаря СНБО Украины Александра Данилюка, что Киеву нужно сделать все, чтобы сохранить транзит российского газа, поскольку он приносит в украинский бюджет 3 млрд долларов в год.

На самом деле, перед нами констатация факта, но практика говорит о том, что Украина делает все, чтобы довести ситуацию с транзитом газа до абсурда и не просто не согласовать с Россией новый транзитный договор, а вообще со скандалом прекратить всякие поставки.

По крайней мере, линия НАК «Нафтогаз» и правительства Украины ведет к тому, что после того, как 31 декабря 2019 года истечет срок действия российско-украинского транзитного договора, поставки природного газа из России в Евросоюз через территорию Украины будет приостановлены. И пока непонятно, насколько долгосрочным может быть такой процесс, учитывая все нюансы двусторонних отношений Москвы и Киева.

Кроме того, «Газпром» строит «Северный поток-2» и «Турецкий поток», поэтому непонятно, а на какие объемы транзита газа может рассчитывать Украина в случае, если Киев изменит свою российскую политику и попытается подписать новое базовое соглашение с Москвой. 

«В случае некоторой нормализации отношений России и Украины, когда стороны просто стабилизируют важные экономические вопросы, Киев сможет сохранить свой транзит природного газа даже в сравнительно крупном объеме», - констатирует Митрахович.

Естественно, часть украинского транзита точно потеряется, поскольку благодаря первой нитке «Турецкого потока» объемы, которые раньше шли в Турцию, пойдут по данному проекту. Что касается «Северного потока-2», то из-за позиции Дании нет уверенности, что эта магистральная линия заработает с 1 января 2020 года, не говоря уже о том, что она будет несколько лет выходить на полную мощность.

Все это оставляет Украине возможность для сохранения транзита российского газа, а в случае увеличения европейских закупок подобного сырья в России, то и для получения транзитных объемов, достаточных для нормального развития украинской газотранспортной системы.

«Безусловно, сегодня нет никакого разговора о слишком больших объемах транзита, ведь раньше через Украину в Евросоюз и Турцию шло около 80 процентов всего российского экспорта газа, но это все равно достаточно хорошие цифры», - заключает Митрахович

Транзитная ситуация ухудшится для Украины после 2022 года

Как замечает эксперт, в 2020 году «Газпрому» нужно будет закончить определенные технологические процессы с «Северным потоком-2» и достроить газопровод EUGAL на территории Германии, который на 1 января 2020 года будет находиться в стадии реализации.

«Данное обстоятельство свидетельствует о том, что «Северный поток-2» выйдет на полную мощность где-то в районе 2022 года. Так что, если в прошлом году через Украину прошло 87 млрд кубов газа, то в 2020 году это будет где-то 70 млрд кубов. В то же время, в 2022 году транзит будет уже 30 млрд кубов и ниже, особенно если Киев не будет сговорчивей», - резюмирует Митрахович.

Также сейчас идет строительство инфраструктуры для второй нитки «Турецкого потока» и имеются все основания говорить о том, что уже осенью «Газпром» может официально объявить о начале реализации данного газотранспортного проекта.

«А вот это уже может добить украинскую ГТС, поскольку при текущих объемах потребления в Евросоюзе транзит российского газа через Украину может сократиться настолько, что поставит вопрос о рентабельности продолжения поставок», - констатирует Митрахович

По словам Станислава Павловича, это также приведет к перестройке всей украинской ГТС, ее оптимизации под новые реалии, для чего потребуются серьезные инвестиции, которые выльются в значительное повышение тарифов на Украине.

«Если бы Украина действовала разумно, то, во-первых, никто бы не форсировал сокращение транзита газа через данную страну, а, во-вторых, Киев мог бы согласовать гарантированные объемы в 30-40 млрд кубов транзита», - заключает Митрахович.

Такая цифра позволила бы украинской стороне выстроить экономическую стратегию в энергетике и провести плановую оптимизацию своих мощностей, поскольку авральный вариант приведет к существенным рискам и к перспективе коллапса данного сектора экономики Украины. И здесь важна даже не потеря 3 млрд долларов, а реализация всего этого процесса по наихудшему сценарию.

«По этой теме вообще можно было организовать консорциум трех сторон – России, Евросоюза и Украины, который бы взял под контроль проблему транзита газа через территорию Украины и окончательно закрыл данный вопрос», - резюмирует Митрахович

Соответственно, данный вопрос можно решить, и Украина путем переговоров может обеспечить себе более-менее приемлемые условия, но такого желания со стороны Киева не видно. Есть, конечно, это высказывание Данилюка, который от Януковича перешел к Порошенко, а затем достался в наследство Зеленскому, но оно ничего не меняет и является обычной констатацией факта.

«Пока от команды Зеленского не видно желания как-то договариваться с Россией», - констатирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 13.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики