Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неспособность Украины договориться по транзиту грозит разрушением украинской ГТС

Неспособность Украины договориться по транзиту грозит разрушением украинской ГТС

Чтобы сохранить приемлемые объемы транзита российского газа, Украине необходимо сесть за стол переговоров и договориться с Россией – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

На Украине озаботились финансовыми потерями

Таким образом Станислав Павлович прокомментировал заявление секретаря СНБО Украины Александра Данилюка, что Киеву нужно сделать все, чтобы сохранить транзит российского газа, поскольку он приносит в украинский бюджет 3 млрд долларов в год.

На самом деле, перед нами констатация факта, но практика говорит о том, что Украина делает все, чтобы довести ситуацию с транзитом газа до абсурда и не просто не согласовать с Россией новый транзитный договор, а вообще со скандалом прекратить всякие поставки.

По крайней мере, линия НАК «Нафтогаз» и правительства Украины ведет к тому, что после того, как 31 декабря 2019 года истечет срок действия российско-украинского транзитного договора, поставки природного газа из России в Евросоюз через территорию Украины будет приостановлены. И пока непонятно, насколько долгосрочным может быть такой процесс, учитывая все нюансы двусторонних отношений Москвы и Киева.

Кроме того, «Газпром» строит «Северный поток-2» и «Турецкий поток», поэтому непонятно, а на какие объемы транзита газа может рассчитывать Украина в случае, если Киев изменит свою российскую политику и попытается подписать новое базовое соглашение с Москвой. 

«В случае некоторой нормализации отношений России и Украины, когда стороны просто стабилизируют важные экономические вопросы, Киев сможет сохранить свой транзит природного газа даже в сравнительно крупном объеме», - констатирует Митрахович.

Естественно, часть украинского транзита точно потеряется, поскольку благодаря первой нитке «Турецкого потока» объемы, которые раньше шли в Турцию, пойдут по данному проекту. Что касается «Северного потока-2», то из-за позиции Дании нет уверенности, что эта магистральная линия заработает с 1 января 2020 года, не говоря уже о том, что она будет несколько лет выходить на полную мощность.

Все это оставляет Украине возможность для сохранения транзита российского газа, а в случае увеличения европейских закупок подобного сырья в России, то и для получения транзитных объемов, достаточных для нормального развития украинской газотранспортной системы.

«Безусловно, сегодня нет никакого разговора о слишком больших объемах транзита, ведь раньше через Украину в Евросоюз и Турцию шло около 80 процентов всего российского экспорта газа, но это все равно достаточно хорошие цифры», - заключает Митрахович

Транзитная ситуация ухудшится для Украины после 2022 года

Как замечает эксперт, в 2020 году «Газпрому» нужно будет закончить определенные технологические процессы с «Северным потоком-2» и достроить газопровод EUGAL на территории Германии, который на 1 января 2020 года будет находиться в стадии реализации.

«Данное обстоятельство свидетельствует о том, что «Северный поток-2» выйдет на полную мощность где-то в районе 2022 года. Так что, если в прошлом году через Украину прошло 87 млрд кубов газа, то в 2020 году это будет где-то 70 млрд кубов. В то же время, в 2022 году транзит будет уже 30 млрд кубов и ниже, особенно если Киев не будет сговорчивей», - резюмирует Митрахович.

Также сейчас идет строительство инфраструктуры для второй нитки «Турецкого потока» и имеются все основания говорить о том, что уже осенью «Газпром» может официально объявить о начале реализации данного газотранспортного проекта.

«А вот это уже может добить украинскую ГТС, поскольку при текущих объемах потребления в Евросоюзе транзит российского газа через Украину может сократиться настолько, что поставит вопрос о рентабельности продолжения поставок», - констатирует Митрахович

По словам Станислава Павловича, это также приведет к перестройке всей украинской ГТС, ее оптимизации под новые реалии, для чего потребуются серьезные инвестиции, которые выльются в значительное повышение тарифов на Украине.

«Если бы Украина действовала разумно, то, во-первых, никто бы не форсировал сокращение транзита газа через данную страну, а, во-вторых, Киев мог бы согласовать гарантированные объемы в 30-40 млрд кубов транзита», - заключает Митрахович.

Такая цифра позволила бы украинской стороне выстроить экономическую стратегию в энергетике и провести плановую оптимизацию своих мощностей, поскольку авральный вариант приведет к существенным рискам и к перспективе коллапса данного сектора экономики Украины. И здесь важна даже не потеря 3 млрд долларов, а реализация всего этого процесса по наихудшему сценарию.

«По этой теме вообще можно было организовать консорциум трех сторон – России, Евросоюза и Украины, который бы взял под контроль проблему транзита газа через территорию Украины и окончательно закрыл данный вопрос», - резюмирует Митрахович

Соответственно, данный вопрос можно решить, и Украина путем переговоров может обеспечить себе более-менее приемлемые условия, но такого желания со стороны Киева не видно. Есть, конечно, это высказывание Данилюка, который от Януковича перешел к Порошенко, а затем достался в наследство Зеленскому, но оно ничего не меняет и является обычной констатацией факта.

«Пока от команды Зеленского не видно желания как-то договариваться с Россией», - констатирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 13.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики