Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Участие иностранцев на шельфе в Арктике бессмысленно без импорта технологий

Участие иностранцев на шельфе в Арктике бессмысленно без импорта технологий

Включение иностранцев в разработку шельфовых месторождений является давней идеей, которая давно обсуждается в России – отмечает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Трутнев попросил президента обратить внимание на Арктику

Заместитель председателя правительства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев написал письмо на имя президента РФ Владимира Путина, в котором заявил, что арктический шельф не работает на экономическое развитие России, причем это связано с тем, что в 2012 году были введены заградительные ограничения на состав участников арктических проектов.

Речь идет о государственных компаниях с пятилетним опытом работы, что на выходе сузило круг до «Роснефти», «Газпрома» и его дочки «Газпром-нефти». Данный фактор привел к тому, что разработка месторождений в Арктике значительно отстает от графика.

Правительство РФ выдало в 2012 году 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа в Арктике, обязав госкомпании пробурить 86 скважин за 20 лет, но на 2019 год было пробурено только пять скважин, из-за чего планы по освоению шельфа уже сорваны.

Трутнев отметил, что это приведет к тому, что к 2035 году Россия благодаря этому «потеряет» 18 трлн рублей «прибавки» к ВВП, а ресурсами Арктики не смогут воспользоваться живущие сегодня поколения, и это сужает возможности развития нашей страны. 

В качестве причины такого положения дел Трутнев назвал то обстоятельство, что «Газпром» и «Роснефть» и без Арктики обеспечены ресурсной базой, поэтому им не выгодно делать акцент на данный регион. Из-за этого в рамках арктических проектов нашей стране нужно увеличить уровень конкуренции, что можно сделать с помощью приглашения иностранных компаний, а также частных российских российских игроков.

Здесь Трутнев предлагает использовать так называемую норвежскую модель, т.е. допуск на шельф иностранных компаний в составе консорциума, где оператором будет российская компания. Подобный подход, по его мнению, может помочь решить проблемы развития Арктики.

Другой вопрос, не надо забывать, что сейчас на дворе не 2012 год, против нас применены санкции, а иностранные компании не горят желанием заходить в Россию, не говоря уже об ограничениях на экспорт в РФ технологий, необходимых для освоения промыслов в Арктике.

«Предложения по допуску иностранцев и частного бизнеса на шельф ходили давно. Действительно, у нас есть законодательные ограничения по тому, кто имеет право работать на данном рынке, и этот подход в России постоянно критикуется», - констатирует Перов

Фактически, в этом заявлении Трутнева предлагается изменить закон и расширить круг участников, причем это напрямую не связано с тем, что «Роснефть» и «Газпром» не могут обеспечить запланированный в начале нулевых уровень развития добычи в Арктике.

Сегодня 2019 год, а не 2012

«О либерализации доступа на шельф много раз говорили представители «Лукойла», но, на самом деле, все это было актуально до событий 2014 года, которые внесли серьезные коррективы в планы развития Арктики», - резюмирует Перов.

Поэтому, как замечает эксперт, если даже сейчас произойдет либерализация шельфового законодательства, то все равно будет очень сложно добиться прихода иностранных инвесторов в российские проекты. В то же время, здесь наиболее важны не деньги, а технологии, на экспорт которых в отечественные энергетические проекты сегодня действуют масштабные ограничения.

Кроме того, у нас есть перед глазами пример СПГ-проектов компании «Новатэк», которые были реализованы благодаря льготам со стороны правительства, а также гарантированию Москвой иностранной инвестиционной составляющей. 

В результате, СПГ-проекты были созданы, российское сырье уже активно торгуется на европейском и мировом рынке сжиженного газа, но фактические доходы бюджета равны нулю, причем можно говорить даже об упущенной выгоде.

«Здесь нужно посмотреть на планы, связанные с развитием Северного морского пути. Если до 2014 года много говорилось о том, что нужно развивать шельфовые месторождения, то сейчас подход правительства кардинально изменился», - заключает Перов.

И тут, опять же, показательны СПГ-проекты «Новатэка» на Ямале – во-первых, они дешевле шельфовых, во-вторых, мы бы в них не справились без иностранного инвестирования, в-третьих, «Ямал-СПГ» был почти полностью осуществлен за счет импорта технологий. Такая же ситуация ожидается и в контексте осуществления арктических проектов со стороны любых независимых компаний.

«И это все прекрасно понимают – например, в разнарядке по развитию Северного морского пути нет шельфовых месторождений, а ведь без обеспечения нужного грузопотока нельзя будет обеспечить работу таких проектов в принципе», - констатирует Перов

По словам Александра Валентиновича, у нас много говорят про Штокмановский проект, но сейчас реальных планов по освоению шельфа нет, поэтому изменение законодательства ничего не даст, а само заявление Трутнева просто привлекает внимание к данному вопросу.

Для развития Арктики по планам начала нулевых годов у России просто нет нужных ресурсов – тратить излишки на менее рентабельные проекты нерационально, из-за чего данное направление сегодня и отдвинуто на неопределенный срок.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 19.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики